Российский «средний класс»: критерии выделения, общая характеристика и тенденции изменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:04, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Средний класс как массовый социальный субъект появляется в обществах индустриального и позднеиндустриального типа. Именно в обществах этого типа возникает классовая социальная структура, в том числе - и массовый средний класс. Он служит социальной базой и главной движущей силой реформ, обеспечивает технологический и социально-экономический прогресс, способствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, создает и распространяет образцы социокультурных и социально-экономических норм, осваивает и ретранслирует на остальные слои населения многие инновационные практики, являясь, таким образом, с точки зрения выполняемых им функций особым социальным субъектом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Средний класс: определение понятия………………………………………………...5
1.1 Структура среднего класса………………………………………………………………….5
1.2 История формирования среднего класса в России……………………………………….8
Глава 2. Социологический анализ российского среднего класса…………………………..12
2.1 Особенности мировоззрения………………………………………………………………12
2.2. Социологический анализ уровня жизни российского среднего класса……………….16
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Российский средний класс критерии выделения, общая характеристика и тенденции изменения.doc

— 65.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме

«Российский «средний класс»: критерии выделения, общая характеристика и тенденции изменения»

 

 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Средний класс: определение понятия………………………………………………...5

    1. Структура среднего класса………………………………………………………………….5
    2. История формирования среднего класса в России……………………………………….8

Глава 2. Социологический анализ российского среднего класса…………………………..12

2.1 Особенности мировоззрения………………………………………………………………12

2.2. Социологический анализ  уровня жизни российского среднего  класса……………….16

Заключение……………………………………………………………………………………...21

Список литературы……………………………………………………………………………..23

 

 

Введение

        Актуальность  темы. Средний класс как массовый социальный субъект появляется в обществах индустриального и позднеиндустриального типа. Именно в обществах этого типа возникает классовая социальная структура, в том числе - и массовый средний класс. Он служит социальной базой и главной движущей силой реформ, обеспечивает технологический и социально-экономический прогресс, способствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, создает и распространяет образцы социокультурных и социально-экономических норм, осваивает и ретранслирует на остальные слои населения многие инновационные практики, являясь, таким образом, с точки зрения выполняемых им функций особым социальным субъектом. Именно поэтому так важно определить, завершилось ли становление среднего класса в России, чем характеризуется этот процесс, каковы характеристики и функции, реализуемые средним классом в современном российском обществе, каково его возможное влияние на дальнейшее развитие страны. Необходимо оценить особенности сознания его представителей, проанализировать характерные для них поведенческие практики, понять особенности механизма становления среднего класса как в условиях экономического роста, так и в условиях экономического спада.1 

     Степень разработанности проблемы. Научная проблема формирования российского среднего класса в отечественной научной литературе относится к тем темам, характер разработанности которых можно охарактеризовать как крайне противоречивый. Данная противоречивость обусловлена тем обстоятельством, что само применение понятия «средний класс», наиболее широко распространенного в современных отечественных и зарубежных исследованиях, до настоящего времени по отношению к структуре современного российского общества, является дискуссионным. Такие видные исследователи как Д.Д. Дилигенский признают её центральной для всего постсоветского социального развития России, целый ряд авторов до настоящего времени считает данное понятие неким «идеальным типом», не имеющим реального социально-структурного наполнения и отражающим только тенденции модернизации России как буржуазного общества, где средний класс действительно выступает в качестве реальной социальной общности. К таким исследователям относятся:  Г.А. Здравомыслов, В.Н. Кочьян, Г.П. Лешкевич, В.Н. Радаев, М. Тарусин, А.П. Федоровский. Высокий научный авторитет данных исследователей подтверждается целым рядом глубоко обоснованных тезисов, отвергающих наличие среднего класса в современном российском обществе. Несколько по-иному представляют себе роль и место феномена «средний класс» такие крупные исследователи Л.А. Беляева, Р.Г. Громова, Т.И. Заславская, И.П. Карасев, Т.М. В частности, Т.И. Заславская и Р.Г. Громова считают средний класс отдельным социальным субъектом, выполняющим определенные функции в социальной системе российского общества. Такое положение дел позволяет констатировать, что научно-практическая проблема среднего класса в ближайшее время будет продолжать оставаться одной из центральных в современной российской социологии, будут разработаны различные аспекты данной проблемы, имеющие как теоретико-методологическое, так и прикладное значение. Прикладные исследования проблем среднего класса плодотворно ведутся на протяжении уже целого ряда лет, существуют массив данных, полученных в результате реализации таких масштабных проектов, как, например, «Стиль жизни среднего класса», аналогичная работа ведется на региональном уровне.

