Роль лоббизма в политической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом –lobby(кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово «лоббизм» получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта. Современный энциклопедический социологический словарь характеризует лоббизм как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, - это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект.

Содержание

1. Роль лоббизма в политической деятельности стр.3
2.Специфические черты лоббизма стр.4
3.Достоинства и недостатки лоббизма стр.7
4.Объекты и субъекты лоббирования стр.10
5.Лоббирование как технологический процесс стр.13
6.Каким может и должен стать лоббизм в России? стр.15
7.Список использованной литературы стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Лоббизм.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

В разных сферах  лоббирования - свои приемы, чем и объясняется  их существенное разнообразие. Например, к лоббированию в палатах парламента следует отнести:

-  участие в законопроектной  деятельности, в инициировании и  подготовке постановлений, обращений  и заявлений, проведение парламентских  слушаний, совещаний, «круглых столов» и т.п.;

- инициирование проведения  пресс-конференций депутатской фракции  (депутатской группы), встреч с  избирателями по конкретному  вопросу, с освещением их в  средствах массовой информации для возбуждения общественного мнения;

- участие в  создании  депутатских комиссий по различным  вопросам политической или экономической  деятельности федеральных и региональных  должностных лиц и органов  и т. п.

Реализация разных интересов  даже в какой-то одной сфере предполагает возможность их разных классификаций. Так, исследуя  банковский лоббизм, И. и Р. Пузыревы выделяют: общецеховой, корпоративный, региональный и индивидуальный (частный) банковский лоббизм. Примером общецехового могут служить усилия российских банков по уменьшению присутствия иностранных банковских структур на российском финансовом и фондовом рынке (указ Президента РФ от 17 ноября 1993 г. «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации»), результативное прохождения через Госдуму поправок при разработке и совершенствовании банковского законодательства. Корпоративный лоббизм представляет собой продвижение более узких специфических интересов (лоббирование инвестиционных направлений банковской деятельности; интересов крупных, средних и мелких банков, интересов экспортно-импортных банков, сберегательных банков, работающих  преимущественно с физическими лицами и т. п.). Региональное лобби имеет ряд отличительных особенностей. Это, часто, отстаивание не корпоративных, а частно-индивидуальных интересов: интересов отдельной группы, не выходящих за пределы конкретного региона. Другой формой отстаивания частно-индивидуальных интересов является индивидуальный (частный) лоббизм, представляющий собой процесс продвижения меркантильного интереса отдельного банка или группы банков, временно объединенных вокруг одной цели. Этот вид банковского лобби является доминирующей формой отстаивания банками своих интересов. А самой успешной и продуктивной его формой являются личные контакты руководства банка с правящим политическим  истеблишментом в отсутствие надлежащей законодательной базы.

Есть ли у нас основания  процесс лоббирования расценивать  как определенный технологический  процесс? Безусловно, есть. Но это не означает, что существуют исключительно  специфические лоббистские технологии.

Действительно, установление неформальных контактов с целью  получения преференции само по себе не является технологией. Однако достижению этой цели политттехнологии способствуют в очень большой степени. Но они не эксклюзивно лоббистские, а лишь используемые в лоббировании. Это технологии ведения переговоров: умение расположить к себе собеседника, заинтересовать его и т.д. Это имиджевые технологии: образ лоббиста – лица или организации играет важную роль. Это технологии «паблик рилейшнз» и рекламы, создающие общественное мнение (пусть даже в пределах одной организации…

Собственно лоббистской  технологией является лишь та, цель которой -  определить и использовать в необходимых пропорциях  конкретную  сумму технологий из всего арсенала политконсалтинга. Эту технологию, в случае проведения крупного лоббистского мероприятия, разрабатывает, как правило, менеджер, а реализуется она коллективными усилиями специалистов разного профиля. Да и сам квалифицированный лоббист должен представлять собой «сумму технологий» - знать и уметь использовать все их разнообразие.

 

6.Каким может и должен стать  лоббизм в России?

 

Проект Закона, разработанного Государственной Думой ФС РФ "О  регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" дает следующие формулировки:

“Лоббист” - независимое  юридическое или физическое лицо, осуществляющее свою деятельность от имени и в интересах иных организаций. В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента, выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

Каждый лоббист обязан зарегистрироваться в специальном   отделе  Министерства       юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.

