Регулирование конфликтов между органами власти и населением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты стали реальностью нашей повседневной жизни. Происходящие реорганизации экономических, политических и правовых институтов пока не оказали заметного влияния на изменение тенденции к обострению разнообразных ситуаций. Наличие конфликтов в различных сферах жизни диктует потребность в их анализе; выявлении причин и условий, порождающих конфликтные ситуации, выработке мер по предупреждению, прекращению развития конфликтов, по их разрешению.

Содержание

Введение……………………………………………………………..............3
1. Теоретические аспекты изучения конфликтов между органами
власти и населением…………..……………………………………………...7
1.1. Понятие и виды конфликтов…………………………………………7
1.2. Органы власти и население, как участники конфликта………......11
1.3. Методы регулирования конфликтов между органами власти
и населением………………………………………………………..14
2. Современная ситуация в сфере конфликтного взаимодействия
органов власти населения…………………………………………............22
2.1. Анализ конфликтов между органами власти и населением……..22
2.2.Проблемы регулирования конфликтов органов власти
и населения…………………………………………………………...26
3. Совершенствование системы управления конфликтами между
органами власти и населением….………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТУ.docx

— 67.50 Кб (Скачать файл)

       – выявление предмета взаимных уступок с целью ослабления конфликта или недопущения его срыва в деструктивную фазу;

       – определение мер и форм гарантии достигнутого соглашения.

     Можно отметить, что условием успешных переговоров  является установление взаимоприемлемых понятийно-терминологического аппарата переговорного общения на принципах  сдержанности и стремления понять оппонента; ритуалов переговорного общения1.

     Только  после того, как стороны вникнут  в позиции друг друга, поймут стиль  аргументации партнера по переговорам, начнут просматриваться возможные  решения проблемы, контуры компромиссов.

     Для всех участников конфликта существуют правила поведения и кодексы  запретов:

       – авторитарность поведения;

    откровенная грубость;

    – м  преждевременная, поспешная оценка промежуточных результатов переговоров как провала;

     –  нельзя полагать, что просьба одной из сторон сделать перерыв является признаком слабости;

     –  недопустимо оценивать компромиссные предложения

     противоположной стороны как проявление слабости;

     –  стороны, так как проявление гибкости является проявлением силы.

     Для успеха переговоров надо видеть их цели и задачи:

     Достижение  реальных результатов – это главная  задача переговоров, выраженная в письменном решении, которое должно быть четким, определенным, недвусмысленным). Должны также присутствовать: готовность к  осуществлению необходимых изменений  своих первоначальных позиций, корректировка  предложений, готовность пройти на уступки, компромисс, эмоциональная поддержка, позитивный психологический климат, настроение, человеческие взаимоотношения  в ходе переговоров, предпосылки  дальнейших конфликтов.

     Понятие «компромисс» обычно трактуется как  уступка некоторых требований, отказ  от части собственных требований в пользу соглашения с другой партией, государством и т. д.

     В такой трактовке компромисс предстаёт  как чисто техническое средство, метод смягчения обострившихся  противоречий, противоборства.

     Однако  глубинный, интенциональный смысл  этого понятия и богаче, и сложнее. Компромисс включает такие признаки, как собирание, объединение, сотрудничество взаимодействующих сторон, и в  то же время некоторые характеристики взаимного исключения, противоборства, конфликтности, которые проявляются  в отношениях между ними. Компромисс наилучшим образом характеризует  сущность мирного регулирования  конфликта, поскольку ориентирован на исключение его насильственных форм, на снижение интенсивности. Более того, он означает существенные подвижки в  позициях конфликтующих сторон, поскольку  «в конце концов соглашаться на компромисс – значит отчасти признать справедливость чужих аргументов, находить решение, приемлемое для всех».

     Компромиссы являются либо результатом равновесия сил, т. е. в известном смысле вынужденными соглашениями, либо результатом сознательного  выбора, и в этом смысле добровольными. Однако в принципе общественные группы, особенно политические организации, стремятся  к победе и господству над противником. Если общество недемократическое, то политический строй стремится к тотальному устранению противника, даже к его  физическому уничтожению. В демократическом  обществе победа по самому своему характеру  является политической, ее результаты частично соответствуют интересам  противника, и поэтому она в  большей или меньшей степени  является компромиссом.

     Естественно, что равновесие, достигаемое посредством  политического компромисса, является подвижным, оно постоянно колеблется, нарушается и восстанавливается. С  точки зрения ряда авторов такое  равновесие, т. е. компромисс, и составляет основу стабильного, устойчивого развития: «По сути же дела, речь идёт о становлении нового социального качества (стабильность, общенациональное согласие)».

     Исторически наибольшую способность к компромиссам обнаруживали либеральные демократии Запада, само социальное устройство которых, тип хозяйственной деятельности, политическое развитие и диалоговая политическая культура облегчали и  стимулировали взаимные уступки  и поиск баланса интересов1. Естественная склонность к компромиссам была и остается одной из важнейших особенностей конституционно- плюралистических режимов и сегодня.