      Предмет исследования: особенности российского среднего класса

       Объект исследования: российский средний класс в современном обществе

        Цель работы: Российский «средний класс»: критерии выделения, общая характеристика и тенденции изменения»

        Задачи:

  1. Дать определение понятия «средний класс»
  2. Описать структуру среднего класса;
  3. Проследить историю формирования среднего класса в России;
  4. Охарактеризовать российский средний класс, особенности и тенденции изменения.

      Структура работы: реферат состоит из введения, двух глав с подглавами, заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Средний класс: определение понятия

       Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяется многими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество. В 20 в. понятие «среднего класса» получило очень широкое распространение, поскольку именно в это время наблюдалось его резкое численное увеличение. Анализом среднего класса занимались Макс Вебер, Норман Элиас, Л.Уорнер, Д.Голдторп. Даже марксисты, несмотря на абсолютизацию биполярности классовой структуры (пролетариат - буржуазия), признавали существование среднем классе, относя его к промежуточным социальным группам. Наиболее глубоко и всесторонне проблемы среднего класса рассматриваются в рамках стратификационного (функционального) подхода в социологии. В начале 20 в. к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. По мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники, на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий. Среди ученых постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения – то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».2

    1. Структура среднего класса

      Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя. Одни ученые рассматривают средний класс как некое довольно однородное образование. При этом подчеркивается, что представитель среднего класса имеет более высокий доход и более выгодные условия труда, чем люди из низшего класса, но у него менее выгодные позиции по этим же параметрам, чем у людей, относящихся к высшему классу.

      Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Например, согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри его можно выделить две основные категории.

    - Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей. Данная категория характеризуется непостоянством численности, хотя ее удельный вес в составе населения остается довольно высоким. Это является результатом того, что постоянно происходит процесс выбывания разорившихся предпринимателей, который уравновешивается притоком новых людей, желающих попробовать свои силы в собственном бизнесе.

     - Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов, работающих в сфере крупного бизнеса. Эти люди, как правило, имеют высшее образование и являются высококлассными специалистами. К низшему слою относятся учителя, врачи, конторские служащие. Это очень разнородная группа людей, по многим параметрам схожая с рабочим классом. Если представить схематически социальную структуру развитых стран, то получится «яйцо»: небольшие по численности низший (бедные слои) и высший (богатые слои) классы, многочисленный средний класс. К среднему классу на данный момент относят примерно 60–70% населения развитых стран мира. Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Базовой среди них выступает функция социального стабилизатора: добившись определенного места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе. Кроме стабилизирующей функции средний класс играет важную роль и в других социальных процессах. В сфере экономических отношений средние слои играют роль экономических доноров – не только как производители огромной части доходов общества, но и как крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики.

