Религия как социокультурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Религия как явление, присуще человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Но, тем не менее, является областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

1. О чем говорит слово «религия» стр. 4



2. Понятие социального института стр. 4

3. Социологическая интерпретация религии стр. 5

4. Религия: формы, типы, структура стр. 7

5. Функции религии в обществе стр. 9

6. Проблема секуляризации религии стр. 11



ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.12



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     стр. 3

 

1. О чем говорит слово «религия»                                                                стр. 4

 

 

 

2. Понятие социального института                                                               стр. 4

 

3.  Социологическая интерпретация  религии                                               стр. 5                                         

 

4. Религия: формы, типы, структура                                                             стр. 7

 

5. Функции религии  в обществе                                                                     стр. 9

 

6. Проблема секуляризации  религии                                                            стр. 11

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              стр.12

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                    стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Религия как явление, присуще человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Но, тем не менее, является областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.

 

Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, понять ее своеобразие, социокультурное значение, какие  признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения.

 

Религия имеет две  стороны: внешнюю  — как она  представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая  открывается  верующему, живущему в  соответствии с духовными и нравственными  принципами данной религии.

 

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без  которых она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.

 

С внутренней стороны, религия  —  это непосредственное переживание  Бога.

 

Итак, целью настоящего реферата является изучения вопроса религии – как социокультурного института.

 

Поэтому исходным пунктом  анализа  религии должно быть понимание ее как социокультурного института  со своей сферой значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным  аспектам человеческой бытия, которая  функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института.

 

При рассмотрении понятия  религии, как социокультурного института, надо дать определение терминов ”религия”  и “социальный институт”, понять их смысловые значения, выделить те ее функции, которые относятся к  социокультурной системе общества, что является исходным пунктом объективного социологического анализа религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ СЛОВО «РЕЛИГИЯ».

 

Отправной точкой социологического изучения религии должно быть правильное понимание и толкование самого термина "религия", определение его смыслового содержания.

 

Существует несколько  точек  зрения на происхождение слова  “религия” (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение...).  Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает “благоговеть” или “относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением”.

 

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считает, что  термин “религия” происходит от латинского глагола religare, означающего  “связывать”, “соединять”. Поэтому  и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом.

 

 “ Так имя “религия” произошло  от союза благочестия, которым  Бог соединил с Собою человека...”. 

 

Это определение Лактанция  раскрывает самое существенное в  религии  — то живое единение духа человека с Богом, которое совершается  в тайниках сердца человеческого.

 

Подобным же образом  понимает существо религии и блаженный Августин, хотя он считает, что слово “религия”  произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

 

Таким образом, происхождение  слова  “религия” указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, — которые говорят  о религии  как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном  единении человека с Богом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.

 

Социальный институт (от лат. institutum - устройство, установление) - относительно устойчивые типы и формы  социальной практики, посредством которых  организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений  в рамках социальной организации общества.

 

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Они определили пять основных социальных институтов: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, институт религии.

 

Они предназначены удовлетворять  важнейшие жизненные потребности: в воспроизводстве рода, в безопасности и социальном порядке, в добывании средств существования, в передаче знаний, в решении духовных проблем.

 

Одним из первых дал представление  о социальных институтах Торстен  Веблен в книге «Теория праздного  класса» в 1899 году. Эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт - институт брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы поведения и институциональные нормы, становились привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло.

 

Основные институты  есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного. Социальный институт не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.

 

Социальный институт, кроме того, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры или практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТРЕПРЕТАЦИЯ РЕЛИГИИ.

 

Исходным  пунктом объективного социологического анализа религии  должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, который совмещает в  себе черты культурной системы, т.е. определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального инстититута (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда вытекает важная методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при анализе религии как социального института надо особо выделить те ее функции, которые относятся к социокультурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами.

 

Ценностно-нормативные аспекты, включают в себя совокупность верований, символов, и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными;

 

В христианской религии, например, источником ценностей и знания выступает  Библия, в мусульманстве - Коран и  т.п. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Эти знания тесно переплетаются с художественно-образным, подчас фантастическим изображением земной жизни. Своеобразие религиозных понятий и идей заключается в том, что они оказывают сильное воздействие на психику и эмоции верующих, порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего особое "религиозное чувство".

 

Другая методологическая особенность проявляется в том, чтобы учитывать позицию личности, т.е. самого действующего субъекта (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих.

 

Особенность социологического анализа религии как социального  института в  отличие от других социальных институтов, например, семьи, заключается прежде всего в том, что в религиозной практике большое место всегда принадлежит ценностно-смысловым аспектам. Да и само мировосприятие, поведение и деятельность верующего значительно отличаются от повседневной человеческой жизнедеятельности, будучи проникнуты особыми эмоциями, чувствами и переживаниями.

 

Известный американский специалист в  области социологии религии Р. Белла  отмечает такую существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам человеческого бытия ¾ она основывается не на конкретном чувственном опыте отдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества.

 

Что касается социологического определения религии, то ее отнести  можно к одному из главных компонентов  культурной системы, связанной с  фундаментальными, жизненно важными  для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как "институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия".

 

Наиболее существенная черта религии, религиозных символов и действий, заключается в их соотнесенности с конечными условиями человеческого существования - рождением и смертью человеческого существа, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего мира и др. Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла "конечных условий человеческого существования" встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.

 

Своеобразную культурологическую трактовку религии предлагает Т. Парсонс. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической модели системы человеческих действий, в  соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязям (прямыми и обратными) четырех подсистем - биологического организма, личности, социальной и культурной систем - он так трактует религию: "В социокультурной сфере то, что обычно называют религией, находится на самом высоком уровне кибернетической иерархии сил, которые, в смысле определения общей направленности человеческих действий среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, контролируют процессы человеческих действий".

 

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии  на различных ступенях развития общества. Этот подход позволяет религию рассматривать как социальный институт, а ее содержание раскрывается в ходе анализа выполняемых им в обществе функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЛИГИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ, СТРУКТУРА.

 

 

 

Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При  господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод.

 

 Тотемизм  отличается от фетишизма  тем,  что тотем выступает в  качестве  коллективного религиозного  объекта.  Первобытные люди полагали, что  тотем обладает мистической  силой,  способствующей сохранению  первобытной  общины.

 

Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Информация о работе Религия как социокультурный институт