Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 19:31, реферат
Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность. Поэтому создание новых социальных технологий является объективным и закономерным процессом
Главное назначение социальных технологий — регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а, следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.
Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология.
1. Введение……………………………………………………………………………3
2. Понятие и сущность социальных технологий…………………………………...4
3. Классификация и эффективность социальной технологии……………………...7
4. Специфика применения социальных технологий в государственном управлении ……………………………………………………………………..…11
5. Заключение………………………………………………………………………..18
6. Список использованной литературы……………………………………………19
Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.
Можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.
В структуре управленческих
технологий особую важность имеют административно-
10
Эффективность социальной технологии можно определить как конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках и в оптимальные сроки. Однако проблемы эффективности социальных технологий пока еще относятся к числу новых и малоизученных.
Что же необходимо учитывать при разработке и использовании социальных технологий?
Во-первых, социальные технологии, поскольку они непосредственно связаны с людьми, должны иметь вид выверенной экспериментальной модели, содержащей научно обоснованные гарантии, что любая технология будет человеку во благо.
Во-вторых, социальные технологии, хотя и предполагают некоторое повторение, применение к сходным социальным объектам, не могут быть использованы механически, без соответствующей корректировки. Иными словами, методика применения, реализация социальной технологии всегда является уникальной, оригинальной, учитывающей конкретные условия.
В-третьих, социальная технология в определенном смысле представляет собой завершенную, строгую систему действий, решения практической задачи, но вместе с тем это развивающаяся система, так как она обогащается новыми операциями в ходе воплощения.
Специфика применения социальных технологий в государственном управлении
Государство как главный субъект управления
общественными делами всегда выступало
орудием установления и утверждения социальной
несправедливости и социальных дисбалансов.
Формирование гражданского общества
на принципах корпоратизма поставит под
контроль государство, публичную власть,
которые все в большей мере будут выполнять
свою главную функцию — функцию защиты
безопасности общества,
11
каждого гражданина на основе закона, а не перераспределения ресурсов и обеспечения хозяйственной жизни. Многие функции государственного управления будут делегированы гражданам, территориям, хозяйственным союзам и ассоциациям
на основе подлинного самоуправления, что позволит
значительно сократить государственный
аппарат и поставить его под контроль
гражданского общества.
Став государственной и подконтрольной
обществу, сама идеология и власть выступают
все в большей мере не только как инструмент
захвата и удержания ее, а как метод становления
таких властных отношений, когда власть
населения (частная) наконец станет преобладающей
над публичной властью (правительства).
Власть будет создаваться населением,
и защищать его интересы на всех уровнях.
Это единственный способ изменить государственно-правовое
отчуждение, существующее в обществе.
Государственно-правовое регулирование
может быть организовано на основе гражданского
договора, при котором каждый гражданин,
семья, трудовая ассоциация часть прав
отчуждают в пользу сообщества для решения
общественно значимых дел.
Существующий механизм отчуждения прав
представляет собой жесткую эксплуатацию
каждого человека в интересах руководящего
центра, который навязывает населению
свой выбор.
В борьбе за власть святые понятия "свобода",
"справедливость", "право" используются
властвующими группами с одной целью —
завоевать или сохранить власть любой
ценой.
Трагедия нашей страны заключается в
том, что первая благородная попытка народа
создать самостоятельную, свободную от
пут государства, социально организованную
экономическую жизнь осуществлялась непригодными
методами. Государство вновь стало единственным
и авторитарным распорядителем общества,
которое использовало властные методы
западного образца и в самой уродливой
форме — в форме государственной принудительной
экономики как единственной формы государственного
регулирования.
12
Это не только не соответствует сути
российского человека, но и противоестественно.
Отметим, что в становлении и укреплении
российской государственности всегда
решающую роль играла духовно-идеологическая
компонента, которая была
объединяющим стержнем огромных территорий, различных наций и народностей, проживающих на них. Всегда утрата или ослабление духовного стержня вели к ослаблению или распаду российского государства.
Поэтому ему, особенно в период кризисных
ситуаций, необходимо укрепление духовно-идеологических
основ власти. В этой связи российскому
государству предстоит возродить свою политико-идеологическую
функцию, которая должна укрепить духовный
объединяющий стержень российского общества,
способствовать выработке выверенного
политического курса, соответствующих
стратегий развития, реализуемых в скоординированных
политиках государства.
