Роль социальных служб в решении проблем молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

Содержание

Введение
1 Проблемы и потребности молодежи
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
2 Роль социальных служб в решении проблем молодежи
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Сущность и принципы государственной молодежной политики
2.4 Технологии социальной работы с молодежью
Заключение
Список литературы
Реферат
Словарь терминов

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 46.03 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1  Проблемы и потребности молодежи

1.1. Историческое развитие  социальной работы с молодежью

1.2. Нормативно-правовые основы  социальной работы с молодежью

1.3 Социальные проблемы  и потребности молодежи

2 Роль социальных служб в решении проблем молодежи

2.1 Социальные службы в  решении молодежных проблем

2.2 Структура и задачи  социальной службы для молодежи

2.3 Сущность и принципы государственной молодежной политики

2.4 Технологии социальной работы с молодежью

Заключение

Список литературы

Реферат

Словарь терминов

 

Введение

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился  в системе социальной работы в  России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для  решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих  общество проблем к ним следует  отнести проблему распространения  наркомании, СПИДа, проституцию, повышение  криминальной активности молодежи, в  том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем  в среде российской молодежи еще  не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное  внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского  общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем  наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время  господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению  девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной  из задач данного направления  является построение теоретических  моделей социальной работы с молодежью  на основе синтеза социологических  подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных  категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью  в различных сферах жизнедеятельности  общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности  социальных работников вводятся и в  образовательных учреждениях и  в пенитенциарной системе. Однако этого  недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц  от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально  подверженной влиянию разнообразных  факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий  и испытывает те же трудности, что  и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными  гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная  проблема тесно связана с началом  становления молодого человека, с  выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться  путем примыкания к различным  социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект - проблемы молодежи.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: 

-изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

- проанализировать социальные  проблемы и потребности молодежи

-изучить структуру и  задачи социальных служб работающие  с молодежью

-рассмотреть сущность и принципы государственной молодежной политики и технологии социальной работы с молодежью

 

1. Проблемы и потребности молодежи

1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью

До 1920г. во многих странах  государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную  сферу и ограничивалась защитой  несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как  христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться  как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора  за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора  за ней сложились в концепцию  помощи и поддержки молодежи, а  инициатива в этой области стала  регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской  России в рамках государственной  молодежной политики начинает разрабатываться  концепция государственной поддержки  молодежи. Решающее значение имел III съезд  Российского коммунистического  союза молодежи (октябрь 1920; 1926 - ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация  «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом  общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления  государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват  молодежных проблем, соединение государственных  и общественных механизмов решения  крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

- труд и занятость;

- образование;

- здравоохранение. [14;С.47]

 

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

В современной государственной  молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении  ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным  документом, диктующим государственную  молодежную политику.

Объекты государственной  молодежной политики:

- граждане Российской  Федерации, включая лиц с двойным  гражданством от 14 до 30 лет во  время пребывания их на территории  Российской Федерации, если это  влечет обязанности федеральных  государственных органов;

- молодые семьи - семьи  в первые 3 года после заключения  брака, в случае рождения детей  - без ограничения периода брака), при условии, что один из  супругов не достиг 30 летнего  возраста, а так же неполные  семьи, в которых отец или  мать не достигли 30 лет;

- молодежные объединения.

Субъекты государственной  молодежной политики:

- государственные органы  и должностные лица (указом Президента  РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный  комитет по молодежной политике  был упразднен, его функции  были переданы Министерству образования  РФ);

- молодежные объединения  и ассоциации;

- молодые граждане.

Принципы государственной  молодежной политики:

- сочетание государственных,  общественных интересов и прав  личности в реализации государственной  молодежной политики;

- привлечение молодых  граждан к участию в формировании  политики и программ для молодежи;

- обеспечение правовой  и социальной защиты молодых  граждан;

- предоставление молодому  гражданину гарантирование государством  минимума социальных услуг по  обучению, воспитанию, духовному и  физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

- приоритет общественных  инициатив по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий и программ, касающихся  молодежи.

Направления:

- обеспечение соблюдения  прав молодежи;

- обеспечение гарантий  в сфере занятости;

- содействие предпринимательской  деятельности молодежи;

- государственная поддержка  молодой семьи;

- гарантии предоставления  социальных услуг;

- поддержка талантливой  молодежи;

- формирование условий  для физического и духовного  развития молодежи;

- поддержка деятельности  молодежных и детских объединений;

- содействие международным  молодежным обменам.

Меры реализации:

- принятие специального  законодательства и иных правовых  актов, решений местных органов  власти и управления;

- внесение изменений и  дополнений в законодательство  и иные акты;

- разработка и выполнение  государственной молодежной политики  комплексного и целевого характера;

- создание Российского  фонда Федеральных молодежных  программ для организации и  финансового обеспечения приоритетных  программ развития молодежи, а  также формирование аналогичных  региональных и территориальных  фондов;

- выделение в федеральном  и местном бюджетах отдельных  ассигнований на финансирование  мероприятий в области молодежной  политики;

- создание государственных  органов по делам молодежи  и социальных служб различного  профиля.

В 1994году была принята Федеральная  программа «Молодежь России». Для  создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных  средств на развитие приоритетных направлений  молодежной политики.[4;C.12]

В 1998году принимается новая  Федеральная программа «Молодежь  России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть  заключалась в формировании и  укреплении правовых, экономических  и организационных условий для  гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной  базы, разработка и поэтапное внедрение  системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в  целях получения образования, поддержки  деловой активности, строительства  жилья, домашнего хозяйства. Так  же формирование системы органов  для временной и вторичной  занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного  воспитания, гражданского и патриотического  становления молодежи. [5;C.36]

Также в программе «Молодежь  России» есть и другие вопросы решения:

-пути решения жилищной проблемы;

-решение вопросов занятости молодежи;

-поддержка молодой семьи;

-развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха;

-поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.

В 2000 году утверждена целевая  программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и  развитие правовых, экономических, организационных  условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых  людей. [6;C.8]

Задачи, поставленные этой программой.

1.создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;

2.формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;

3.выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;

4.профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

5.улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;

6. развитие и поддержка  федеральной и региональной систем  информационного обеспечения молодежи.

В 2005году утверждена Министерством  образования и науки РФ программа  «Молодежь России на 2006-2010 годы».

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две  программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая  четко выделяют направления поддержки  и социальной защиты молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

1. комплексный центр социального  обслуживания (отделения: социальной  помощи на дому, дневного, временного  пребывания, срочной соц. помощи);

2. центр социальной помощи  семье и детям;

3. социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних;

4. социальная гостиница;

5. социальный приют для  детей и подростков.

По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;C.45]

Информация о работе Роль социальных служб в решении проблем молодежи