Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:17, доклад
Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, относятся с симпатией. В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционального (аффективно-оценочного) характера. Общение - основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность.
Роль коммуникации в практике социальной работы
Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, относятся с симпатией. В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционального (аффективно-оценочного) характера. Общение - основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. - М., 2003. С. 6-7. Понятия коммуникации, коммуникативной культуры и общения очень широки и в силу своей специфики изучаются разными отраслями науки, каждая из которых по-своему определяет сущность изучаемого явления, при этом, как правило, опускаются некоторые аспекты.
Так, например, социальной психологии коммуникация понимается как одна из сторон единого процесса общения. Общение характеризуют путём выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная сторона (коммуникация), интерактивная сторона (интеракция), перцептивная сторона (социальная перцепция). При таком выделении, коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. С. 113. Коммуникация, как и общение вообще, является основным процессом любых отношений между людьми, в независимости от направления науки, её рассматривающей. Специфика социальной работы заключается в её направленности на клиента, субъекта коммуникации. Соответственно, коммуникация - это основное средство взаимодействия социального работника и клиента. Уместно употреблять понятие коммуникации как синоним общения, но следует помнить, что общение - это всегда более широкая категория.
2.1 Коммуникация между людьми и её виды
Первоначальное значение термина «коммуникация» (от лат. communication - путь сообщения) с течением времени несколько изменилось и в настоящее время переводится с романских языков (communication) как сообщение, процесс передачи информации. Терещенко О.В. Коммуникация социальная [Электронный ресурс] // «Энциклопедия социологии» - Яндекс.Словари.
Например, в «Большой советской энциклопедии» дается следующее определение: «Коммуникация, общение. Обычно коммуникация определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы -- речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки». Коммуникация [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия - Яндекс.Словари. Такое определение не учитывает специфику именно человеческой коммуникации, которая подразумевает что: Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. С. 114.
1. Общение между людьми нельзя
рассматривать лишь как
2. Характер обмена информацией
между людьми определяется тем,
3. Коммуникативное влияние как
результат обмена информацией
возможно тогда, когда человек,
4. В условиях человеческой
Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразной: от утилитарного, бытового до научного, высокоинтеллектуального. Именно коммуникативные способности партнеров в основном обеспечивают эффективность общения. Если обмен информации происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей, то коммуникация значима для её участников. Коммуникация в деловом общении - это всегда влияние, воздействие на партнера; в случае успеха коммуникации происходит изменение мыслей, чувств, отношений, представлений о мире у того, кому она адресована. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. - М., 2003. С. 91. Одно из актуальных определений коммуникации, учитывающее её специфику как процесса обмена информацией между людьми, дается в «Энциклопедии постмодернизма»: Коммуникация - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента. Бабаийцев А.Ю. Коммуникация [Электронный ресурс] // «Энциклопедия постмодернизма» - Яндекс.Словари. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация понимается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002. С. 15. Существует несколько типологий коммуникации (Таблица 1).
Таблица 1. Типология коммуникации (общения) Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. - М., 2003. С. 19-20.
Основание разделения |
Вид общения |
Краткая характеристика |
|
1. Используемые знаковые системы |
Вербальная |
Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков. |
|
Невербальная |
Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором - пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения |
||
2. Характер связи общающихся |
Непосредственное |
Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу». |
|
Опосредованное |
Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками. |
||
3. Количество участвующих в |
Межперсональное |
Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах. |
|
Массовое |
Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации. |
||
4. Значимость социальных ролей |
Межличностное |
Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны. |
|
Ролевое |
Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны. |
||
5. Отношение к другому человеку |
Монологическое |
Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения - императив и манипуляцию. |
|
Диалогическое |
Субъет-субъектное, при котором
субъект общения связывает |
||
6. Направленность на задачу |
Деловое |
Общение направленно на дело, на результат. |
|
Личное |
Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей. |
||
Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.
При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Звуковой язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. В самом общем смысле язык определяется как система знаков, служащих средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык - средство передачи социального опыта, культурных норм и традиций. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002. С. 14.
Невербальная коммуникация является
важнейшим наряду со звуковой речью
средством общения людей. Понятие
невербальной коммуникации тяготеет к
семиотике, теории знаковых систем, а
в лингвистическом аспекте
Невербальная коммуникация - это
выразительные движения (мимика и
пантомимика), жесты, использование
предметов. Людьми также выработаны
системы специальных знаков-
Невербальное поведение человек
Таблица 2. Невербальные средства общения Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. - М., 2003. С. 63.
Кинесика (выразительные движения) |
Паралингвистика (не связанная со смыслом слов их звуковая характеристика) |
Экстралингвистика (не связанная со словами характеристика речи) |
Такесика (динамические прикосновения) |
Проксемика (пространственная близость к партнеру) |
||
Экспрессивно-выразительные |
Визуальный контакт (взгляд) |
|||||
Поза Жесты Мимика Походка |
Направление движения Длина паузы Частота контакта |
Интонация Громкость Тембр |
Пауза Смех Плач Кашель |
Рукопожатие Поцелуй Похлопывание |
Ориентация в пространстве Дистанция между партнерами |
|
В процессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает системой вербальной и невербальной коммуникации и использует её в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника.
Наиболее значимые невербальные средства - кинетические - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинетике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует. Показано, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Главными характеристиками мимики является её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, печали, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. Установлено, что все люди, независимо от национальности и уровня культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, тем не менее, основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. - М., 2003. С. 63.
Информация о работе Роль коммуникации в практике социальной работы