Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:44, доклад
«Манипуляция сознанием» — книга российского публициста и социолога Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, впервые вышедшая в 2000 году в издательстве «Алгоритм». Книга включается в учебные курсы по социологии.
социально-политическому порядку. Вот, кратко, суть учения, прямо касающаяся
нашей проблемы.
Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на
насилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но и
убеждение. Овладение собственностью как экономическая основа власти
недостаточно - господство собственников тем самым автоматически не
гарантируется и стабильная власть не обеспечивается.
Язык как система понятий, слов (имен), в которых человек воспринимает
мир и общество, есть самое главное средство подчинения. "Мы - рабы слов", -
сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Этот вывод доказан
множеством исследований, как теорема. В культурный багаж современного
человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания,
которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых
склоняется к мнению, что проблема глубже, и первоначальной функцией слова на
заре человечества было его суггесторное воздействие - внушение, подчинение
не через рассудок, а через чувство. Это - догадка Б.Ф.Поршнева, которая
находит все больше подтверждений.
Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее
гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с
посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный"
сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те
образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на
"неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в
своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение.
Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по
нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.
То есть, образы, как и слова, обладают суггесторным значением и
порождают цепную реакцию воображения. Наравне с логосферой в культуре можно
выделить особый мир графических и живописных форм, воспринимаемых с помощью
зрения - эйдосферу (от греческого слова эйдос - вид, образ). Фальсификация
языка слов и чисел - общий фон, подмостки "общества спектакля". ХХ век
показал немыслимые ранее возможности знаковых систем как средства власти.
Особое место заняли зрительные образы.
Мы не можем подробно обсудить все виды знаковых систем, которые
становятся мишенью для воздействий, служащих манипуляции сознанием. Укажем
коротко лишь некоторые. Значение одной из них очевидно. Это - язык чисел. В
числе, как и в слове, заложены множественные смыслы. Порой кажется, что эти
- исключительно холодные,
рассудочные, рациональные
Изначально числа нагружены глубоким мистическим и религиозным содержанием.
Не будем уж углубляться в "число зверя" и вообще каббалистику. Хотя для
манипуляции суеверного и религиозного сознания она используется сегодня в
самых примитивных политических целях.
Заметим, что мистический смысл числа и счета укоренен не только в
иудейской и христианской культуре, это - общее явление. Пастух хоть в
Туркмении, хоть в тундре никогда не скажет, сколько у него овец или оленей,
хотя знает их всех "в лицо". В мультфильме, поставленном по обновленной
сказке, зверюшки приходят в ужас, когда заяц, научившись цифрам, их
пересчитывает. Они разбегаются с воплем: "Мама, он меня сосчитал!".
Число, как и слово, было изначально связано с вещью. Последователи
религиозной секты Пифагора считали, что в числе выражена сущность, природа
вещи, при этом число не может лгать, и в этом их преимущество перед словом.
Пифагорейцы считали даже, что числа - это те матрицы (парадигмы), по которым
создаются вещи. Вещи "подражают числам". Через число только и может быть
понят мир.
Эта книга носит не технологический характер. Это не руководство по
практике манипулирования и не наставление по защите от манипуляции
("самообороне без оружия"). Главная цель книги - дать материал для того,
чтобы каждый мог подумать о том выборе, перед которым мы сегодня стоим. Это
- не выбор президента,
партии или даже
стоит выбор жизнеустройства (типа цивилизации). Я-то лично думаю, что на
самом деле для очень многих это выбор между жизнью и смертью, но не будем
эту тему здесь развивать. Сегодня мы болтаемся между двумя типами
жизнеустройства, и нас усиленно тянут и толкают к тому берегу, где
манипуляция сознанием станет главным и почти тотальным средством господства,
так что некоторое время спустя перед нами вообще исчезнет проблема и выбора,
и борьбы.
Это - самые общие мысли. Думаю, из книги можно сделать и кое-какие
более ограниченные выводы. Первый из них я бы выразил так: принять как
догму, что СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное в
их сообщениях - идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой. Но в качестве
"легенды", прикрытия,
приманки они везут на
нам траву информации. Мы без нее не можем, и приходится заглатывать, что
дают. Задача - научиться выплевывать максимум отравы, не жевать ее и не
держать даже во рту. Конечно, часть попадет и в желудок, будет нас травить,
но надо стараться. Для этого надо встать в позицию интерпретатора, исходить
из принципов герменевтики. То есть, изначально не принимать поток сообщений
за чистую монету, а каждый раз спрашивать себя: "Что за этим стоит? Зачем
нам это сообщают?". Так встает проблема диагностики - отделения зерен от
плевел. Пусть веялка наша плоха, разделение очень грубое, много потерь
зерна, много остается грязи. Все равно, даже грубый фильтр очень полезен.
Удивительно, как много отсеивается просто оттого, что в голове вертится
контролирующий вопрос. Достаточно положиться на интуицию, на чувство.
Почуешь, что из сообщения "торчат уши" - оно уже в подсознание не войдет. А
уж предупрежденное сознание его проверит.
Главный совет - думать. И думать усиленно, трудно, как землекоп копает
тяжелую глину.
Москва, сентябрь 1998 - февраль 2000 г.