Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:54, творческая работа
Статья посвящена решению актуальной задачи, а именно: обновлению представлений о молодости и молодежи и ее роли в общественной жизни.
Ключевые слова: концепции молодежи, тезаурусная теория.
При написании данной статьи использовалась, как теоретическая база, в большом объеме, так и эмпирическая.
В своей статье Валерий Луков рассматривает теории молодежи, выдвинутые в последние годы российскими учеными.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Лукова В. А. «Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы»
Студентки 2 курса
Группы:
26э122
Безвиконной Е. Е.
Проверила:
кандидат соц. наук
Соловьева Г.В.
Тюмень 2013
Статья посвящена решению актуальной задачи, а именно: обновлению представлений о молодости и молодежи и ее роли в общественной жизни.
Ключевые слова: концепции молодежи, тезаурусная теория.
При написании данной статьи использовалась, как теоретическая база, в большом объеме, так и эмпирическая.
В своей статье Валерий Луков рассматривает теории молодежи, выдвинутые в последние годы российскими учеными.
Так, в начале 1970 г. М. Мид выдвинула идею о том, что существуют определенные ситуации, когда для достижения жизненного успеха молодые не могут опираться на опыт старших, и, напротив, старшие нуждаются в знании молодых. Т.е. в связи с усиливающейся интеграцией, общество нуждалось в «свежем» взгляде на будущее, а значит, роль молодежи в социуме пересматривалась.
Осмысление нового социального опыта молодежи дало толчок к появлению новых аспектов в концепции социального развития молодежи, разработка которой началась в 1980-х под руководством В. И. Чупрова. В рамках этой концепции молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, а значит, выполняет функции: воспроизводства, инновации, трансляции. Воспроизводя сложившуюся структуру общественных отношений, молодежь принимает опыт старших и вносит в этот процесс новое, далее молодежь, взрослея, становится источником социального опыта для следующего поколения. В данном фрагменте отражены все три функции.
В концептуальном поле молодежных исследований с середины 1990-х г. получила развития гуманистическая концепция молодежи, представленная И. М. Ильинским, центральное звено в которой занимает идея субъектности молодежи, молодые воспринимаются как «носители идей». Несомненно, концепция Ильинского сформировалась в ключе представлений о глобализации мировых тенденций.
«Многолетний опыт работы И. М. Ильинского..над концепцией молодежи показывает, что работа эта не может проходить чисто в академической манере. Только в соединении с..самореализацией человека в его лучших свойствах и чертах,…, восхождению через молодых к более высоким уровням социального развития имеет смысл разрабатывать теории молодежи и основные направления молодежной политики». [9,15]
Как отмечает автор статьи,
это подтвердила концепция
Так же, автор статьи замечает, что теоретическая разработка проблем молодежи должна идти по пути разрешения ряда противоречий, сложившихся в практике эмпирических исследований.
Валерий Луков пишет, что «наиболее спорными являются данные в тематических областях..». [11,15]
Действительно, получаемая информация искажается в момент ее сообщения самим источником (респондентом), что связано с особенностями возраста. Психическую неустойчивость, наивность, романтическое ожидание от будущего, и даже максимализм, а так же, значение групповой нормы.
Эти обстоятельства учтены в научных работах Е. Л. Омельченко, которая вместе со своей группой сотрудничала с центром научных исследований Бирмингемского университета. Название совместного российско-британского исследования по молодежной проблематике «Бытовое, но не нормальное» отражает направление теоретического поиска, реализуемого целой серией эмпирических проектов.
В плане концептуализации молодежных исследований Омельченко (концепция культурной нормализации молодежи) выделяет следующие ключевые идеи. Отход от ресурсного взгляда на молодежь; взаимовлияние досуговой и рабочей, свободной и контролируемой молодежных активностей; формирование жизненных стилей внутри пространственно-временных локализация (семья, образование, труд, малые группы и тд) и к таким формам общения, как дружба и любовь; отход от унитарной категории «молодежь»; формирование новых типов солидарностей молодежи ( реальных, виртуальных, воображаемых).
По мнению Лукова подобная концепция не могла бы возникнуть, если бы в исследовательской практике социальная субъектность молодежи массово не отвергалась как реальность, значимая для целостного функционирования и развития общества.
Автор статьи представляет свою версию теории молодежи, основанной на тезаурусном методологическом подходе. Данная теория строится на фундаменте социальной субъектности.
По автору молодежь трактуется как социальная группа, которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, включающая в себя распространение тезаурусов. [13,15]
Общая схема конструирования социальной реальности молодежью включает в себя: адаптацию к условиям среды (пробы и ошибки, узнавание правил, изменение поведения посредством этих правил, понимание части среды «наше»); достраивание реальности через понимание «благо» и «зло»; переструктурирование условий среды (игнорирование неважного).
Развитие тезаурусной концепции молодежи влечет за собой разработку целого ряда фундаментальных категорий гуманитарных наук, например, категория социализации.
Таким образом, автор заключает:
Молодежь обладает особым характером, т.к. именно с ней связывается ожидание перемен. В обществе такие ожидания двойственны. Одни несут с собой опасения, поскольку общественный порядок консервативен и отторгает механизмы инноваций, молодежных в том числе. Отсюда следует, что нужно разделять инновационные свойства, потенциал и возможности молодежи.
Статья написана хорошим литературным языком. При изучении не возникало проблем с усвоением информации.
Название статьи соответствует ее содержанию. По моему мнению, содержание темы раскрыто, «открытой концовки» нет. Ярко обозначена позиция автора, заключающаяся в признании молодежи как носителя идей и движущей силы развития общества.
Изложение работы и выводы хорошо аргументированы, по мере написания статьи автор использовал цитаты из научных работ известных российских социологов, таких как: Зубок, Чупров, Омельченко, Мид, Ковалева, Ильинский, Павловский, Шереги и др., что облегчало дальнейшее изучение данной темы.
Думаю, что данная статья будет
интересна не только специалистам в области
социологии, психологии и политологии,
но и студентам, преподавателям ВУЗов,
учителям, и просто любому человеку, заинтересованному
в данной теме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