Российская деловая культура: современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь делового человека непосредственно связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических техник управления людьми, системном понимании сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. От Российской Империи до современной России 5
Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 9
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

2 КР Экономическая социология.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение          3

Глава 1. От Российской Империи до современной России  5

Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 9

Заключение         16

Список литературы        18

 

Введение

Жизнь делового человека непосредственно  связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании  национального, конкретно-исторического  и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических  техник управления людьми, системном  понимании сущности общения, его  многофункциональности и деятельностной природы.

Каждая организация стоит перед  необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это - деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.

Понятие «деловая культура» можно определить как отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей мере зависит от его репутации как делового партнера.

В России проблемы культуры делового общения в разное время привлекали внимание историков, философов, психологов, социологов, писателей, общественный деятелей. Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в  трудах русских мыслителей XIX – начала ХХ вв. П.Лаврова и Н.Михайловского.

Особенностью современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего  постепенный отказ от упрощенных рациональных схем общения и выработку  новых подходов к заимствованию различных точек зрения, критическому анализу собственных оснований действия и его границ, признание права на культурную самобытность и истину каждой культуры, - умение включить их в свою позицию.

Актуальность темы обусловлена  высокой значимостью деловой  культуры для общества, поскольку  вносит позитивный вклад в усовершенствование предпринимательской деятельности и российского бизнеса в целом.

Цель работы – определение степени  важности деловой культуры в российском обществе и выявление, каким образом  она влияет на деятельность организаций, фирм, предприятий России в целом  и каждого сотрудника в отдельности.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

  • выявить основную проблему российской деловой культуры в современных условиях;
  • показать пути решения проблем в российской деловой культуре.

Важную роль в рассмотрении культурных закономерностей в целом, проблем  психологии общения и культуры межличностных  отношений проясняют работы Б.Д.Парыгина, Г.М.Андреевой, В.Н.Мясищева, А.Ф.Лосева, Н.Я.Данилевского и др., а также  фундаментальные работы классиков  мировой культурологии: М.Вебера, Г.Риккерта, Э.Кассирера, К.Юнга, К.Леви-Стросса, А.Моля, О.Шпенглера и др. 

Глава 1. От Российской Империи до современной России

Современная российская деловая культура, включающая деловой этикет, представляет на сегодняшний день пеструю смесь  стереотипов поведения: заимствования  из западноевропейского бизнес-этикета  и формирующиеся специфические  российские нормы делового поведения.  
Однако следует отметить, что существуют определенные правила этикета, свойственные только для нашей страны, это то, что отличает российскую деловую культуру от западноевропейской. Россия издревле была особым государством, находившимся на стыке Европы и Азии и это двойственное ее положение и по сей день определяет специфику культуры ее народа, моральные и этические ценности, традиции и своеобразность взаимодействия людей как на уровне межличностного общения, так и на уровне деловых отношений. Для того, чтобы рассматривать особенности современного бизнес-этикета России, мы в первую очередь должны рассмотреть его происхождение в нашей стране, установить природу его происхождения.

Развитие различных норм и правил поведения, этических ценностей  в России было подвержено в основном западным влияниям и корни их зарождения и формирования уходят во времена  императорской России.

Так, зародившись во времена Российской Империи придворный этикет в России подвергался различным культурным влияниям и развиваясь, таким образом, сформировался бизнес-этикет современной  России.

В 1912 г. российскими предпринимателями  было выработано семь принципов ведения дел в России:

1) Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2) Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3) Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4) Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5) Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6) Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7) Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Как и мораль, этикет - одна из форм регуляции человеческого поведения. Деловой этикет регламентирует иерархию служебных, возрастных, половых различий людей. Этикетные правила предполагают конкретную деловую ситуацию и задают готовую модель конкретного действия в ней.

Этикет формировался тысячелетиями  и вобрал в себя нормы, отобранные и проверенные временем.

Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место  в системе российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников  по данной дисциплине недостаточно, и  они слабо отвечают требованиям  практического характера. Преобладает  декларативность и назидательность, деловая этика преподносится  в форме поучений и моральных  норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что  составляет только часть ее предмета - нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.). В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика - не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях.

В современной зарубежной литературе предмет деловой этики представлен  иначе. Правила этикета изучаются  отдельно, как самостоятельная дисциплина, а наряду с нормативной подробно рассматривается управленческая, прикладная этика. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг  и реклама, использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций, инвестирование, управление людскими ресурсами, слияния  и поглощения, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, деятельность транснациональных компаний и др.

Научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую  этику в конкретных ситуациях  невозможно, если излагать ее только на нормативном уровне. Что касается этикета, то по соблюдению его норм нельзя судить, придерживается ли данный менеджер или организация норм деловой  морали. Этикет - правила хорошего тона, которые достаточно просто выучить, а этика предполагает выбор, и подчас весьма сложный, морально оправданного и не противоречащего целям бизнеса решения.

 

Рис. 1. Схема формирования российской национальной деловой культуры в условиях глобализации

 

 

Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние

 

Сегодня предпринимательство  – неотъемлемая и важнейшая часть  экономики России. Далеко не просто происходит становление предпринимательства. Наряду с объективными причинами, затрудняющими  цивилизованный бизнес в России, есть немало субъективных факторов, осложняющих  деловую жизнь, представляющих образ  предприимчивого человека в искаженном виде. Нынешние предприниматели представляют собой весь спектр бывшего советского общества: красные директора, бывшие комсомольские и партийные работники, начальники цехов и завлабы, музыканты, врачи, учителя, таксисты, спекулянты, уголовники.

Всех их, к сожалению, объединяют не лучшие стереотипы и взгляды на жизнь. У них нет идеологических и социальных предшественников, нет  своей сложившейся системы ценностей  и единых социальных целей. Многие из аспектов современной российской деловой  культуры не могли сформироваться в  прежней системе, а складывались стихийно в процессе перестройки  экономики. Несовпадение стандартов российской деловой культуры с общемировыми наносит ущерб репутации российского  бизнесмена.

Состояние деловой культуры во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. Важным элементом  всей российской хозяйственной деятельности и деловой культуры является отсутствие привычки строго следовать букве  закона. Это вовсе не означает, что  предпринимательство сплошь проникнуто криминальным духом. Большинство хозяйственников  предпочли бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их во множестве случаев, когда нормативные  установления существенно ущемляют их интересы (наиболее распространенный случай - уклонение от уплаты многочисленных налоговых сборов).

Вследствие того, что хозяйственная  деятельность разворачивается в  полуправовом контексте, существенно  усиливается роль неформальных экономических  отношений. Слабость юридического подкрепления деловых контрактов и редкое реальное применение санкций против нарушителей  порождают столь хорошо известное  нам российское пренебрежение к  формальностям. В итоге письменные договоры не имеют безусловной силы и беспрепятственно нарушаются при  возникновении «объективных обстоятельств», даже в тех случаях, когда предприниматель сам нарушает взятые обязательства.

В сложившихся условиях чрезвычайно  возрастает роль личных связей, разного  рода обменов деловыми и личными  услугами. В результате значительная часть экономики и остается вне  поля зрения как государственного контроля, так и общественного мнения. Неформальная экономика является прямым наследием  советского периода, когда она следовала  тенью за каждым административным предписанием, тем самым придавая командной  экономике недостающую ей, пусть  относительную, гибкость и жизнеспособность.

Если говорить о деловой  этике как совокупности общепринятых универсальных норм выполнения деловых  обязательств, соблюдении «правил игры», то подобный «кодекс чести» современного российского предпринимательства, судя по всему, еще не сложился. В то же время этические нормы формируются локально, в определенных сегментах рынка и в рамках неформальных деловых объединений. Иными словами, со «своими» все же принято вести себя порядочно, в отношении же «чужих» считается допустимым не проявлять особой щепетильности. Подобная избирательность применения этических норм характерна для раннего предпринимательств, особенно если оно формируется в стесненных условиях. А российское предпринимательство как раз и находится в подобном положении.

Образование сетей неформальных хозяйственных отношений определяет не только зону ответственности, но и  способы принуждения к выполнению деловых обязательств. Важную часть  механизмов такой поддержки составляют силовые методы.

Распространение силового воздействия  в хозяйственных отношениях между  предприятиями одного уровня – явление  относительно новое, неизвестное в  предшествующий советский период. Во многих случаях насилие применяется  как замещение утерянных инструментов вертикального давления на партнеров (в том числе давления через  партийные органы).

Сегодня силовые методы осуществляются на коммерческой основе правоохранительными  органами, специальными частными агентствами  или криминальными группировками, обеспечивающими так называемые «крыши».

Отношения с представителями  власти (федеральной или местной, в зависимости от масштаба предприятия) - один из самых больных вопросов российского предпринимательства. Власти являются объектом непрекращающейся жесткой критики со стороны предпринимателей, но зависимость от их решений: разрешений или запретов, порядка распределения  ресурсов и льгот - как правило, высока. Коррупция традиционно ставится предпринимателями и экспертами на первое место среди незаконных хозяйственных действий. Неоспоримым  фактом является наличие чиновничьих  вымогательств. Отношения с властями трудно назвать партнерскими. Скорее это отношения вынужденного сотрудничества.

Информация о работе Российская деловая культура: современное состояние