     Однако  функциональная роль компромиссов в  условиях развитой демократии далеко не однозначна. Для демократического режима одинаково опасна как избыточная приверженность идеям, т. е. неприятие  компромиссов, так и избыточное стремление к последним. Особенно явственно  избыточное стремление к компромиссам проявляется в деятельности основных властных институтов – правительства  и парламента, а нередко и во взаимоотношениях между ними. Поскольку  функционирование парламентской демократии базируется на принципе большинства, погоня за ним нередко становится навязчивой идеей многих правительств и проправительственных фракций в парламенте. Поиск большинства, разумеется, необходим - без этого  нельзя принять ни одного ответственного решения. Компромиссом является создание парламентского большинства, формирование коалиционного правительства, да и  вообще формирование кабинета. Ведь даже в президентской республике, где  парламент не имеет права напрямую вмешиваться в кадровые назначения президента, последний предлагает кандидатуры, учитывая возможную реакцию на них  депутатов парламента. Политический курс, формируемый таким правительством, также является компромиссом. Однако в том случае, если поиск большинства  подменяет поиск самого решения, стремление к компромиссу может  привести если не к гибели режима, то к его параличу.

     Таким образом, роль компромиссов неоднозначна даже в открытых обществах, где они  являются жизненным и самостоятельным  принципом демократической политики. Акцент на том, что любая социальная ситуация требует определенных компромиссов, не дает оснований полагать, что  компромиссы необходимы во всех случаях. Поэтому считать компромисс практикой, неизбежно ведущей к социальному прогрессу, и неоправданно, и опасно: он может приводить к вырождению личности и разложению общества. Что станет результатом такой практики – прогресс или разложение, будет зависеть от типа заключаемых компромиссов – не от их практики, а от их сущности.

     Если  неизбежность компромисса и его  содержание продиктовано лишь силой, то подобные компромиссы не могут быть ничем иным, кроме как кратковременными перемириями. Более сильная сторона  будет не только диктовать содержание компромисса, но, по мере укрепления своих  позиций, требовать все новых  уступок от более слабой. Поэтому  сдержать ее амбиции могут лишь некие  принципы или идеалы, например, законность требований, порядочность представителей, справедливость, общественный интерес, всеобщее благо. Ведь сама природа компромисса  предполагает наличие определенных, традиционно признаваемых принципов  справедливости, на основе которых  могут быть сделаны взаимные уступки: «Инди-видуумы с готовностью поступятся некоторыми специфическими интересами и притязаниями только тогда, когда  их заинтересованность в сохранении чего-то более ценного еще сильнее».

     Компромисс  может быть использован как во благо, так и во зло1. Трагедия многих демократий прошлого состояла в том, что компромиссы в различных областях приводили к катастрофам. Особенно наглядно это проявилось во внешней политике европейских государств в межвоенный период.

 

     2. Современная ситуация  в сфере конфликтного

     взаимодействия органов власти и населения 

     2.1. Анализ конфликтов между

     органами  власти с населением 

     Конфликтов обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, проведем анализ одного из современных конфликтов.

     Акции рыбаков прошли в 15 городах страны, причем в Петрозаводске и Кемерово митинги запретили местные власти. Организаторами выступила газета «Рыбак рыбака» (тираж 33 тыс. экземпляров), а информация о митингах распространялась в основном через интернет-форумы, где давно обсуждали перспективы введения платной рыбалки. По мнению рыболовов, именно это следует из поправок к закону «О рыболовстве», принятых Госдумой в декабре 2010 года. Тогда депутаты расширили права рыболовных баз, которым муниципалитеты сдают в аренду участки водоемов. Ранее базы не имели права брать деньги именно за любительский лов рыбы: их полномочия касались, по сути, продажи туристических услуг, от которых рыболов мог отказаться. В итоге муниципалитеты и регионы просто не находили желающих взять участки в аренду — сейчас, по данным Росрыболовства, в стране всего 6,5 тыс. участков с таким статусом.

     Принятые  поправки радикально изменили ситуацию: теперь арендаторы должны заключать  договоры по "оказанию возмездных услуг  в области любительского и  спортивного рыболовства" со всеми  желающими порыбачить: без таких «фиш-карт» рыбалка на этих участках запрещена. Услуги могут включаться и в "туристический продукт" согласно закону "Об основах туристской деятельности". По сути, речь идет об ограничении доступа к участкам водоемов тех любителей, которые не готовы заключать договоры и платить за «туристические услуги» — для них предусмотрены все остальные водоемы РФ.

