Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:53, реферат
После окончания Второй Мировой войны западные страны вступили в эпоху бурных перемен во всех сферах социальной жизни: экономической, политической, культурной. Примечательным явлением на этом фоне являются радикальные изменения в отношениях между полами. Привычные социальные роли мужчины и женщины менялись местами, а традиционные стиль и нормы сексуальных отношений разрушались и заменялись новыми. Такие сдвиги в сексуальной сфере жизни общества происходили под мощным натиском новых общественных движений, идеологий и научных теорий. Сюда можно отнести и феминизм, и переживающий второе рождение в этот период времени психоанализ (в форме фрейдо-марксизма), и хиппи с их проповедью «свободной любви», и сексуальные меньшинства, заявившие свое право на легальное и открытое существование.
Введение…………………………………………………………………………...
1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления……………..
2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции……………………………………………………..……
3. Сексуальная революция и культура…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………....
Список используемой литературы………………………………………….….
Практические задания…………………………………………………………..
Свободная любовь не может никак противоречить браку или семье, если конечно под браком понимать свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Но есть и другое понимание брака – буржуазное понимание, брак – это гражданско-правовая сделка, договор, где на первом месте стоит собственность, точнее вопрос о режиме имущества будущих супругов. Брак это экономическая сделка. Какая тут может быть любовь, если важнее не с кем жить и не как жить, а чем владеть? В понимании человека с буржуазной психикой «по договору» его собственностью становится другой человек. И если потом этот «другой» начинает изменять, то вопрос о сохранении семьи полностью начинает зависеть от остального «не живого» имущества. Так капитализм внутренне разрушает семью. «Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и в конечном счете всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнеров, групповой секс и т. д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом "любовников" вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного»,-пишет Эрих Фромм дальше. А вот что пишет по этому поводу Инесса Арманд: «…сам брак буржуа является также одной из форм проституции, так как он основан не на любви, а на приличии, на наживе, на капитале. Но с исчезновением капиталистического строя и с переходом власти в руки пролетариата исчезнет и «коммунизм жен», то есть официальная и неофициальная проституция, исчезнет и продажный буржуазный брак, брак сделка, брак кабала, который должен быть закреплен как всякая сделка, либо государственными, либо церковными учреждениями.
Таким образом, буржуазная семья не является чем-то извечным. Семья есть следствие определенного строя, и изменяется вместе с ним. Исчезнет и буржуазная семья вместе с уничтожением капитализма.»
Вся проблема состоит именно и только в отношениях между людьми. Посмотрите, как разительно отличаются оба определения брака, одно основано на любви другое на собственности. Но и в одном и в другом человек берет на себя обязательства. Взять на себя обязательства означает потерять свободу? Нет, это означает нести ответственность за свои поступки, тут нет места принуждению, все совершается добровольно и сознательно. А потом какую свободу? Свободу менять партнеров? Она не теряется, от нее просто приходится отказаться, пожертвовать ей во имя любви. Свобода выбора, свобода принятия решений разве это не есть высшая половая свобода. Но ведь то, что буржуазные идеологи выдают за свободу, не есть свобода. Капитализм загоняет человека в рамки. А потом его идеологи заявляют: «Человек ты свободен!» Так и хочется их поправить: «Человек ты отчужден!» Отчужден от свободного развития. Система все решила за нас ОНА определила, кем нам быть и что делать и не только в экономике или быту, но и в сексе. Она нахально учит нас своими фильмами, журналами и прочими «примерами» как поступать и «кому идти за Клинским». Навязывает нам. Одним словом, экономическая несвобода человека в буржуазном обществе определяет и на его моральную и сексуальную несвободу. И семью капитал тоже ставит себе на службу. Сама семья ее типы и функции обусловлены характером существующих производственных (капиталистических) отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества. Отсталое патриархальное устройство семьи в наше время служит цепным псом на службе у капитала. Сама та эта зубастая собачка думает, что она охраняет тепло семейного очага. Но на самом деле эта тварь, готовая перегрызть глотку всему новому и всякому ищущему, лишь стережет свою цепь. Главная функция семьи при капитализме – экономическая. Здесь огромную роль играет грубый материальный расчет, коммерческая выгода брака. В среде рабочего класса и интеллигенции можно наблюдать зарождение и развитие брачно-семейных отношений свободных от этих извращений и основывающихся на любви. О судьбе традиционной семьи, считая моногамию прогрессивной формой брака, писал в своей работе «Происхождение семьи частной собственности и государства» Ф. Энгельс: «Но при этом от моногамии, безусловно отпадут те характерные черты, которые ей навязаны ее возникновением из отношений собственности, а именно, во первых, господства мужчины, во-вторых, нерасторжимость брака. Господство мужчины в браке есть просто следствие его экономического господства и само собой исчезнет вместе с последним». Кое-что из описанного уже произошло (нерасторжимость брака), или происходит в наше время.
