Религия как социокультурное явление.
Несколько подходов к определению
религии: теологический, философский,
критический, научный. Два основных взгляда:
религия существует в многообразии религий
(своего рода универсалия, «общий термин»);
религии существуют как модификации единой
первоначальной религии.
Структура развитых религий:
1) религиозное сознание – обыденное
и концептуальное (Теология, Теизм,
религиозная философия);
2) деятельность – культовая (Культ)
и внекультовая;
3) отношения; 4) институты и организации.
Религиозное сознание – задает
содержание и особенности Р.
как области духовной жизни.
Ему присущи: вера, чувственная наглядность,
созданные воображением образы, соединение
адекватного действительности с иллюзиями,
символичность, аллегоричность, диалогичность,
эмоциональная насыщенность, функционирование
с помощью религиозной лексики.
Функции религии:
1) мировоззренческая - задает предельные
критерии, Абсолюты; 2) компенсаторная
- восполняет ограниченность, зависимость,
относительность, эфемерность, ущербность
бытия человека; 3) регулятивная - с помощью
норм религиозного права, морали, обычаев,
институтов осуществляет управление деятельностью
и отношениями; 4) интегрирующее-дезинтегрирующая
– объединяет и разъединяет; 5) культурно-транслирующая
- являясь составной частью культуры способствует
развитию определенных ее слоев – грамотности,
письменности, школ. Но, с др. стороны определенные
слои культуры отторгаются, отталкиваются
– языческая культура, смеховая, портретная
живопись; 6) легитимирующее-разлегитимирующая
– узаконивает и утверждает неправомерность.
Предпосылки религии:
1) космические; 2) атмосферные; 3) геотектонические;
4) социумные; 5) социокультурные; 6) антропологические;
7) психологические; 8) гносеологические
Подходы к определению сущности
религии:
1) объективно-идеалистический;
2) субъективно-идеалистический (Шлейермахер);
3) натуралистический (Фрейд «Тотем и
табу»);
4) антропологический (Фейербах) - в
его понимании, бог, предмет
религиозного поклонения – это
такой фантастический образ, созданный
в сознании людей, который в
определенной степени отражает их
собственную сущность;
5) диалектико-материалистический - рассматривает
религию как одну из форм общественного
сознания, возникающую на определенной
этапе существования человеческого общества.
Истоки религии необходимо искать не в
потустороннем мире, а в реальных связях
и отношениях, характерных для повседневной
общественной жизни. Здесь религия определяется
как искаженное отражение действительных
реальных отношений людей.
Таким образом, сущность религиозного
мировоззрения заключается в
том, что его основой является
вера в сверхъестественный «абсолют»,
который в зависимости от конкретной религии
имеет свой набор качеств и характерных
особенностей. Кроме того, характерной
чертой религиозного сознания является
то, что оно основано на недоказуемых утверждениях
о конечных причинах мира, о смысле и ценности
человеческого существования.
Основой религиозного мировоззрения,
таким образом, является религиозная
вера, включающая в себя знание
и принятие в качестве истинных
религиозных идей, представлений
и понятий, а кроме того, уверенность
в существовании гипостазированных,
т.е. сущностных основ, а также
присущих им свойств и вещей.
Говоря о сущностных характеристиках
религии, мы подчеркивали, что
она есть феномен культуры. В
этой связи целесообразно остановиться
на соотношении этих понятий.
При всех различиях в уровнях
развития Р. и К. и их соотношениях
между собой, они всегда являются
существенными факторами личной,
общественной и государственной
жизни. Стоит отметить, что даже
атеизм не представляет в этом
ряду исключение, поскольку утверждает
и определяет себя через то
или иное отношение к религии.
Р. и К. соотносятся между
собой как часть и целое,
однако эти их значения могут
меняться под влиянием исторических
условий. Например, вплоть до начала
эпохи Нового времени Р. безраздельно
царила в обществе, образовывая
одну из главных функциональных
составляющих этого общества, она
представляла собой своеобразный
управленческий центр всей общественной
жизни, являясь хранилищем коллективного
социального опыта.
Существует два противоположных
понимания роли Р. и К. в
жизни современного общества. С
одной стороны, в них видят
источник общественного развития
– в последние годы все чаще
раздаются голоса, что источником
возрождения России должно стать
православие, являющееся, по мнению
многих, первоисточником российской
культуры и государственности.
С другой стороны, признается,
что само общество, в процессе
своего развития обновляет Р. и К.
Религия, в свою очередь,
также играет в культуре чрезвычайно
важную роль. Важнейшая задача
религий как социокультурного
явления - в позитивном поддержании
нормального течения жизни. Религиозные
представления - это коллективные
представления, выражающие коллективные
реальности, обряды - это способы действия,
возникающие в собравшихся вместе группах
и призванные возбуждать, поддерживать
или восстанавливать определенные ментальные
состояния этих групп.
Эти задачи обеспечиваются
тем, что религиозная вера имеет
два главных источника. Один
из них - это вера во всемогущего
Бога, выступающего судьей людей.
Второй источник - вера, вероятно, возникшая
на основе нормальных и сверхнормальных
переживаний, в нечто существующее в человеке,
и остающееся существовать после его смерти.
Эта вера возвышает природу человека,
посредством нее он становится сыном Бога,
его наследником, он - "дитя бессмертия",
способное войти в вечную жизнь.
Т.е., наука дает возможность
человеку накапливать информацию
и факты, религия позволяет
обрести моральные ценности и цель
в жизни.
Однако для нашего времени
характерно кризисное мироощущение.
Одним из проявлений его в
жизни современного человека
стало усиление антисциентистских
настроений (неверие в науку). Среди причин
этих настроений в интересующем нас контексте
выделим две.
Первая связана с разочарованием
в традиционной науке, ее неспособностью
решить некоторые жизненно важные
проблемы - технические, медицинские и
другие.
Вторая причина обусловлена
дисциплинарной разрозненностью
и утилитарной направленностью
современной науки. Современный
человек, имеющий определенное, узконаправленное
образование, имеет дело не
со всей сферой научного знания,
а лишь с фрагментами, доступными
ему, он не получает целостного
представления о мире. Наука, следовательно,
не достигает в этой ситуации
главной познавательной цели.
Религия остается загадкой
не только в теоретическом,
но и в этическом смысле. Она
полна теоретических и этических
противоречий. Она обещает нам
общение с природой, с людьми,
со сверхъестественными силами
и с самими богами. Однако ее
воздействие прямо противоположно.
Религия, в ее конкретном проявлении,
становится источником непримиримых
разногласий и фанатичной борьбы
между людьми. Религия претендует
на обладание абсолютной истиной,
но ее история есть история ошибок
и ересей.
Антропологов и этнологов
часто поражало сходство элементарных
идей, обнаруживаемых ими во всем
мире и при совершенно различных
социальных и культурных условиях.
То же характерно и для религии.
Предметы веры, догматы, теологические
системы заняты бесконечной борьбой.
Порой и этические идеалы различных
религий настолько широко расходятся,
что едва ли совместимы друг
с другом. Тем не менее, все
это не затрагивает специфической
формы религиозного чувства и
внутреннего единства религиозного
мышления. Меняются религиозные
символы, но основополагающие
принципы, символическая деятельность,
как таковая остаются неизменными.