Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:28, контрольная работа
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам социальной помощи накопленных за тысячелетия общественной жизни.
Введение………………………………………………………..3
Понятие общественного призрения………………………….4
Зарождение идей благотворительности в первых цивилизациях ……………………….……………………….5
Благотворительность в эпоху средневековья ….…………..10
Благотворительность и религиозные верования …………..14
Каритативная деятельность католической церкви…………14
Протестантизм и благотворительная деятельность……….16
Милосердие в исламе……………………………………18
Православное христианство и его роль в развитии милосердия………………………………………………21
Иудаизм и благотворительность…………………………24
Список используемой литературы………………………...
4.3. Милосердные заповеди в исламе.
Известно, что ислам, как и другие мировые религии, уделяет огромное внимание формированию высоконравственной личности. В Коране и Сунне определены самые различные моральные нормы, которые охватывают жизнь человека от рождения до самой смерти.
Постоянное нравственное совершенствование вменяется в обязанность каждому правоверному. В соответствии с вероучением, Аллах, будучи сам милостивым и милосердным, требует и от мусульман проявлять такие же качества. При этом в Коране речь идет не только о сопереживании,
сочувствии попавшему в сложное положение, но и об оказании ему реальной бескорыстной помощи и поддержки. В изречениях пророка речь идет об обязанности мусульманина проявлять гуманное отношение к побежденному, к рабу, прощать обиды, об отказе от получения долга, если человек находится в затруднительном положении, а также о проявлении готовности помочь не только тому, кого постигло несчастье, но и тому, кого охватили благородные устремления.
Особую заботу вероучение ислама проявляет о сиротах, они в числе тех, кому предназначаются средства от закята - обязательной милостыни или налога в пользу нуждающихся мусульман. Имущество сирот неприкосновенно. Покушающийся на их имущество, по Корану, будет гореть в адском пламени. Кроме того, Коран запретил распространенную до этого времени практику убийства лишних детей их родителями. "И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем и их и вас: поистине, убивать их - великий грех". Все взрослые дееспособные мусульмане, согласно Корану, должны платить закят, считавшийся вначале милостыней, затем превратившийся в налог в пользу нуждающихся мусульман. Он "очищает", делает безгрешным пользование богатством, с которого уплачен. Закят уплачивается с имущества, превышающего определенный минимум, в размере 2,5%, с продуктов земледелия, 10%, с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря - пятую часть (20%). Право на получение помощи от этого фонда имеют бедные, несостоятельные должники, участники войны за веру, путники, не имеющие средств на возвращение, сборщики закята. Закят - ежегодное добровольно-обязательное отчуждение точно установленной части своего имущества в пользу нуждающихся. В день ежегодного праздника жертвоприношения каждый свободный мусульманин, имеющий скот или средства на приобретение жертвенного животного, должен принести жертву (одну овцу - за одного человека; одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота - за 1-7 человек. Все мясо жертвенного животного должно раздаваться неимущим.
Сложившаяся практика такова: треть мяса расходуется на праздничную трапезу семей и гостей, остальное незамедлительно раздается нуждающимся. В отношении шкуры исламом предписывается: либо использовать в домашнем хозяйстве, либо отдать бесплатно кому-либо, если же никто не возьмет, то продать, а вырученные деньги раздать как милостыню. Если человек, обязанный совершать жертвоприношение, по какой-либо причине не выполнил предписание, он должен стоимость жертвенного животного раздать в виде милостыни.
Так же в Коране говорится о необходимости заботиться о рабах. "Самым плохим человеком" объявил пророк того, "кто бьет своего раба". А "тот, кто освободил раба, тот искупил свою вину перед Аллахом" - провозгласил он. Считается, что пророк Мухаммед заботился о преодолении нищенства. Он говорит о том, что нуждающегося надо научить работать и тем самым зарабатывать на жизнь, а не кормить подаянием. Прошение милостыни считается грехом, который смыть может только огонь.
Кроме обязательной ислам рекомендует раздачу милостыни сверх того - прощение долгов, освобождение невольников, посещение больных и умирающих, помощь при погребении, оказание гостеприимства и защиты гостя, указание дороги путнику. Все это должно совершаться из душевной потребности, как проявление чистого милосердия без всякого расчета на какие-то преимущества для себя. Рекомендуемая милостыня раздается всяком, кто имеет к этому возможность. Она бывает трех видов:
а) единичный акт
б) искупительное действие, т.е. штраф (каффара) за умышленное нарушение предписания, скажем поста, идущий на благотворительные цели;
в) выделение имущим части своих доходов в пользу неимущих.
Принимать милостыню может лишь человек, не имеющий возможности сам ее давать.
4.4. Православное христианство и
его роль в развитии
Принятие Русью Византийской религии – было предопределено регулярными столетними межгосударственными отношениями Руси с Византией. Известный путь из варягов в греки. Но не только это повлияло на выбор византийской ветви христианства. С крещением Руси благотворительность стала определяться религиозными заповедями: «…просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «…благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздает ему за благодеяние его», «…оказывайте милость и сострадание каждому брату своему; Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем».