В свою очередь не может быть выверенной
государственной политики без современной
доктрины общественного развития, из которой
следует тот или иной курс. Это прерогатива
государства, его главная обязанность
перед обществом, без чего невозможно
выполнение всех остальных.
Выработка доктрины общественного развития
и механизма ее реализации требует усиления
внимания государства к научным исследованиям,
прежде всего в области теории и практики
управления, активного включения данных
науки в практическую работу органов государственного
управления. Сегодня следует признать
как неоспоримый факт, что управленческая
наука выключена из механизма нормального
функционирования общества.
Изменить такое положение дел можно только
тогда, когда политической деятельностью
займутся в массе своей исключительно
профессиональные и нравственные люди,
способные действовать в интересах своих
граждан на основе законов и принципов
научного государственного управления.
Российская государственность завершает
XX в. с большим грузом тяжелых проблем,
серьезных ошибок, которые для своего
преодоления потребуют длительного времени
и серьезных усилий всего общества.
13
Последнему еще предстоит сформировать
новую генерацию политиков-управленцев.
В обществе разрабатываются проекты и программы подготовки
политической элиты, но они пока не услышаны
и не поддержаны властью.
Еще одна принципиальная проблема для
российской государственности — гласность
и публичность государственного управления.
Ее решение начинается с выработки и предъявления
обществу общественной доктрины и политического
курса. Только в этом случае государство
сможет опираться на большинство, рассчитывать
на их активность и поддержку. В противном
случае пассивность людей, сопротивление
осуществляемой политике и проводимому
курсу реформ обеспечены, а кризис государственной
власти неизбежен, какие бы усилия она
не предпринимала на уровне словесных
деклараций, внешней риторики, нормативно-творческой
суеты и манипулирования общественным
мнением.
Для российской государственности имеет
принципиальное значение определенность
и четкость ее позиций в геополитическом
пространстве, в решении глобальных проблем,
которые сегодня размыты или выражены
нечетко.
Российскому государству еще предстоит
провести трезвый и беспристрастный анализ
своего исторического прошлого, правильно
оценить настоящее и сделать обоснованные
прогнозы на будущее.
Это имеет принципиальное значение для
налаживания нормального диалога между
государством и обществом вместо усиления
конфронтации. Направление такого диалога,
необходимые меры достижения согласия
известны — это принятие выверенной современной
социальной политики. Необходимость этих
мер давно назрела, требование это записано
в Конституции, где российское государство
определяется как социальное. Нарушение
данной конституционной нормы — главная
причина углубляющегося политического
кризиса и нарастающей конфронтации между
обществом и властью.
Для преодоления политического кризиса
в области властных отношений, в государственном
строительстве очень важно, наконец, использовать
инновационные социальные технологии.
14
В числе последних, особый интерес для
государственного строительства представляют
технологии прорыва. Они используются
в период модернизации общества, изменения
целей, структур, что требует принятия
нетрадиционных, принципиально новых
решений.
"Прорыв"
— это стремительное продвижение вперед
за счет инновирования знаний, использования
ноу-хау, наукоемких технологий.
В
числе принципов построения технологии
прорыва выделяются:
•
неординарная комплексная оценка проблемной
ситуации;
•
выявление приоритетов и всех ресурсов
развития;
•
непрерывный поиск организационных структур
и механизмов, способных привести ресурсы
в движение.
Предпоисковая стадия развития предполагает:
освобождение от стереотипов мышления,
снятие всяких табу, традиционно установленных
правил и принятых условий. Более того,
различные ограничения, консервативные
решения рассматриваются как потеря инновационного
шанса, возможности принятия радикальных
мер.
Обычно разрабатываются технологии инновирования
среды, направленные на развитие творческих
способностей, раскрепощенное видение
новых горизонтов решения проблемы, открытие
новых возможностей. Переподготовка кадров
нацеливается на инновирование прежде
всего ядра управления, от деятельности
которого зависит принятие ответственных
решений. Создается "поле" их инновационного
стратегического мышления, оно постепенно
расширяется. Происходит втягивание в
него инерционного пространства, от мотивации
человеческого наполнения которого зависит
расширение прорыва, его стратегический
и тактический успех или провал под влиянием
инерции, консерватизма, стереотипов мышления,
действующих активно и в течение длительного
времени.