       В культурной сфере средний класс является культурным интегратором – хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества. Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Саморегуляция гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса. Эту его роль называют функцией административно-исполнительного регулятора. В странах «третьего мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру общества – «пирамида»: небольшая группа людей высшего класса, несколько большая по численности группа представителей среднего класса, многочисленный низший класс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он не может полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах. Это является одной из причин и, в то же время, следствием социально-экономического отставания развивающихся стран. В каждой стране средний класс обладает той или иной спецификой. Близкими и легко сопоставимыми являются критерии образования и стиля жизни. Больше всего расхождений наблюдается по материально-имущественному критерию. Так, например, в Западной Европе принадлежность к среднему классу определяется наличием сбережений, а в Америке – широким использованием кредита. Дело в том, что европеец привык приобретать новые товары, откладывая для этого в течение длительного времени часть своего дохода, тогда как в США принято покупать товары в кредит, а затем в течение многих лет погашать его.  В развитых странах средний класс составляют в основном предприниматели, интеллигенция, служащие, представители творческих профессий, высококвалифицированные рабочие. При этом в «низший средний» класс попадают квалифицированные рабочие, к «среднему среднему» классу относятся мелкие предприниматели, служащие, чиновники, а к «высшему среднему» – управляющие, менеджеры и руководители высшего уровня, а также люди, имеющие наследственные богатства. В эпоху научно-технической революции внутри среднего класса возникает разделение на тех, кто работает в передовой сфере высоких технологий (термин «новый средний класс» все чаще используют именно по отношению к этим «постиндустриальным работникам»), и прочих, связанных с технологиями «вчерашнего дня». Срединное положение этой группы населения приводит к ряду противоречий. Так, по мнению некоторых леворадикальных обществоведов, средний класс выступает одновременно и в качестве эксплуатируемого, и в качестве эксплуатирующего: с одной стороны, его эксплуатируют представители крупного капитала, а с другой – он сам участвует в эксплуатации наемного труда. Другие критики современного капитализма подчеркивают, что в современном мире представители среднего класса вынуждены жить в атмосфере постоянного стресса, стремясь повысить (или хотя бы сохранить) свой уровень жизни.

    1. История формирования среднего класса в России

     Формирование среднего класса в дореволюционной России имело свои специфические особенности. Основной массой этого класса были не частные собственники, а очень пестрая и неоднородная группа людей – чиновники и служащие, студенты и разночинцы. В Советской России уже к 1960-м сформировался довольно многочисленный слой людей со средними доходами – руководящий персонал низшего и среднего звена, представители технической и творческой интеллигенции, высоквалифицированные рабочие. По многим характеристикам (прежде всего, по уровню образования) данный слой сопоставим с западным средним классом. Специфической особенностью оставалось отсутствие у этих людей сколько-нибудь значительной частной собственности (кроме квартиры и машины). В отличие от сильно дифференцированного среднего класса на Западе, советские средние слои отличались большой степенью однородности. В дореволюционной и в советской России единственной формой осознания социальной общности средних слоев было ощущение их принадлежности к интеллигенции. Само понятие «средний класс» стало широко употребляться в нашей стране только в ходе перестройки. С началом рыночных реформ в нашей стране начинает формироваться группа людей, которые по своим параметрам напоминали средний класс на Западе. Существенный удар по нарождающемуся среднему классу был нанесен кризисом 1998 года. Это событие практически низвело огромную массу российской интеллигенции на позиции низшего класса («новые бедные») и развело общество по доходам на два полюса. Последующий экономический подъем вновь усилил консолидацию среднего класса. Однако и в настоящее время этот процесс далек от завершения. Несмотря на то, что понятие «средний класс» прочно вошло в обиход российской науки, отечественные ученые крайне противоречиво отзываются о самом наличии этого класса в современной России. Ряд ученых (например, Ю.Левада) вообще отрицают существование в России среднего класса.3 Одни из них говорят об абстрактности самого понятия «средний класс», которое соединяет слишком разнородные группы людей, имеющие мало общего друг с другом (речь идет не только о России). Другие сомневаются в возможности существовании такого класса в условиях российских реформ, которые привели к резкой поляризации общества на бедных и богатых.

