Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 12:37, контрольная работа
При каждом исследовании явления “суицид” стало традицией опираться на тот мощный фундамент, который был заложен еще в начале ХХ века Эмилем Дюркгеймом в работе “Самоубийство”. Дюркгейм по праву считается классиком в среде социологов.
Самоубийство, в ряду тем, затрагивающих чувства отдельной личности, можно отнести к запретным темам, о которых люди избегают говорить и даже думать.
Следует упомянуть о других исследованиях в области самоубийств на территории России. Известен лишь один человек, который вплотную занимается изучением “феномена самоубийства” с учетом русской ментальности – кандидат философских наук Красненкова И. П. К основным ее работам по данной теме можно отнести “Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида” и “Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой”. В общем, можно говорить о явно отсталом положении суицидологии в России.
Введение……………………………………………………………………. 2
1.Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида…………………………………………………………………………. 3
2.Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы………………………………………………………………………… 4
3.Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств………………….... 10
Заключение ………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы…………………………………….. 12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. Самоубийство: трагедия личности и общества.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Социология»
Выполнил: студент группы
Зачетная книжка
Проверил:
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Основные социологические
понятия и подходы к изучению
проблемы суицида……………………………………
2.Причины суицидального
поведения: социальные и асоциальные
факторы……………………………………………………………
3.Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств………………….... 10
Заключение ………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы…………………………………….. 12
Введение
При каждом исследовании явления “суицид” стало традицией опираться на тот мощный фундамент, который был заложен еще в начале ХХ века Эмилем Дюркгеймом в работе “Самоубийство”. Дюркгейм по праву считается классиком в среде социологов.
Самоубийство, в ряду тем, затрагивающих чувства отдельной личности, можно отнести к запретным темам, о которых люди избегают говорить и даже думать.
Следует упомянуть о других исследованиях в области самоубийств на территории России. Известен лишь один человек, который вплотную занимается изучением “феномена самоубийства” с учетом русской ментальности – кандидат философских наук Красненкова И. П. К основным ее работам по данной теме можно отнести “Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида” и “Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой”. В общем, можно говорить о явно отсталом положении суицидологии в России.
Следует так же обратить внимание и на то, что уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х.
1. Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Для начала определимся, что
такое самоубийство. Дюркгейм приводит
вполне конкретное определение. Проанализировав
различные формы самоубийств, он предлагает
определение: самоубийством наз
Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на этот шаг. Понять причины - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.
При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь в подробности оценки этого явления, можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности.
Мировая наука давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.
2. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Специалисты насчитывают большое
количество факторов, имеющих отношение
к суицидальным попыткам, но наиболее
ценными для понимания самоубийства являются социальные, социально
Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, сила его личности. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.
1. Связь “общество” - “микросоциум”
- “я” во временном пространстве
“прошлое - настоящее - будущее” можно
проследить во всей истории
общественного развития
В первом случае общество в определенных ситуациях требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов. Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. У мужчин был другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.
Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.
Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и этнографов, но обычаи прошлого то и дело вплетаются в современность.
Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с социальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становиться одним из реальных путей избавления от страданий. «Нужда и безработица», «бесплодие» и беспросветность борьбы за существование” - эти слова стали штампами и связываются с причинами самоубийств. Известно, что в целом экономическое положение общества очень сильно отражается на кривой суицидов. Другие социальные причины более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает, также процент самоубийств в городах в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика” в огромной машине цивилизации, не обладающего ценностью жизни.
Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей, принадлежащих к “лагерю врагов”, кривая самоубийств ползет вниз. С другой стороны практически невозможно подсчитать количество людей добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды настолько обычное явление, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения.
2. Среди общественных
условий, влияющих на самоубийства,
особую роль играют некоторые
культурные явления. Например, появление
“Вертера” Гёте в 1774 году, в котором
описаны жизнь и смерть от
несчастной любви юного
Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц.
Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств, является религия. Ислам строго осуждает самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, кроме отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств первых христиан - мучеников, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни, который действует и по сей день. Одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. А такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, спокойно относятся к отречению от плоти. Из этого видно, что в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.
3. В настоящее время
изменения в общественной
Старшее поколение - самая главная группа суицидального риска. Это легко объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости”. Даже, несмотря на негативные установки церкви, старикам иногда предоставлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - существование ядовитых трав рассматривалось, как доказательство доброты Провидения - они давали возможность умереть быстро и безболезненно. Но люди, которые смогли сказать старости “да” и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения тонут в общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной Войны. Старость не стремиться к бурным переменам, славится консерватизмом, и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы положительных эмоций. Тем более что многие из стариков не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у семейного очага, становиться понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска.
Поколение среднего возраста, включая большинство трудоспособного населения “кому за 30”, оказалось в не менее неоднозначной ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно многие из них получили, наконец, возможность реализовать свои идеи, замыслы и творческий потенциал или просто возможность работать. Однако работа некоторых, а может и большинства, еще совсем далека даже от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту. Вследствие этого они обязательно получат большую порцию стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и др.
С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки. Во-первых, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым темпом, во-вторых, из-за барьеров, возникающих при этом на их пути.
Информация о работе Самоубийство: трагедия личности и общества