Ролевые ожидания как фактор удовлетворенности браком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

В психологии традиционны исследования, посвященные изучению супружеских и внутрисемейных отношений. Последний всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на середину 90-х годов XX века. Для этого времени характерен интерес к проблеме супружеской совместимости в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.). Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-психологическая характеристика брака и семьи
1.1 Понятие брака и семьи
Глава 2. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
2.1 Удовлетворение личных потребностей в браке
2.2 Супружеская совместимость
Глава 3. Ролевые ожидания как фактор удовлетворенности браком.23
3.1 Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
3.2 Проблема представлений о семейных ролях
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Социально-психологическая  характеристика брака и семьи

1.1 Понятие брака и семьи

Глава 2. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком

2.1 Удовлетворение личных  потребностей в браке

2.2 Супружеская совместимость

Глава 3. Ролевые ожидания как фактор удовлетворенности браком.23

3.1 Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии

3.2 Проблема представлений о семейных ролях

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В психологии традиционны  исследования, посвященные изучению супружеских и внутрисемейных отношений. Последний всплеск активности в  изучении семьи и брака приходится на середину 90-х годов XX века. Для  этого времени характерен интерес  к проблеме супружеской совместимости  в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.). Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А. Гурко и др.

 

Все перечисленные исследования объединены общей целью: выявить  и проанализировать факторы, влияющие на супружескую удовлетворенность  браком, рассмотреть изменения супружеских  отношений в процессе развития семьи. Большинство авторов признает ведущими роль личностных, социально обусловленных  характеристик супругов в оценке успешности брака и общего здоровья семьи. Изучение актуальных проблем  семейных отношений, а также выявление  значимых факторов, влияющие на благополучие семьи, сегодня как никогда востребованы. Актуальность и значимость исследований в этой области диктуется сегодняшней  демографической обстановкой. Критической  ситуацию в этой области признают уже на официальном уровне: проблема обсуждается в Государственной  Думе, в министерствах образования, здравоохранения и соцразвития. Посильный вклад и свои предложения пытаются внести культовые и общественные организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-психологическая  характеристика брака и семьи

1.1 Понятие брака и семьи

Брак - это исторически  обусловленная, санкционированная  и регулируемая обществом форма  отношений, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности  по отношению друг к другу и  к детям, своему потомству. Более  полное определение: «брак является межличностным отношением мужчины  и женщины, позволяющим удовлетворить  потребность в эмоциональной  привязанности, индивидуальной половой  любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке».

Более широким понятием по отношению к браку выступает  понятие семьи. Согласно определению  Н.Я. Соловьева, «семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими  родственниками, живущими вместе и  ведущими общее хозяйство».

Определяя границы семьи  как малой группы можно сказать, что современная семья это  немногочисленная по составу группа от двух до пяти человек, гетерогенная по полу. Семья является закрытой группой. Возможность вхождения в нее  новых членов крайне ограничена и  строго регламентирована. Рождение ребенка  – естественный путь расширения семьи.

Семья является сферой жизнедеятельности  и удовлетворения определенных потребностей человека. Причем потребности, которые  удовлетворяются в семье, могут  быть реализованы и вне семьи, но только благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий, может все эти потребности  объединить и удовлетворить в  комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком

2.1 Удовлетворение личных  потребностей в браке

Мотивом вступления в брак, как правило, является удовлетворение потребности в эмоциональной  привязанности, индивидуальной половой  любви, потребности в продлении  рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Брак организует, стабилизирует, социально  санкционирует удовлетворение этих потребностей.

К моменту вступления в  брак каждый из супругов имеет уже  сложившиеся потребности, которые  не могут быть идентичными у обоих  брачных партнеров. Нередко эти  потребности оказываются противоречивыми.

В брачной жизни удовлетворяются  сексуальные, духовные, материальные потребности  супругов. Особое место среди них  занимают эмоционально-психологические  потребности, которые связаны с  психологической структурой и содержанием  «Я-концепции».

Эмоционально-психологические  потребности включают в себя потребность  любить и быть любимым, потребность  в чувстве собственного достоинства, осознании ценности и значимости своей личности, потребность в  интимно-доверительном общении, потребность  в психической поддержке и  понимании. Перечисленные потребности  выполняют важнейшие функции, обеспечивающие устойчивость психической жизни  индивида, дают ему необходимые условия  для гармоничного равновесия всей психической (душевной) жизни, резко повышают общую  психическую устойчивость ко всем другим жизненным трудностям.

Удовлетворенность супружескими взаимоотношениями во многом зависит  от того, в какой мере, и степени  каждый из супругов испытывает чувство  радости, удовольствия от совместной жизни. В случае если те или иные потребности  личности не удовлетворяются или  удовлетворяются в минимальной  степени, могут происходить различные  нарушения в системе жизнедеятельности  личности. Социально-экономические, психологические  и физиологические последствия  хронического неудовлетворения потребностей могут быть самого разнообразного плана.

Например, если в браке  не удовлетворяется сексуальная  потребность хотя бы одного из супругов, то возможны отрицательные последствия: измена, половая холодность, появление  мыслей о расторжении данного  брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под  угрозу.

Совокупность тех или  иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности  человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности.

