Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:00, контрольная работа
Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности.
Введение……………………………………………………………………………………. 3
Понятие среднего класса……………………………………………………………………5
Критерии отнесения к среднему классу…………………………………………………...7
Слои среднего класса………………………………………………………………………11
Состав среднего класса…………………………………………………………...………..13
Численность среднего класса……………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………………20
Список используемой литературы…………………………………………..……………23
Экономическая социология выделяет 5 признаков СК: уровень образования, уровень доходов, самоотнесение, тип потребления, обеспеченность жильём. Очевидно, что в настоящее время на основании этих критериев выделить российский средний класс не представляется возможным. Главным препятствием является проблема оценки доходов, в которой можно выделить 3 аспекта: уровень доходов, степень дифференциации доходов, скрытые доходы.
Первый - статистическое
определение среднедушевого
Выделить средние группы по уровню доходов крайне сложно, особенно с учётом различий уровня жизни по регионам, как впрочем, и многих других факторов. При этом принципиальное значение имеет вопрос об определении прожиточного минимума, поскольку существующая методика далека от идеальной.
По-видимому,
основным критерием отнесения
как к дореформенному, так и
к постсоветскому среднему
Слои среднего класса.
В научный оборот вводится понятие "срединная часть". Исследуя эту основную срединную часть российского общества, куда не входят представители политической и экономической элиты, а также "социальное дно", можно разделить её на следующие 4 слоя: верхний средний слой - средние и крупные предприниматели; средний слой - мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, управляющие непроизводственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные; базовый слой - массовая интеллигенция, полуинтеллигенция, работники торговли и сервиса, крестьяне; нижний слой - неквалифицированные работники.
Заславская
предлагает аналитическую
Таким образом, при
изучении среднего класса
Как
показало проведённое
Состав среднего класса.
Можно выделить следующие слои (страты): лидеры, носители реальных рыночных отношений, активное ядро нового среднего класса. Это, прежде всего, предприниматели средней руки и владельцы малых предприятий, менеджеры, работники олигархических структур, служащие новых финансовых институтов, банков, инвестиционных компаний, различных фондов, руководители торговли. Кроме того, есть «примыкающие слои» - государственные служащие невысокого ранга, поддерживающие процесс реформ, сотрудники органов исполнительной, законодательной и судебной власти, представители шоу-бизнеса, творческая интеллигенция, актеры, художники, работники средств массовой информации, журналисты, функционеры общественных объединений предпринимателей.
Также надо учитывать слои населения, «переходящие» из старого среднего класса, - учителей, врачей, преподавателей ВУЗов, научных работников (без научных степеней и званий), квалифицированных рабочих, работников детских дошкольных учреждений, других социальных работников (эти группы в советское время идеологически поднимались на щит, но экономически их представители медленно поднимались по лестнице благополучия, поскольку государство формально брало их под свою защиту). К среднему классу в «старом» советском преломлении можно отнести инженерно-технических работников оборонных предприятий, офицерский корпус. Это - типичные верные государственники, с трудом отказывающиеся от старой шкалы ценностей и представлений о роли государства. Таким образом, это все те, на ком держится этот мир, кто своим трудом обеспечивает достойную жизнь своей семье, так или иначе сводя концы с концами, привыкая держать удары постсоветского реформирования, постоянно осваивая новые возможности и стараясь не упустить шансов на удачу. И именно эти слои попали в наиболее трудное положение в процессе рыночных преобразований.
Перечисленные социально-профессиональные слои и группы являются, так или иначе, выходцами из старой системы и одновременно новыми реальными всходами на рыночной почве. Это надо принимать во внимание при анализе формирования нового среднего класса в России.
В нынешнем среднем классе почти три четверти (72,0%) - это те, кто и в СССР входил в состав среднего класса. Но чрезвычайно важно, что и в двух нижних слоях большинство (58,2% и 55,6%) составляют те, кто считал себя раньше представителями среднего класса, а в результате реформ скатился "вниз".
Нынешний средний класс является историческим преемником “четвертого сословия”, которое на заре промышленной революции взорвало сословную систему. Само понятие “средний класс” возникло в XVII веке в Англии. Оно обозначало особую группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой - “пролетарской голытьбе”. Постепенно к нему стали причислять мелких и средних буржуа, менеджеров, лиц свободных профессий.
