Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 23:54, реферат
Данная тема представляет интерес для исследования, поскольку социология России это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Несмотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому
I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть……………………………………………………………. 4
1. Социология в России………………………………………………. 4
2. Самобытность русской социологии………………………………. 7
3. Основные направления русской социологии…………………….. 8
3.1. Социология Максима Ковалевского……………………….. 12
3.2. Социология Николая Кареева………………………………. 13
3.3. Социология Питирима Сорокина………………………….. . 14
III. Вывод…….………………………………………………………………16
IV. Литература
Распространение социологических идей в России в 60-70-х годах Х1Х века непосредственным образом было связано с решением актуальных вопросов ускоренного социально-экономического развития страны, поиском новых общественных идеалов, перспективами социальной революции и анализом проблем общественного прогресса6.
В отличие от западной, российская социология не ориентировалась исключительно на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией российской социологической мысли." История российской социологии отличается большим разнообразием школ и направлений, среди которых можно выделить органицистское, субъективистское, психологическое, марксистское, многофакторное.
Представителем органицистского направления является Павел Фёдорович Лилиенфельд (1829-1903), который рассматривал общество ("социальное тело"), его функционирование и развитие по аналогии с биологическим организмом. П.Ф. Лилиенфельд приписывал обществу следующие черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Он, анализируя функции общественного организма, выделял три основные: физиологическую или экономическую; морфологическую или юридическую; объединяющую или политическую. Сферы общественной жизни он уподобляет различным биологическим системам. Однако в трактовке общественного прогресса П.Ф. Лилиенфельд выходил за рамки классических аналогий между обществом и организмом. С его точки зрения политический прогресс заключается в усилении власти и расширении политической свободы, экономический прогресс — в увеличении собственности и расширении экономической свободы, а юридический прогресс — в упорядочении права и развитии юридической свободы.
Наиболее влиятельным в русской социологической мысли 70-80-х ~ годов было субъективистское направление, представителем которого является Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Он выступал против органицистского направления в социологии, доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. По его мнению, социолог, в отличие от естествоиспытателя, не может строить науку об обществе беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность. Поэтому в ходе социального познания объективный социологический метод необходимо дополнить субъективным, когда социолог должен себя поставить "в положение наблюдаемого". Это дает возможность ученому лучше понять интересы, потребности, желания изучаемых личностей. Субъективный метод позволяет не только рассмотреть причины исследуемого процесса, но и оценить его с позиций идеала справедливости.
Главную задачу социологии сторонники субъективистского направления видели в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности. Исследуя проблему взаимоотношения личности и общества, Н.К. Михайловский утверждать, что личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление" личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности. Главной движущей силой истории являются "критически мыслящие личности", передовая интеллигенция как носитель и "генератор" нравственного идеала.
Психологическое направление в русской социологии связано с обращением к психологии как основе человеческого общества. Наиболее полную разработку идеи психологического направления нашли в трудах Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).
Л.И. Петражицкий в качестве, центрального понятия социологии выдвигает "социальное поведение" и его мотивы. Социальное понятие "мотив" в его теории равнозначна психологическому понятию "эмоции", которые рассматриваются им в качестве генетически первичного элемента "психической деятельности человека. Именно эмоции определяют содержание более сложных форм человеческой психики — сознания и воли. Рассматривая эмоции как самый содержательный причинный компонент социального поведения, Л.И. Петражицкий считает предметом социологии понимание социального действия. Подобно другим представителям психологического направления, он отмечает наличие в обществе . особого состояния общественного сознания — народной психологии, являющейся источником социальных норм и ценностей, регулирующих поведение человека.
К концу XIX века в России сложилось и стало получать все большее распространение марксистское направление в социологии, представителем которого был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918)7.
Г.В. Плеханов подверг резкой критике субъективистский подход русских народников, которые считали, что Россия идет своим самобытным путем, поэтому нужно задержать, остановить развитие капитализма, "прекратить ломку" капитализмом вековых устоев русской жизни. Он сопоставлял условия возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями его развития в России и сделал вывод об ошибочности противопоставления России Западу, о неизбежности буржуазно-демократической, а впоследствии социалистической революции в России.
Г.В. Плеханов развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, рассматривал историю человеческого общества как необходимый закономерный процесс и вместе с тем как продукт деятельности людей. Он считал, что существует тесная взаимосвязь между объективной и субъективной сторонами общественной жизни. '
Большой вклад внес Г.В. Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс и личности в истории. В противоположность утверждениям представителей субъективистского направления он не придает личности значения главной движущей силы истории, а видит в ней элемент общественно-исторического процесса. Личность не в силах менять общее направление исторического процесса: не единица, а народные массы, по мнению Г.В. Плеханова, играют решающую роль в историческом развитии. В то же время он был далек от того, чтобы отрицать роль личности в "истории. Выдающаяся личность, неразрывно связанная с народной массой и выражающая ее интересы, при определенных исторических условиях может сыграть огромную общественную роль и своей прогрессивной деятельностью ускорить движение общества. Значение общественной деятельности выдающейся личности, подчеркивал Г.В. Плеханов, зависит от того, насколько правильно поняты ею условия развития общества.