15
Профессиональная творческая интуиция
органов государственного управления
раскрепощается и переключается на видение,
проблемы с позиций будущих и настоящих
механизмов ее решения.
Первый резерв прорыва — желание и политическая
воля изменить ситуацию. Второй — гражданская
позиция, мобилизация стратегических
ресурсов. Третий — поиск нетрадиционно
мыслящих людей, прежде всего профессионалов,
экспертов, способных предложить инновационные
научные методы, модели исполнения социального
заказа.
Существует несколько аспектов государственной
управленческой деятельности, где в современных
условиях внедрение социальных технологий
крайне, актуально. Прежде всего это процессы
прогнозирования, программирования, оценки
и отслеживания общественного развития
и соответственно реформирования организации
и функционирования субъектов государственного
управления. Нельзя управлять, если нет
исходных данных для этого, своевременной,
достоверной и полной информации. Технология
деятельности в этом направлении включает
в себя: установление общих, унифицированных
показателей, адекватно характеризующих
соответствующие процессы; обеспечение
должной согласованности, логики в систематизации
таких показателей, чтобы они в целом давали
реальную картину такой жизнедеятельности
(как исходную, так и предполагаемую); создание
организационных и технических условий
для оперативной и точной передачи нужной
информации через все структурные подсистемы,
звенья и их подразделения, вовлеченные
в указанные процессы; применение идентичных
методов, процедур и операций анализа
и характеристики изучаемых и программируемых
объектов; использование тождественных
форм фиксации информационных материалов
и другие моменты, свойственные рассматриваемому
аспекту государственного управления.
16
Актуально использование социальных
технологий в практике программирования
и стратегического планирования комплексного
развития территорий. В условиях значительной самостоятельности
разных органов государственной власти
и местного самоуправления, сосредоточения
основных экономических ресурсов в руках
предпринимательских структур, включения
множества управляемых объектов в решение
соответствующих проблем без таких технологий
нельзя сделать ничего серьезного.
Нужны единые сроки и методики разработки
предполагаемых мероприятий на предприятиях, в организациях,
учреждениях, отраслевых подсистемах
и территориальных (общей компетенции)
государственных органах, идентичные
формы и показатели программных и плановых
документов, взаимосвязанный, согласованный
порядок прохождения и утверждения программ
и планов, приемлемые процедуры рассмотрения
спорных вопросов, определенные механизмы
взаимоконтроля и т.д.
•
неординарная комплексная оценка проблемной
ситуации;
•
выявление приоритетов и всех ресурсов
развития;
•
непрерывный поиск организационных структур
и механизмов, способных привести ресурсы
в движение.
Предпоисковая стадия развития предполагает:
освобождение от стереотипов мышления,
снятие всяких табу, традиционно установленных
правил и принятых условий. Более того,
различные ограничения, консервативные
решения рассматриваются как потеря инновационного
шанса, возможности принятия радикальных
мер.
17
Заключение
Понятие «социальные технологии» изучалось многими учеными, но они так и не пришли к единому выводу, что же это такое. У каждого свое видение и свое определение. Данный факт связан с широтой и многообразием данного понятия.
Существует несколько аспектов государственной управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение социальных технологий крайне, актуально. Прежде всего, это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функционирования субъектов государственного управления.
Актуально использование социальных технологий в практике программирования и стратегического планирования комплексного развития территорий. В условиях значительной самостоятельности разных органов государственной власти и местного самоуправления, сосредоточения основных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включения множества управляемых объектов в решение соответствующих проблем без таких технологий нельзя сделать ничего серьезного. Нужны единые сроки и методики разработки предполагаемых мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государственных органах, идентичные формы и показатели программных и плановых документов, взаимосвязанный, согласованный порядок прохождения и утверждения программ и планов, приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов, определенные механизмы взаимоконтроля и т.д.
18
Список использованной литературы
19
Информация о работе Роль социальных технологий в развитии государства