Реформы Петра I в деле общественного призрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII - первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как многонациональное государство с различными этнонациональными культурами, с определенным экономическим и военным потенциалом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Петр 1…………………..………………………………………….. 5
Заключение…………………………………………………………………..... 10
Глава 2. Реформы Петра 1…………………………………………………..... 11
Заключение……………………………………………………………………. 13
Глава 3. Реформы Петра 1 в области общественного призрения………….. 14
3.1 Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I……………………………........ 14
3.2 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению……………………………………………………………………... 22
3.3 Развитие государственной системы помощи детям…………………….. 26
3.4 Социальная защита военнослужащих………………………………..... 29
3.5 Первые исследования явлений социальной патологии (на примере, профессионального нищенства)……………………………………………… 30
3.6 Социальная помощь безработным………………………………………. 34
Заключение…………………………………………………………………...... 37
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

История соц. работы КУРСОВАЯ.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

1724 год – Петр I объявляет свою  жену Екатерину императрицей. Скорее  всего, это было сделано с  одной целью – Петр хотел  завещать ей престол. Наследников  мужского пола у Петра после  смерти Алексея не осталось. Екатерина  родила ему несколько детей,  но из них выжили только  две дочери, Анна и Елизавета. 

Осень 1724 года – в Финском заливе происходит кораблекрушение. Император, ставший свидетелем происшествия, бросается  в ледяную воду, чтобы спасти тонущих  людей. Дело закончилось сильной  простудой – подорванный нечеловеческими  нагрузками организм Петра не выдержал осеннего купания.

28 января (8 февраля) 1725 года император  Петр I умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен в Петропавловской  крепости.[2]

Заключение

Пётр развернул масштабные реформы  российского государства и общественного  уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе  после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять  в 1721 году титул первого императора Российской империи.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее  время присутствуют диаметрально противоположные  оценки как личности Петра I, так  и его роли в истории России. В официальной российской историографии  Петра было принято считать одним  из наиболее выдающихся государственных  деятелей, определившим направление  развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали  резко критические оценки.

 

 

 

 

Глава 2. Реформы Петра 1

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления  в России Петра I. Всю государственную  деятельность Петра I условно можно  разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа  были спешка и не всегда продуманный  характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для  ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили  к желаемому результату. Кроме  государственных реформ на первом этапе  проводились обширные реформы с  целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более  планомерными.

Ряд историков, например В.О.Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например Сергей Соловьев) напротив подчеркивали революционный  характер преобразований Петра.[3]

1)Реформы государственного управления                                                                                                     2) Областная реформа                                                                                                                                       3) Судебная реформа                                                                                                                                       4) Контроль над деятельностью государственных служащих                                                                  5) Реформы армии и флота                                                                                                                          6) Церковная реформа                                                                                                                                         7) Вероисповедная политика                                                                                                                            8) Финансовая реформа                                                                                                                                   9) Преобразования в промышленности и торговле                                                                                   10) Реформа самодержавия                                                                                                                           11 Сословная политика                                                                                                                                     - Дворянство                                                                                                                                                                 - Крестьянство                                                                                                                                                       - Городское население                                                                                                                                  12) Преобразования в сфере культуры                                                                                                         13) Образование[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса  традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет  России в мире, а сам Петр I стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской  национальной культуры. Царь создал также  систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в  течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы  не только не избавили страну от сложившейся  ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Реформы Петра I в деле общественного призрения

3.1 Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I

Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы  происходит с XVIII по вторую половину XIX в. (она развивается по нескольким направлениям). Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами - общественными и частными институтами защиты и призрения.[9]

Государственная система помощи нуждающимся начинает складывается в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований.

На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны  с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других - в казну.