В.П. Левкович и О.Э. Зуськова [25], изучая негативный характер супружеских отношений, выделили пять групп, наиболее значимых для совместной жизни супругов и влияющих на удовлетворенность браком, потребностей:

1. Потребность супругов  в исполнении определенных ролей  в семье.

2. Потребность супругов  в общении друг с другом  и с друзьями.

3. Познавательные потребности  супругов.

4. Материальные потребности.

5. Потребность в защите  собственной «Я-концепции».

Результаты проведенного ими исследования привели их к  выводу, что наиболее конфликтогенным и влияющим на удовлетворенность браком оказался блок «культура общения», т.е. соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения. Стабильность брака в значительной степени обусловлена высокой культурой общения брачных партнеров. Систематическое нарушение супругами семейной этики в общении друг с другом негативно влияет на их взаимоотношения, приводя к возникновению устойчивых, хронических конфликтов в семье.

2.2 Супружеская совместимость

В настоящее время нет  единого подхода к проблеме психологической  совместимости, как не существует однозначной  трактовки самого понятия "совместимость", общепринятых критериев и индикаторов  совместимости.

В русле структурного подхода  совместимость рассматривается  как устойчивая адаптивная структура  по подобию и различию партнеров. При анализе эмпирических фактов, полученных различными авторами, отчетливо  прослеживается, что те свойства, которые  базируются на врожденных особенностях индивида (например, обусловленные  свойствами нервной системы, половой  принадлежностью) у совместимых  партнеров скорее контрастны, чем  подобны. Свойства, обусловленные влиянием воспитания, воздействиями социокультурной среды, (например, установки, ценностные ориентации) чаще всего подобны.

В результате исследования по изучению психологического уровня совместимости  выявили:

1) у вступающих в брак  существует связь между психологической  удовлетворенностью браком и  сходством характеров. Подобной  связи у состоящих в браке  не обнаружено, и поэтому, можно  считать, что при создании семьи  партнеры более удовлетворены,  если они имеют сходство характеров, но в дальнейшем подобное сходство  уже теряет свою значимость  и не оказывает влияния на  психологическую удовлетворенность  браком;

2) с накоплением стажа  супружеской жизни повышается  знание партнеров друг о друге,  при этом, чем больше и глубже  муж узнает жену, тем сильнее  у жены возникает потребность  узнать мужа, и наоборот. В конфликтных  семьях эта тенденция доходит  до своего крайне негативного  предела - происходит накопление  наблюдений за отрицательными  чертами характера партнера, что  приводит к использованию их  в качестве придирок.

При изучении социально-психологического уровня совместимости — внутрисемейных ценностей, выявлено что:

1) в конфликтных семьях  наблюдается недооценка сексуального  общения в браке, происходит  падение значимости ценности  «внешняя социальная активность»;

2) у только что вступивших в брак ценность «внешняя социальная активность» наиболее значима, давно состоящие в благополучном браке занимают промежуточное положение;

3) ценность «рождения и  воспитания детей» оценивается  высоко как в конфликтных, так  и в благополучных семьях.

При исследовании социокультурного уровня были сделаны следующие выводы:

1) в период развития  молодой семьи у партнеров  происходит значимая переориентация  ценностей;

2) у вступающих в брак ценности носят более альтруистический характер, а у состоящих в браке доминируют ценности, носящие более эгоцентрический характер;

3) у вступающих в брак основным компонентом межличностного взаимодействия является аффективный. У состоящих в браке — поведенческий и когнитивный;

4) у вступающих в брак ценности имеют четкую семейно-бытовую направленность; у состоящих в браке ценности имеют сбалансированную ориентацию на работу и семью, характеризуются половой направленностью.

Данные исследования указывают  на то, что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические  особенности, в зависимости от того, на какой стадии развития находится  семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Ролевые ожидания как фактор удовлетворенности браком

3.1 Понятие семейной роли  в отечественной и зарубежной  психологии

Понятие семейной роли в отечественной  науке опирается на представления  отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная ее социальной позицией личности в  системе объективных или межличностных  отношений». Впервые интерес к проблематике семейных ролей возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией Т. Парсона и Р. Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Семейные роли Т. Парсон и соавтор делят на инструментальные и экспрессивные.

Инструментальная роль состоит  в поддержании связи между  семьей и внешним миром - это главным  образом работа и обеспечение  семьи деньгами. Эта роль связана  с задачами, имеющими стратегические цели, и отражает связи между семьей и другими социальными институтами.

Экспрессивная роль проявляется  в установлении гармонии и внутреннего  эмоционального климата семьи, она  в первую очередь связана с  заботой о детях и выполнением  домашних дел.

Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. Радикальное изменение этой структуры невозможно. Как бы ни вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль продолжает корениться, прежде всего, во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома. Роль же взрослого мужчины коренится, прежде всего, в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье - обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию.

Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями. Половые роли – это система  культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение  и личностные качества. Существует несколько теорий, описывающих и  объясняющих процесс усвоения половой  роли. Рассмотрим эти теории.

Согласно теории когнитивного развития представление ребенка  о половых ролях возникает  в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные  и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с  ним играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

Представители новой психологии пола считают, что основное значение в формировании половой роли имеют  социальные ожидания общества.

Информация о работе Ролевые ожидания как фактор удовлетворенности браком