Познание Бога в православном богословии возможно, в частности, через чувства человека не только "физические" (зрение и т.п.), но и "духовные" - любовь, скорбь, сострадание. Сострадание к человеку, милостыня имеет "спасающую" силу, такую же, как в таинствах, если не большую. В Византии милосердие считалось особой добродетелью. Оно понималось как
готовность подать милостыню убогому, впавшему в несчастье, и как сострадание к увечному. На Руси преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерусский благотворитель, помышлял повысить уровень собственного духовного совершенствования. Духовные основы благотворительности как повседневной формы выражения православного благочестия сформировались еще в древнерусский период. Но только на рубеже Нового времени, в конце XVI–XVII вв. они были «кодифицированы» в виде некоего, довольно громоздкого, перечня «праведных поступков» со ссылками на «древние предания» и сочинения византийских богословов. В этом сказалось стремление культуры позднего Средневековья к
универсальности и энциклопедичности знания о том или ином предмете и количественным показателям как выражению качества суждений
Основным источником знаний о нормах благочестивого поведения в этот период становятся синодики — рукописные, а позже и гравированные книги для записи имен в целях церковного поминания во время богослужения. В Древней Руси синодики-помянники появились, вероятно, еще в домонгольское время, а древнейший список русской редакции догматического предисловия к поминальной части — Чина православия — датируется концом XIV — началом XV вв. Наибольшее распространение синодик-сборник получил в XVII столетии, когда он служил уже не только литургическим целям, но и входил в традиционный круг домашнего нравственно-учительного чтения . Русская православная церковь, окончательно оформившаяся при Ярославе Мудром, создала и свой центр благотворительности в Киево-Печерском монастыре. Этот монастырь был
известен своим милосердием по отношению к нуждающимся - при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница, бесплатная трапезная для бедных странников. На первых порах церковь была основным субъектом благотворительной деятельности. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители – лишь распорядителями этого__ имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. В период татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь, имевшая к концу XIII века 100 монастырей, стала одновременно единым прибежищем для нуждающихся в помощи
людей - убогих, престарелых и нищих, фактически полностью взяла на себя благотворительные функции. Этому способствовало то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией уважительно относились к духовенству, давали митрополитам
грамоты, освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся. Роль и значение церкви в социально-каритативной деятельности возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать
благотворительность церквей и монастырей. Им предписывалось отделить действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для них мужские и женские богадельни под руководством священников и целовальников, а также содержать эти учреждения за счет пожертвований . Полное подчинение православной церкви самодержавию произошло при Петре I. Церковная реформа Петра 1 по существу поставила церковь на службу государству, что отразилось и на характере социально-каритативной деятельности Русской церкви, подчиненной правительственным коллегиям - финансовой и судебной. Однако план преобразования милосердно-благотворительного института православной церкви, задуманный Петром I, был осуществлен только в правление Екатерины II. Реформа 1861 года, отменившая крепостное право,
лишила монастыри приписанных
к ним крестьян. В 1864 году Александром
II было принято законодательство о
церковных братствах и
4.5 Иудаизм и благотворительность.
Идеи милосердия, гуманности и практика благотворительности были известны древним евреям, что нашло отражение в Ветхом Завете - религиозном и культурно-историческом памятнике, признаваемом и христианством. У древних евреев существовали нравственные нормы о необходимости сочувствия ближнему, оказания ему нравственной и материальной поддержки. По утверждению авторов Краткой еврейской энциклопедии, благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма. Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни. не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи. Благотворительность приветствуется даже в отношении личных врагов: "Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним".
В Талмуде благотворительность обозначается словами цдака (буквально праведность или справедливость). Бедный имеет право получать, а состоятельный человек должен давать. От обязанности проявлять милосердие не освобождается никто: ни сильный мира сего, ни последний
бедняк. “Даже бедняк, существующий милостыней, должен давать милостыню”,— подчеркивается в “Талмуде”. В нем в мельчайших подробностях расписаны правила благотворительности: кто и каким образом обязан заниматься ею, кто имеет право пользоваться, каковы размеры помощи в благотворительных целях. В пользовании благотворительностью
женщины имеют приоритет перед мужчинами. Бедному родственнику надо оказать помощь раньше, чем постороннему бедняку. Бедняки своего города имеют предпочтение перед бедными из других городов. Отчисление десятой части состояния на благотворительные цели считалось "посредственной" добродетелью, а двадцатой части и меньше - скупостью. В то же время не
советовали расходовать на благотворительность больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не начать пользоваться благотворительностью других. Нельзя делать так, чтобы благотворительность воспринималась как нечто позорящее человека: лучше, чтобы тот, кто пользуется благотворительностью, не знал о том, кто ее дает
Последователи иудаизма создавали специально благотворительные кассы. Бедные состояли на учете в этих кассах. Касса служила для выкупа пленных и обеспечения приданного бедным невестам. Создавались также специальные столовые для бедных. Со временем утвердились следующие направления социальной помощи в иудаизме:
денежные выдачи через благотворительную кассу;
помощь продуктами питания,
выдача одежды,
забота о погребении.
Средства на благотворительные цели поступки из различных источников: налоги на членов общин, пожертвования, наследства, завещания на цели благотворительности, штрафы, арендная плата за пользование имуществом общины.
Одной из форм проявления благотворительности у древних евреев была практика прошения долгов, расторжения долговых обязательств. Это повторялось в каждый Великий юбилейный год (раз в 50 лет). Еврейскими властями предприняты были специальные мероприятия для сбора и распределения милостыни среди народа, сбор пожертвований для бедных составлял важную часть синагогального богослужения.
Позднее у евреев возникли специальные общества, которые занимались
благотворительностью. В России отделение капала, занимавшееся благотворительностью, часто называли цдака гдола ("великая благотворительность").
Информация о работе Роль церкви в развитии социального призрения за рубежом