Формами и методами лоббистской деятельности в Российской Федерации признаются:

Представление в федеральные  органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений  и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов  государственной власти.

Участие в обсуждении комитетами   и   комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.

Устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность.

Экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

Проект  закона определяет приоритетными следующие цели:

легализовать лоббистскую  деятельность как законное, демократическое средство взаимодействия общества и власти;

создать законодательные  предпосылки для очищения этой деятельности от противоправных, коррупционных действий;

оградить федеральные  органы государственной власти от грубого  и незаконного давления, содействовать  повышению) профессионализма и ответственности  при выработке и осуществлении  государственных решений;

предоставить общественности возможность знать, кто, что и  как лоббирует в федеральных органах государственной власти, и контролировать этот процесс;

способствовать процессу осознания и организации интересов  различных социальных групп и  слоев;

предоставить возможность  оказывать влияние на власть все более широкому кругу граждан России.

Официальное признание института  лоббизма в России способствовало бы в определенной степени оптимизации социально-экономического развития страны, стабильности общества.

Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке  и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.

Юридически четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:

обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;

цивилизованному ограничению  сфер деятельности аппарата государственной  власти (сделает его более открытым для контроля со стороны общества, уменьшит возможность волевых решений);

расширению круга активных участников политического процесса, что может благоприятно сказаться на развитии гражданского общества в целом;

контролю взаимодействия частных интересов и органов власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции.

Переход от «черного», «дикого», стихийного, криминального лоббизма в России к цивилизованным отношениям, нормальной лоббистской деятельности, несомненно, благоприятствовал бы стабилизации общества.

Сегодня, в основном, в  лоббизме видят лишь одну сторону - негативную, вкладывают в этот термин лишь «теневой» смысл. Конечно, разные оценки лоббизма, противоречивость его  восприятия исходят и из того, что  мы еще просто не привыкли к этому  во многом по-новому открывшемуся для  российского общества явлению и, соответственно, понятию, его обозначающему. Но можно утверждать совершенно определенно: если мы решили формировать гражданское  общество, то от лоббизмане уйти, ибо он выступает своеобразным спутником демократии:«Лоббизм как фактор воздействия на все сферы общественного бытия по каналам законодательных и исполнительных органов в рамках правового поля представляет собой механизм реализации отношений между государственной экономической политикой и общественной формой управления хозяйством.

Государство в лице представительных органов власти реализует мотивацию  различных социальных групп общества через определенные этим же социумом правила и отношения. Лоббизм  есть не что иное, как индикатор восприятия изменений, происходящих в обществе.

Лоббизм как фактор, воздействующий на деятельность общества, должен быть легален и существовать в определенном правовом поле. Это механизм регулирования  отношений между государственной  политикой и общественной формой управления экономикой».

Следует надеяться, что с  созданием соответствующих условий, по мере реального вплетения норм и принципов народовластия в  социальную практику, Лоббизм из «гадкого утенка» будет постепенно превращаться в необходимый социально-политический институт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список использованной литературы

 

1.Анохин М. Г. Политический лоббизм: сущность, формы, методы. // Политичес

кое управление. - М.: РАГС, 2000.

 

2.Анохин М.Г. О технологиях лоббистской деятельности  //  Политология. Курс лекций. М.: Юристъ, 2003. С. 390-397

 

3.Богданов С.А.Средства массовой информации как инструмент лоббирования

//Предпринимательство. Политика. Наука.2004. № 2.

 

4.Бройхаузен К. Двадцать правил игры для лоббистов// Правила хорошего тона и премудрости для лоббистов в Бонне.  - Мюнхен, 1998.

 

5.Вешняков В. Г.Проблемы государственного регулирования «лоббизма» в Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - №3. 2003.

 

6.Ерохов С. В.Лоббистская деятельность в России//Юрист2006. № 5.

 

7.Зотов С. В.Лоббизм  как институт политического представительства интересов в современной России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук. - М.,2001.

 

8.Ильичева Л.Е.

Лоббизм и интересы предпринимательства. М.: Мысль. 2000.

 

 

 


Информация о работе Роль лоббизма в политической деятельности