     Теперь  рыба в водоемах арендаторов законодательно защищена от «халявщиков». Уже с начала 2011 года ряд регионов, в том числе Ленинградская, Московская, Вологодская области, Карелия, готовят или уже объявили конкурсы на аренду десятков участков, которые в перспективе могут стать платными. Именно это и вызвало протесты рыбаков-любителей, которые не могут предсказать, какие именно «рыбные места» муниципалитеты решат сдать под базы. Глава Росрыболовства Андрей Крайний в феврале уже объяснял тонкости нового закона премьер-министру Владимиру Путину, пояснив, что базы вряд ли будут повсеместны. Тем не менее очевидно, что для регионов и Росрыболовства имеет смысл стимулировать создание баз именно на наиболее популярных у рыбаков-любителей водоемах с высокой транспортной доступностью.

     К акциям рыболовы подошли творчески: большинство митингующих прибывали  к месту протеста в традиционных тулупах и резиновых сапогах. В Челябинске, где митинговали  около 300 человек, протестующие пробурили  лунки в городском фонтане  и забросили туда крючки. В Калининграде фонтана не хватило для всех желающих, тогда рыболовы принялись ловить рыбу в принесенных ведрах и даже унитазе.

     В Казани митинг рыболовов стал самым  массовым с 1993 года: к Дому правительства  вышли более 3 тыс. человек с удочками и плакатами «Отстояли Волгу в 43-м, отстоим и сейчас» и «Чиновник, подумай о старике, не лишай его отдыха на родной реке». С начала года в Татарии на Волге и Каме основные места ловли рыбы площадью 90 тыс. га оказались разделены между шестью предприятиями, взявшими участки в аренду на 20 лет. Недовольство жителей разделил президент Татарии Рустам Минниханов, 23 марта он дал поручение республиканской прокуратуре проверить результаты конкурса. «Не так много увлечений у людей, чтобы еще и на рыбалку не могли ходить»— заявил господин Минниханов.

     В Москве более тысячи рыболовов собрались  на Пушкинской площади в субботу. Кроме отмены злополучных поправок рыбаки требовали общественного обсуждения закона «О рыболовстве», отстранения главы Росрыболовства Андрея Крайнего от регулирования спортивного и любительского рыболовства, а также запрета свободной торговли сетями и обеспечения бесплатного доступа к воде. «Реализация закона приведет к катастрофическим последствиям,— обратился к собравшимся главный редактор газеты "Рыбак рыбака» Алексей Цессарский.— Закон предусматривает передачу озер и рек в аренду коммерсантам, которых никак не обязывает полученную прибыль расходовать на улучшение экологии водоемов». Выступавшие делились опытом: на многих платных водоемах нет условий для ловли, а все услуги сводятся к сбору денег за определенное количество выловленных особей.

     Глава Росрыболовства Андрей Крайний, прибывший  на митинг, под свист и громкие  крики «Вали! Позор!» успел пригласить рыболовов к сотрудничеству в составе совместной рабочей группы. Рыболовы, по словам господина Цесарского, намерены создать свое общественное движение, которое будет зарегистрировано в ближайший месяц.

     Поддержать  рыболовов решили активисты ЛДПР, которым организаторы митинга незамедлительно  напомнили, что их партия голосовала за поправки, против которых и направлен  митинг. Вообще, почувствовав в набирающем силу движении рыболовов политический ресурс, к протестующим в разных регионах попыталась примкнуть не только ЛДПР, но и КПРФ и даже «Единая Россия». Однако рыболовы пока подчеркнуто сторонятся брать в союзники ту или иную партию. «Мы пока не выдвигаем политических требований и озабочены решением практических вопросов»,— заявил «Ъ» господин Цессарский.

     Стоит отметить, что в последнее время  россияне предпочитают выходить на улицы  не ради абстрактных политических идей, например, о свободе собраний. Протесты против монетизации льгот, акции  противзапрета «правого руля» во Владивостоке, митинги против повышения транспортного налога (см. справку) — все эти массовые движения начались без участия политических сил, и в большинстве случае власти пришлось пойти на уступки. «В условиях общественной апатии протесты вызывает не сама политическая обстановка, а нарушения конкретных общественных интересов, как в случае с рыбаками»,— уверен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. По словам экспертов, в предвыборный период в имиджевом плане власти гораздо дешевле пойти на уступки народному возмущению, чем отвечать репрессиями.

     Первый  вице-премьер Равиль Муратов на митинге  рыбаков заявил, что правительство  будет искать возможность отмены платной рыбалки и заверил  рыболовов, что уже сейчас они  могут бесплатно рыбачить на водоемах республики. Он также сообщил, что  правительство Татарстана рассматривает  возможность обратиться с предложением: внести соответствующие поправки в  документ, регламентирующий основные вопросы организации любительского  и спортивного рыболовства. В  соответствии с федеральным законом  предполагается, что рыбалка станет платной только в тех местах, где  рыбакам будут предоставлены  дополнительные услуги. Например, парковка для автомобиля, оборудованный причал, места для размещения рыбаков, услуги егеря и т.д. Эти участки должны быть согласованы с администрациями  муниципальных районов Республики Татарстан. На остальных участках рыбалка  должна оставаться безвозмездной, сообщает пресс-служба президента РТ.

Информация о работе Регулирование конфликтов между органами власти и населением