Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:38, реферат
Книга выдающегося американского социолога и социального психолога, профессора Аризонского университета в Темпле Р. Чалдини и его коллег, известных историков и социологов Д. Кенрика и С. Нейберга, является попыткой объяснить мир, в котором мы живем, взглянуть на него по-новому, тем самым преобразить его. «Олма-пресс Инвест» выпустило пятое издание работы в 2009 году (перевод Н. Миронова и Л. Ордановской). Авторы затрагивают такие важные темы как взаимодействие ситуации и личности, представление себя, сила убеждения, социальное влияние, агрессия, природа дружбы и романтических отношений.
Рецензия Ибрагимовой Лили
на книгу «Пойми других, чтобы понять себя»
Роберта Чалдини, Дугласа Кенрика, Стивена Нейберга
Книга выдающегося американского социолога и социального психолога, профессора Аризонского университета в Темпле Р. Чалдини и его коллег, известных историков и социологов Д. Кенрика и С. Нейберга, является попыткой объяснить мир, в котором мы живем, взглянуть на него по-новому, тем самым преобразить его. «Олма-пресс Инвест» выпустило пятое издание работы в 2009 году (перевод Н. Миронова и Л. Ордановской). Авторы затрагивают такие важные темы как взаимодействие ситуации и личности, представление себя, сила убеждения, социальное влияние, агрессия, природа дружбы и романтических отношений.
Подход авторов открыл для меня новые горизонты как для социолога. Работа социолога, с их точки зрения, во многом похожа на работу детектива. Социальная действительность предлагает нам множество загадок: мужчина и женщина, ни разу до этого не встречавшиеся, женятся в прямом эфире НТВ; школьная учительница отдает почку, чтобы спасти жизнь ученику; родители убивают собственного ребенка, а затем инсценируют его кражу. Когда мы читаем газеты, смотрим телевизор, разговариваем с друзьями, мы задаем себе вопросы «почему», «зачем», относящиеся к социальной жизни. Социологи, по мнению авторов, как раз-таки и должны стремиться раскрыть эти удивительные, увлекательные и подчас детективные секреты.
Книга подкупает не только потрясающей информативностью, но и легким стилем и эффектной подачей материала. Она написана очень простым и понятным языком, ее текст четко структурирован и не перегружен сложными понятиями, а всем ключевым терминам даны определения. Фотографии, юмористические рисунки и обобщающие таблицы необходимым образом дополняют содержание текста.
Каждая глава начинается с описания действий какого-либо конкретного человека порой на протяжении довольно продолжительного периода его жизни. В роли героев этих вступительных историй выступают самые разные люди. Это и политические деятели Ричард Никсон и Маргарет Тэтчер; и английский король Эдуард VIII, отказавшийся от трона, чтобы жениться на своей любимой; и борец за гражданские права чернокожего населения в США Мартин Лютер Кинг; и генеральный консул Японии в Литве в 1940-х гг. Семпо Сугихара, который спас от смерти в концлагере тысячи евреев, выдавая им визы на выезд, и многие другие менее известные люди, вплоть до «героев» криминальной хроники.
После изложения наиболее ярких моментов биографии того или иного лица авторы ставят вопросы о причинах именно такого его поведения. В конце же авторы повторно обращаются к персоне, о которой шла речь в самом начале. В каждом из таких своеобразных послесловий предпринимается попытка объяснить причины поведения данного человека на тех или иных этапах его жизненного пути. При этом предлагаемое авторами объяснение строится на основе тех понятий и теорий, которые рассматривались в данной главе.
Работа достаточно объемная и состоит из двух томов. Мне кажется, невозможно в одной рецензии отразить все ее содержание и все мои впечатления, поэтому хотелось бы сконцентрироваться только на одной из ее глав, которая называется «Социальное влияние и сила убеждения».
Выбор именно этой главы обуславливается личными мотивами. Почему-то я всегда являюсь излюбленной мишенью для уличных торговцев, сборщиков средств из различных фондов, рекламщиков и даже собственных друзей. Удручающе часто я оказываюсь обладательницей ненужных мне подписок на журналы, косметики, аксессуаров и других безделушек. Вероятно, этот мой долговременный статус «простофили» объясняет возникший у меня интерес к этой теме.
Что может заставить человека сказать “да”? Каковы принципы и наиболее эффективные приемы влияния и убеждения? Всегда ли человек осознанно принимает свои решения? Исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы дают авторы в 6 главе монографии.