Процесс социальной
трансформации пошёл по пути
размывания ядра бывших
Вместе с самим термином
"средний класс", пришло и западное
представление о средних
Средний класс в этом случае — это, прежде всего, те, кто обслуживает государство (либеральное, социальное и т.п.) и воспроизводство материальных благ и имеет определенные, пусть средние (по меркам развитых стран), но все равно довольно высокие стандарты потребления. Это, во-первых, люди, принимающие решения или участвующие в процессе их принятия, и, во-вторых, люди интеллектуального труда.
А по мнению философа и социолога Макса Вебера, принадлежность к классу определяется поведением на рынке труда (рыночная трудовая мотивация) и потребительских рынках. Так по Веберу средний класс - это мелкие бизнесмены и торговцы, а также люди свободных профессий, технические специалисты и "белые воротнички" - администраторы и менеджеры. Они надежно застрахованы от падения вниз по социальной лестнице. Только случайность может лишить их приличной работы, если это не продукт липовых финансовых пирамид, бандитского, воровского или дружеского капитализма или умелой игры ("спекуляций") на фондовом рынке.
Мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита - в принципе подобные группы входят в состав среднего класса и в развитых странах с рыночной экономикой, но там добавляются массовые отряды интеллигенции: врачи, учителя, инженеры, фермеры и др. В этом состоит принципиальное отличие рассматриваемого состава среднего класса России от среднего класса развитых стран мира. Другое расхождение состоит в том, что выделенный средний слой по своим эмпирическим характеристикам едва ли может быть идентифицирован как средний, если использовать сложившееся представление о среднем классе в западных странах.
Также отдельно хочется сказать о том, что и на селе происходят очень глубокие процессы социального расслоения и практически каждый сельский населённый пункт среднего или крупного масштаба уже имеет выделившегося из общей массы преуспевающего бизнесмена, который зачастую сочетает ведение сельского хозяйства на личном или фермерском участке и осуществление посреднических функций между своим селом и городом - везёт сельскохозяйственные товары туда, а обратно то, что может дать город.
Можно указать социальные группы, которые, в перспективе, составят у нас средний класс:
Таким образом, состав среднего класса на протяжении последних десятилетий не оставался неизменным, он ещё не представляет собою законченной, сформировавшейся группы. Динамичность и изменчивость этой группы вызывает дополнительные сложности в её изучении.
Численность среднего класса в России.
Непременным
признаком среднего класса
Принципиальной особенностью социальной структуры современной России является то, что российский средний класс не может быть зафиксирован с такой же степенью чёткости, какая характерна для обществ западного типа.
Центр стратегических исследований (ЦСИ) компании РОСГОССТРАХ провел очередную оценку численности среднего класса в России. Оценка делается на основании пересчета объема потребления различных товаров и услуг в численность групп населения с различным уровнем дохода. Используется также методика оценки уровня доходов населения в зависимости от наличия в семьях различных знаковых предметов потребления.
Средний класс, как правило, заинтересован в повышении качества социальной среды. В силу всех этих обстоятельств оценка численности среднего класса представляет большой интерес: чем больше среднего класса, тем стабильнее общество и тем выше предсказуемость его развития. Как отмечено выше, средний класс – это группа, способная своим трудом удовлетворить свои основные материальные потребности. Мы считаем, что существует набор знаковых товаров и услуг, доступ к которым определяет принадлежность той или иной семьи к среднему классу. В него входят:
• свое жилье, оборудованное современной мебелью и бытовой
техникой;
• новый российский автомобиль или нестарая
иномарка;
• платные медицинские услуги;
• платные образовательные услуги;
• отдых за границей или на российских
курортах.
Анализ, проведенный ЦСИ компании РОСГОССТРАХ на данных, отражающих потребление товаров и услуг российскими домохозяйствами, позволяет говорить о том, что в 2011 году доход более 20 тыс. долл. имели примерно 15 млн семей, или 29% населения страны. Если же принять в качестве нижней границы среднего класса доход в 30 тыс. долл. в год на семью, то к нему в России по итогам 2011 года относились 18% населения, или 9,5 млн семей (см. таблицу ниже). Доход более 300 тыс. долл. в год имели 237 тыс. семей, или 0,5% населения страны. Доходом более 1 млн долл. в год могли похвастаться 29 тыс. семей, или менее 0,1% населения России.
Информация о работе Роль среднего класса в современном обществе