Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Содержание

Введение………………………………………………. …………..3
1. Понятие «социальный институт»
1.1 Характеристика социального института……………… 4
1.2 Типы социальных институтов…………………………. 6
2. Религия как социальный институт
2.1 Определение религии как социального института……7
2.2 Современные мировые религии………………………..9
2.3 Современная религиозная ситуация в России………..12
Заключение………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Социология реферат.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики 

Тверской  филиал

Кафедра ____________________ 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Социология»

на тему: «Религия как социальный институт» 
 

                  Выполнил: студентка 1 курса           

                  Проверил:   
                   
                   
                   

Тверь, 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………. …………..3

  1. Понятие «социальный институт»
    1. Характеристика социального института……………… 4
    2. Типы социальных институтов…………………………. 6
  2. Религия как социальный институт
    1. Определение религии как социального института……7
    2. Современные мировые религии………………………..9
    3. Современная религиозная ситуация в России………..12

Заключение………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………….15

 

Введение

     Религия как явление, присущее человеческому  обществу на протяжении всей его истории  и охватывающее до настоящего времени  подавляющую часть населения  земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

       Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

     Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как в форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мра, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

      Данная  работа рассматривает религию как  социальный интститут. Целью работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.

Задачи работы:

- изучение понятия  социального института, его характерных  черт;

- рассмотрение  религии как социального института. 
 
 

 

1. Понятие «социальный институт»
1.1 Характеристика  социального института
 
   Институт  – от лат. institutum – установление, учреждение.

   Термин  заимствован социологами из юриспруденции, где под институтом понимается определенный комплекс норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере.

   Социальный  институт – целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, устойчивое социальное образование, обеспечивающее гарантированную реализацию данных потребностей.

   Социальный  институт имеет как внешнюю, так  и внутреннюю стороны.

   Внешняя сторона социального института  – социальные группы, социальные организации.

   Внутренняя  сторона социального института  – ценности, нормы, стандарты поведения.

   Социальные  институты выполняют роль инстинктов в человеческом обществе.

   Они помогают бороться за существование  и успешно выживать не только отдельному человеку, но и всему обществу.

   Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

   Процесс институционализации, т.е. образования  социального института проходит несколько последовательных этапов:

   1) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

   2) Формирование общих целей.

   3) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

   4) Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

   5) Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.

   6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

   7) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

   Финалом процесса институционализации можно  считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социального процесса.

   Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

   Социологи по-разному понимают внутреннюю структуру  социальных институтов.

   Одни  считают, что главными в социальном институте выступают «статусы»  и «роли».

   Другие  уверены, что в первую очередь  речь идет о системе норм и предписаний.

   Третьи  выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального  контроля и т.д.

   Все эти точки зрения по существу верны, поскольку представляют разное видение  одного и того же.

   Можно выделить следующие элементы социального  института:

   —цели и задачи, которые относятся к  явным функциям института

   —образцы  или правила поведения

   —символические  черты

   —утилитарные  черты

   —устные и письменные традиции.

   Все социальные институты подразделяются на главные (базовые, основные) и неглавные (неосновные).

   Они различаются также по времени  своего возникновения и продолжительности  существования (постоянно действующие  и кратковременные институты).

   Социальные  институты различаются также  по жесткости санкций за нарушение  правил, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления и др.

   

1.2 Типы социальных институтов

      Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или  институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его  стабильность и интеграцию. Большинство  современных социологов сходятся в  том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

      1) институты семьи и брака, являющиеся  институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство  человеческого рода, демографический  рост населения;

      2) политические институты, государство,  обеспечивающие управление в  различных сферах общества, безопасность  и социальный порядок;

      3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие  опережающее технико-экономическое  развитие общества;

      4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность  между поколениями людей в  передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения,  подготовке кадров;

      5) институты религии, способствующие  решению разного рода духовных  проблем.

Все эти институты  возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад. 

2. Религия как социальный институт.

2.1 Определение  религии как социального института

      Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.

      Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или  богов, в сверхъестественные силы, а  также соответствующее поведение  и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система  верований и ритуалов, с помощью  которых определенная группа людей  объясняет и реагирует на то, что  находит сверхъестественным и священным.

      Как всякий социальный институт религия  существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

      1. Обязательное наличие группы  верующих (хотя религия может  быть связана с глубоко личным  переживанием индивида).

      2. Религии присуще наличие священных  предметов, явлений, обладающих  какой-то сверхъестественной силой,  живого существа, возможности которого  не ограничены законами природы.  В каждой религии практически  существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности.

      3. Религия как всякий социальный  институт имеет свои особые  культурные символы, которые в  предельно концентрированной форме  создают представление о религии.  Распятие, полумесяц, звезда Давида  — символы определенных религий.  Православный храм — святое  место, считается, что здесь  нельзя арестовать человека, поскольку  каждый находится в храме как  бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя  одежда духовенства, молитва,  икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей  и заступницей Москвы).

      4. Религия опирается на определенную  систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание.  Эти верования объясняют и  человеческую натуру, и окружающую  природу, и сверхъестественные  силы. Так, с точки зрения большинства  религиозных людей, человек в  случае смерти предстанет перед  Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

      5. Религия имеет особую совокупность  действий, или ритуалов. Ритуалы  — это одобренные образцы поведения  по отношению к сверхъестественным  силам. Так, заходя в храм, православный  снимает головной убор и крестится.  Новорожденного несут в церковь  для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое  здание, просят священника освятить  его. Иными словами, вся жизнь  верующего человека — от рождения  до смерти — как бы направляется  церковью.

     6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.

2.2 Современные мировые религии

     Религия вместе с обществом шла от несовершенных  верований: фетишизма, тотемизма, магии  и анимизма к современным мировым  религиям.

     Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три  мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки  одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует  национальная специфика.

     Важнейшая идея мировых религий – равенство  всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета  кожи и национальности – позволила  относительно легко встать им на место  существовавших многоликих божеств  и полностью заменить их. Все мировые  религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем  мире и в зависимости от благочестия  в этом.

     Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI–V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Информация о работе Религия как социальный институт