В современном мире из-за поразительных технологических достижений информация возрастает в объеме, варианты выбора и альтернативы расширяются, знания стремительно увеличиваются. Мы должны приспособиться к этой лавине перемен и вариантов выбора. То, как мы принимаем решения, является одним из фундаментальных способов приспособиться. Хотя все мы желаем принимать наиболее обдуманные, полностью взвешенные решения, ускоряющийся темп современной жизни часто лишают нас подходящих условий для такого тщательного анализа всех относящихся к делу "за" и "против". Все более и более мы вынуждены обращаться к подходу, основанному на стереотипных способах, при котором решение уступить (или согласиться, или поверить, или купить) принимается на основании единственной, обычно заслуживающей доверия, части информации. Авторы выделяют шесть наиболее надежных и, следовательно, наиболее популярных спусковых механизмов, побуждающих человека действовать бездумно. Это - обязательства, взаимный обмен, поведение похожих других, чувство симпатии или дружбы, указания авторитета и информация о дефиците.
Социологи сравнивают такое поведение людей с поведением птиц: "Индюшки - хорошие наседки: любящие, внимательные и охраняющие своих детей. Они тратят много времени, ухаживая, согревая, чистя и сгоняя в кучу молодых под собой. Но имеется нечто странное в их методе. По существу, все это материнское поведение включается одним единственным: звуком "чип-чип" молодых индюшат. Другие определяющие черты цыплят, такие, как запах, прикосновение или внешний вид, похоже, играют меньшую роль в этом процессе материнства. Если цыпленок издает шум "чип-чип", его мать о нем позаботится; если нет - мать его игнорирует и иногда даже убивает".
Эта удивительная
крайность - опора на один лишь этот
звук - была эффектно проиллюстрирована
исследованием, в котором участвовали
индюшка-наседка и
Оказывается, люди невероятно часто действуют по такому же принципу упрощенной стандартной реакции, названной авторами образно "щелк, зажужжало".
Например, Чалдини, Кенрик и Нейберг так пишут о тех внешних атрибутах, с которыми мы связываем авторитетность того или иного человека: "Менее явным, по сравнению с униформой, свидетельством авторитета является хорошо сшитый деловой костюм. Однако такой костюм оказывает на людей не меньшее действие». Социологами было проведено следующее исследование: человек в возрасте тридцати одного года нарушал правила дорожного движения, переходя улицу по красному сигналу светофора. В половине случаев он был одет в тщательно отутюженный деловой костюм с галстуком; в другой половине случаев на нем были рабочие брюки и рубашка. Исследователи издали наблюдали за происходившим и подсчитывали количество пешеходов, продолжавших ждать на тротуаре зеленого сигнала светофора, и количество пешеходов, следовавших за человеком, пересекавшим улицу на красный свет. В три с половиной раза больше людей срывалось вслед за недисциплинированным пешеходом, если он был одет в костюм.
Другим примером является следование одному из самых известных стереотипов: дорогое всегда высокого качества. Мы автоматически подразумеваем, что чем дороже продукт, тем более высокого он качества. «Цена превратилась в черту, играющую роль спускового крючка при определении качества; один только бросающийся в глаза рост цены приводит к бросающемуся в глаза увеличению объема продаж. Щелк, зажужжало!»
Данная книга, а особенно описываемая мною выше глава, была прочитана мною с большим удовольствием. В книге есть собственный стиль изложения материала. Ее так и хочется читать, не отрываясь, так как каждый раздел содержит все более интересные темы. Когда читаешь, становится даже иногда смешно, как нас просто и легко обманывают. Приводится много примеров, когда нам продают множество вещей, которые, по сути, нам не нужны, но мы искренне верим продавцам и покупаем их. Забавно, не так ли?! А Вы думаете, с Вами такого не было?
В конце главы подводятся итоги и приводятся тезисы как защитить себя от того или иного проявления влияния или давления.
В конечном итоге, рекомендую данную книгу всем, кто не хочет быть подвержен чужому влиянию – будь то политики, мошенники, аферисты, продавцы пылесосов, реклама и т. п. Каждый день на нас оказывает воздействие СМИ, интернет и общество в целом, а советы авторов могут помочь нам оградиться от чрезмерного социального давления. Сочетание в хорошем смысле популярного стиля и примеров из обыденной жизни с тщательным описанием и анализом многочисленных научных исследований делает самое главное – заставляет читателя задуматься о самом себе.
Информация о работе Рецензия на книгу «Пойми других, чтобы понять себя»