Религия как социокультурное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

Несколько подходов к определению религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.
Структура развитых религий:
1) религиозное сознание – обыденное и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);
2) деятельность – культовая (Культ) и внекультовая;
3) отношения; 4) институты и организации.

Вложенные файлы: 1 файл

3.Мыслик И.Ю. Религия как социокультурное явление.docx

— 18.70 Кб (Скачать файл)

Религия как социокультурное явление.

Несколько подходов к определению  религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.

 Структура развитых религий: 

1) религиозное сознание – обыденное  и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);

2) деятельность – культовая (Культ) и внекультовая;

3) отношения; 4) институты и организации.

 Религиозное сознание – задает  содержание и особенности Р.  как области духовной жизни.  Ему присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.

 Функции религии: 

1) мировоззренческая - задает предельные  критерии, Абсолюты; 2) компенсаторная - восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека; 3) регулятивная - с помощью норм религиозного права, морали, обычаев, институтов осуществляет управление деятельностью и отношениями; 4) интегрирующее-дезинтегрирующая – объединяет и разъединяет; 5) культурно-транслирующая - являясь составной частью культуры способствует развитию определенных ее слоев – грамотности, письменности, школ. Но, с др. стороны определенные слои культуры отторгаются, отталкиваются – языческая культура, смеховая, портретная живопись; 6) легитимирующее-разлегитимирующая – узаконивает и утверждает неправомерность.

 Предпосылки религии: 

1) космические; 2) атмосферные; 3) геотектонические;

4) социумные; 5) социокультурные; 6) антропологические;

7) психологические; 8) гносеологические

 Подходы к определению сущности религии:

 1) объективно-идеалистический;

2) субъективно-идеалистический (Шлейермахер);

3) натуралистический (Фрейд «Тотем и табу»);

4) антропологический (Фейербах) - в  его понимании, бог, предмет  религиозного поклонения – это  такой фантастический образ, созданный  в сознании людей, который в  определенной степени отражает их собственную сущность;

5) диалектико-материалистический - рассматривает религию как одну из форм общественного сознания, возникающую на определенной этапе существования человеческого общества. Истоки религии необходимо искать не в потустороннем мире, а в реальных связях и отношениях, характерных для повседневной общественной жизни. Здесь религия определяется как искаженное отражение действительных реальных отношений людей.

 Таким образом, сущность религиозного  мировоззрения заключается в  том, что его основой является  вера в сверхъестественный «абсолют», который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей. Кроме того, характерной чертой религиозного сознания является то, что оно основано на недоказуемых утверждениях о конечных причинах мира, о смысле и ценности человеческого существования.

 Основой религиозного мировоззрения,  таким образом, является религиозная  вера, включающая в себя знание  и принятие в качестве истинных  религиозных идей, представлений  и понятий, а кроме того, уверенность  в существовании гипостазированных,  т.е. сущностных основ, а также присущих им свойств и вещей.

 Говоря о сущностных характеристиках  религии, мы подчеркивали, что  она есть феномен культуры. В  этой связи целесообразно остановиться  на соотношении этих понятий.  При всех различиях в уровнях  развития Р. и К. и их соотношениях  между собой, они всегда являются  существенными факторами личной, общественной и государственной  жизни. Стоит отметить, что даже  атеизм не представляет в этом  ряду исключение, поскольку утверждает  и определяет себя через то или иное отношение к религии.

 Р. и К. соотносятся между  собой как часть и целое,  однако эти их значения могут  меняться под влиянием исторических  условий. Например, вплоть до начала  эпохи Нового времени Р. безраздельно  царила в обществе, образовывая  одну из главных функциональных  составляющих этого общества, она  представляла собой своеобразный  управленческий центр всей общественной  жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта.

 Существует два противоположных  понимания роли Р. и К. в  жизни современного общества. С  одной стороны, в них видят  источник общественного развития  – в последние годы все чаще  раздаются голоса, что источником  возрождения России должно стать  православие, являющееся, по мнению  многих, первоисточником российской  культуры и государственности.  С другой стороны, признается, что само общество, в процессе  своего развития обновляет Р. и К.

 Религия, в свою очередь,  также играет в культуре чрезвычайно  важную роль. Важнейшая задача  религий как социокультурного  явления - в позитивном поддержании  нормального течения жизни. Религиозные  представления - это коллективные  представления, выражающие коллективные реальности, обряды - это способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.

 Эти задачи обеспечиваются  тем, что религиозная вера имеет  два главных источника. Один  из них - это вера во всемогущего  Бога, выступающего судьей людей.  Второй источник - вера, вероятно, возникшая  на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающееся существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога, его наследником, он - "дитя бессмертия", способное войти в вечную жизнь.

 Т.е., наука дает возможность  человеку накапливать информацию  и факты, религия позволяет  обрести моральные ценности и цель в жизни.

 Однако для нашего времени  характерно кризисное мироощущение. Одним из проявлений его в  жизни современного человека  стало усиление антисциентистских настроений (неверие в науку). Среди причин этих настроений в интересующем нас контексте выделим две.

 Первая связана с разочарованием  в традиционной науке, ее неспособностью  решить некоторые жизненно важные  проблемы - технические, медицинские и другие.

 Вторая причина обусловлена  дисциплинарной разрозненностью  и утилитарной направленностью  современной науки. Современный  человек, имеющий определенное, узконаправленное  образование, имеет дело не  со всей сферой научного знания, а лишь с фрагментами, доступными  ему, он не получает целостного  представления о мире. Наука, следовательно,  не достигает в этой ситуации главной познавательной цели.

 Религия остается загадкой  не только в теоретическом,  но и в этическом смысле. Она  полна теоретических и этических  противоречий. Она обещает нам  общение с природой, с людьми, со сверхъестественными силами  и с самими богами. Однако ее  воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых  разногласий и фанатичной борьбы  между людьми. Религия претендует  на обладание абсолютной истиной,  но ее история есть история ошибок и ересей.

 Антропологов и этнологов  часто поражало сходство элементарных  идей, обнаруживаемых ими во всем  мире и при совершенно различных  социальных и культурных условиях. То же характерно и для религии.  Предметы веры, догматы, теологические  системы заняты бесконечной борьбой.  Порой и этические идеалы различных  религий настолько широко расходятся, что едва ли совместимы друг  с другом. Тем не менее, все  это не затрагивает специфической  формы религиозного чувства и  внутреннего единства религиозного  мышления. Меняются религиозные  символы, но основополагающие  принципы, символическая деятельность, как таковая остаются неизменными.


Информация о работе Религия как социокультурное явление