К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства. Точных сведений о количестве дворов в церковных вотчинах нет (по разным данным, они колеблются от 145 665 1/2 до 153 254 1/2 дворов). Однако даже такие примерные сведения давали более или менее ясную картину финансовых средств, позволявших учитывать доходы Монастырского приказа и распределять их соответственно государственным нуждам: на военные расходы - на артиллерию, солдат, в том числе и на увечных солдат и унтер-офицеров, солдатских детей и жен, а также на школы и аптеки. Социальное реформирование общества, таким образом, предопределяет и решение тех проблем, которые возникали в результате проводимой внутренней и внешней политики.

К 1706 г. Монастырский приказ распределяет свои средства в следующей последовательности: «постоянный старый расход был на нищих и на богадельни - 14851 р., на монастыри - 31614, на содержание 13 архиепископских  домов - 19536, самого приказа - 200, новый  расход в приказ артиллерийский на жалование - 17253, в Ямской на дачу солдатам - 5000 и школьным учителям и ученикам - 2263. Кроме того, 12 октября 1706 г. ведено давать по 15 тыс. р. ежегодно на драгунский полк Мусина-Пушкина».

Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как  богадельным нищим финансовая помощь оказывается постоянно, причем отпускаемые  им суммы превосходят суммы для  детей и вдов. Суммы, отпускаемые  на вдов и сирот, вдвое, а то и втрое  меньше тех, которые отпускаются  на богадельных нищих. Можно утверждать, что складывающаяся в данный период социальная политика в отношении  этой категории нуждающихся проводится по остаточному принципу, к тому же по Указу от 30 декабря 1701 г. монастырям предписано осуществлять призрение  «из своих остатков».

В том, что на первых порах большая  часть денежных средств тратится на нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти. Она  вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть не может решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви. Величина окладных расходов на государственные нужды к 1708 г. увеличивается, тогда как неокладных - уменьшается. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды. Не забывают и о военных расходах. Их доля по сравнению с «социальными программами» значительно выше, чем финансирование просвещения, призрения и медицины, вместе взятых (военные расходы составили в 1701 г. - 828192 р., в 1708 г. - 1286384 р., на просвещение, призрение, медицину - 27425 р. и 55519 р. соответственно).

Начавшаяся Северная война приводит к резкому упадку приказной системы  хозяйствования. Перед государственной  властью встает проблема реорганизации  административного пространства, что  затрагивает и систему общественного  призрения, поскольку Монастырский приказ не может в полной мере соответствовать  административному и финансовому  управлению в данный период. Административная реформа 1708 г. (Россия разделяется на губернии) и перестройка органов  центрального управления 1718 г. (приказы  заменяются коллегиями) идут параллельно  с судебной реформой и реформой налогообложения.

Роль Монастырского приказа, а  позднее и Святейшего Синода, после  разделения России на губернии была в  основном контролирующей, полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для которых  указы и распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению. В  такой же административной зависимости  находился и Святейший Синод. Его деятельность в области общественного  призрения регламентировалось вышестоящими органами. Так, Святейшему Синоду предписывалось содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.).

Но если роль духовенства в деле призрения становится все более  подотчетной и регламентируемой, то значение губерний возрастает. На них  возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность  в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать «госпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «из неокладных прибылых доходов».

Лишая духовенство власти и самостоятельного финансового управления, отдавая  предпочтение губернскому административному  управлению, государство спровоцировало тем самым рост нищенства. Поэтому  вполне естественно, что большинство  указов в сфере общественного  призрения направлено на искоренение  данного социального недуга.

Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему  защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Если средневековая концепция человека строилась исходя из отрицания ценности личности, приоритета ценностей коллективизма, который закреплялся экономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либо монастырем, либо под патронажем государственных  органов), то эта концепция меняет свое содержание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человека рассматривается  с позиций его трудовой стоимости. Вот почему при Петре Великом  происходит активизация политики в  отношении профессионального нищенства, усиливается роль государства, расширяются  мероприятия, направленные на секуляризацию  монастырских земель.

Информация о работе Реформы Петра I в деле общественного призрения