Центральное место во взглядах М.М. Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Он разработал плюралистическую концепцию социальной причинности, согласно которой в историко-социологическом исследовании следует исходить из взаимосвязи различных факторов — экономического, политического, психологического, культурного и др. М.М. Ковалевский считал, что в различные исторические эпохи ведущее место в общественной жизни могут занимать совершенно различные факторы.
Опираясь на учение о прогрессе, М.М. Ковалевский рассматривал революцию как случайное и патологическое явление, хотя и признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит в противоестественной форме. Революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, а если эта гармония нарушается, то появляется почва для революции.
Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) — русский социолог, правовед.
Метод социологии Ковалевского — историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и другим подобным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Критерий выделения сходных групп Ковалевский видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике — биосоциальный фактор — рост численности населения, в политике — экономические сдвиги, в общественной жизни — политическая практика. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов — семьи, собственности, государства. Эволюцию этих институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост численности населения) и психологического порядка.
Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обратился к анализу государства, которое понимал как расширение «замиренной сферы», возникающее в результате психологической склонности людей признавать над собой власть выдающихся личностей, которые якобы наделены магической силой управлять природой. Происхождение классов Ковалевский не связывал с возникновением государства, считая основой социальной дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда.
Наиболее ярко сущность социологической концепции Ковалевского отразилась в его взглядах на прогресс, которые складывались под влиянием идей о росте «замирения» как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д. И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и социальной динамики О. Конта. Под «замирснностыо» он понимал прекращение всеобщей естественной борьбы и гармонизацию социальных отношений, развитие солидарности между членами общества. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным социальным законом. Солидарность — норма общественной жизни, а классовая борьба — отклонение от нормы. Хотя Ковалевский и признавал революцию как способ движения вперед, но считал се «противоестественной формой», результатом ошибок правительства8.
Николай Иванович Кареев (1850-1931).
Социологическая теория Кареева сложилась в первой половине 1880-х гг. Основным идейным источником обществоведения в 1880-х и до середины 1890-х гг. российского ученого оставался позитивизм, в том числе французский позитивизм и особенно учение Конта. Н.И. Кареев признавал авторитет французского мыслителя как одного из основателей обществоведения в качестве научной дисциплины.
Однако следует отметить, что Кареев весьма критически относился к наследию великого французского мыслителя и отмечал свое принципиальное несогласие с некоторыми постулатами контовского учения еще в 1876 году. Так, по мнению российского ученого, Конт необоснованно рассматривал биологию и психологию как интегральные составляющие социологии. Кареев был убежден в том, что невозможно объяснить социальные процессы, учитывая только материальные факторы общественной жизни. Таким образом, по мнению русского мыслителя, коллективная психология обладала потенциалом превратиться в подлинную основу обществоведения, так как большинство общественных явлений представляют собой духовное взаимодействие между людьми.
К личности Конта многие из российских социологов, в том числе, и Кареев, относились критически. Н.И. Кареева, как и многих российских обществоведов второй половины XIX в., привлек к позитивистскому учению не личный авторитет французского философа, а типологическая методология позитивизма, представлявшаяся в то время российским интеллектуалам перспективной программой для дальнейших исследований в области социальных наук.
Социолог, по мнению Кареева, руководствуясь идеалами, конструирует формы общественного бытия, что «упрощает слишком сложные реальные отношения и облегчает изучение действительности». Однако в данном случае абстрактный подход к изучению общественных процессов превращается в отказ от объективного анализа общественных отношений, а социология акцентирует внимание на феноменах и событиях в жизни общества как результатах воли и разума человека. Поэтому Кареев дополнял обществоведение субъективистской теорией исторического прогресса. Он полагал, что идея прогресса имеет и субъективный источник, хотя в своей объективной составляющей прогресс вполне основывается на историческом наблюдении и на позитивном историческом знании (например, перманентном увеличении власти человека над природой). Таким образом, Кареева можно рассматривать как последнего крупного исследователя в истории российского обществоведения, который использовал в своих работах субъективный метод9.
Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).
Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.
Сорокину принадлежит и теория цивилизационных
ступеней развития человечества как духовно-культурных
образований. Цивилизация у П. Сорокина
— это историческая общность людей, объединенных
каким-то типом мировоззрения (идеалы,
ценности, методы познания). Развитие человечества
демонстрирует три фазы такого цивилизационного
развития, в которых меняется цивилизационно-
Информация о работе Самобытность и основные направления русской социологии