     Преобладает, однако, мнение тех, кто считает, что средний класс в постсоветской России все же есть. Но и в этой группе ученых нет единства мнений. Некоторые отстаивают точку зрения, что средний класс в России находится на начальной стадии своего формирования и скоро станет опорой для всей страны. Другие же придерживаются мнения, что хотя средний класс в России и существует, но он кардинально отличается от зарубежных аналогов. Ученые, которые признают существование в России среднего класса, выделяют следующие его основные характеристики. Представители среднего слоя России, как и за рубежом, – это люди, как правило, имеющие высокий уровень профессионального образования. По большинству же остальных критериев (уровню доходов, образцам потребления и стилю жизни) этот слой российского общества мало отличается от низшего класса. Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой. Таким образом, «новый средний» класс в постсоветской России гораздо малочисленнее, чем в развитых странах. Средний класс России отличается высокой неоднородностью и даже двойственностью по многим объективным и субъективным критериям. Это препятствует осознанию общности интересов представителей средних слоев. Вместо того чтобы служить стабилизатором общества, российский средний класс демонстрирует настороженное отношение по отношению к официальным властям, хотя и не поддерживает представителей крайней оппозиции. В отличие от «яйца» и «пирамиды», описывающих структуру общества в развитых и развивающихся странах, современная стратификация российского общества может быть представлена как «шляпа»: элита в России в стране очень малочисленна, подавляющее количество граждан принадлежат к низшим слоям населения, лишь сравнительно небольшое количество людей относятся к среднему классу. По социологическим исследованиям, процент населения, причисляемого к среднему классу, варьировалась в России 1990-х от 10 до 60% (в зависимости от выбранных критериев), при этом чаще называли нижнюю границу этого интервала. Разбросанность оценок ярко характеризует несогласованность взглядов среди ученых и противоречивость самих критериев, по которым выделяют в России средний класс. Эта черта резко отличает отечественный средний класс от западного. Критерии социального положения на Западе довольно хорошо коррелируются между собой: так, более высокий уровень дохода, как правило, связан с более высоким профессиональным статусом. В России такая взаимосвязь вовсе не обязательна: например, престижное место в государственном аппарате часто не приносит такого дохода, как малопрестижная деятельность в малом бизнесе. В отличие от советских времен, современный российский средний класс отличается ярко выраженной разнородностью состава. Разнородность среднего класса – явление вполне стандартное и на Западе, но специфически российской чертой является его двойственность (биполярность). Средние слои раскалываются на группы, некоторые признаки которых не просто различны, но диаметрально противоположны. Чаще всего ученые выделяют два уровня (или даже два субкласса) в российском среднем классе – «старый средний» класс (советские средние слои) и «молодой средний» класс (средний класс, близкий к западным образцам). Существуют и другие подходы к пониманию дуализма российского среднего класса. Например, А.Л.Андреев выделяет в его структуре класс А (лица с высоким уровнем благосостояния) и класс Б (российская интеллигенция с высокой духовностью, но с невысокими доходами). Выделяемые субклассы имеют не только разные внешние характеристики, но и противоположные взгляды и ценностные установки. Например, материально ориентированная группа людей (те, которые относятся к среднему классу по уровню доходов и стандартам жизни) придают большое значение достигнутому материальному положению, низко ценя «уважение». Противоположная группа – так называемые идеалисты (они относятся к среднему классу по «личному достоинству») – ориентированы на социально-статусные отличия (ученая степень, знаки отличия), не всегда связанные с заработком. Поляризация признаков наблюдаются не только во внутренней структуре среднего класса, но и в его социальной географии. Средний класс столичных городов вовсе не совпадает со средним классом на периферии. Так, на периферии больший удельный вес в составе среднего класса имеют предприниматели, в столичных центрах – высокооплачиваемые наемные работники. Сильно различаются и потребительские стандарты: если в столицах большее внимание уделяется проведению досуга и достижению комфортных условий для проживания, то в регионах показателем положения в обществе служат расходы на продукты питания и одежду. Несовместимость условий жизни и взглядов разных групп российского среднего класса приводит к их взаимному отторжению: интеллигенты критикуют бизнесменов, жители столицы подвергаются нападкам провинциалов, «новые бедные» неприязненно относятся к  «новым богатым». Если говорить о политических воззрениях представителей среднего класса России, то ученые отмечают отсутствие у них каких-либо стабильных и четких политических пристрастий. Ни одна из политических доктрин не привлекает большую часть среднего слоя населения. Это означает, что представители среднего класса связывают свое благосостояние не с каким-то политическим режимом, а со своими личными качествами и собственной активностью. Нежелание активно участвовать в общественной жизни во многом сводит на нет стабилизирующую функцию этого класса.

Информация о работе Российский «средний класс»: критерии выделения, общая характеристика и тенденции изменения