Большой интерес представляет мнение по вопросу нового брака А.М. Коллонтай: «Прежде всего, общество должно научиться признавать все формы брачного общения, какие бы непривычные контуры они ни имели, при двух условиях: чтобы они не наносили ущерба расе и не определялись гнетом экономического фактора. Как идеал остается моногамный союз, основанный на «большой любви». Но «не бессменный» и застывший. Чем сложнее психика человека, тем неизбежнее «смены». «Конкубинат», или «последовательная моногамия» - такова основная форма брака. Но рядом – целая гамма различных видов любовного общения полов в пределах «эротической дружбы».
Второе требование – признание не на словах только, но и на доле «святости» материнства. Общество обязано во всех формах и видах расставить на пути женщины «спасительные станции», чтобы поддержать ее морально и материально в наиболее ответственный период жизни.»
Новый брак должен означать и новое со стороны общества к нему отношение.
3. Сексуальная революция и культура
Наше время уже стало периодом зарождения новой революционной эстетики (НРЭ), возникающей из недр ранней революционной культуры и контркультуры. Контркультура (лат. contra cultura – против обрабатывания), стала формой выражения духовного протеста части Западной молодежи и знаменующая собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Если старая контр культура была и остается культурой против, против буржуазной культуры – попсовой коммерческой культуры (поп-арт), то новая революционная культура – НРК (нрэк) это культура за. За социализм. За новое восприятие мира, а не только против старого восприятия. Она сильно отличается от контркультуры, она не отрицает культ разума и науке, не стремится заменить их культом бессознательного проявления природных страстей. Большое отличие имеет НРК и от ранней революционной культуры, она опирается на новейшие достижения науки, прежде всего психологии, что позволяет глубже видеть корни общественных проблем и пути их решения. Эстетический образ сексуальности изменился в корне, это больше не вещи это человек. Это не собственность, это отношения. Полное отрицание фетишизма в любой его форме. Изгнание вещи из сексуальных отношений, вещи как доминанты отношений. Не вещи должны определять отношения, а отношения полов должны определять место вещей. Исторически влияние вещи на отношения людей снижается, стремится к нулю. Еще в начале ХХ века шли споры вокруг «требования свободной любви», выставлять ли этот лозунг и что под ним понимать? Взять хотя бы переписку Ленина с Инессой Арманд. В этом споре В.И. Ленин занял единственно верную позицию, считая лозунг не своевременным и указывая на то, что при отсутствии четкого понимания того, что под ним скрывается выдвигать его нецелесообразно т. к. он непременно будет принят как буржуазный. История подтвердила правоту Ленина, лишь спустя многие годы появилось четкое определение любви открытое людям учеными фрейдо-марксистами. Конечно теперь, уже после идейного кризиса марксизма 1970-1990-х этот лозунг и лозунг сексуальной революции становится как некогда актуальным. Конечно, интуитивный поиск реализации идеи свободной любви в 1920-х годах в СССР дал немало положительных плодов, позитивно повлиял на отношения полов, но вот победить мелкобуржуазную сущность человека не удалось. А что в кино? Снятый в 60-х во Франции фильм Роже Вадима «И бог создал женщину» показывал на экране больше чем прежде обнаженной натуры, а главное, более раскрепощенное поведение женщин. «Эффектно но поверхностно». Но все же, это был невероятный шаг вперед. Этот и подобные ему первые смелые фильмы ломали рамки официальной и не официальной цензуры. В США, где вплоть до конца 60-х начала 70-х действовала жесткая цензура, кодекс Хейса, даже поцелуй нельзя было показывали более трех секунд, впрочем, действовала и масса других ограничений. Что до Италии то там цензура была самой слабой, и левые режиссеры наснимали кучу проблемных фильмов. Федерико Феллини, пик творчества которого пришелся на 50-60-е годы прошлого века снимал смелые и откровенные фильмы. Там же в Италии появилось и новое направление в кино искусстве «Неореализм», режиссеры этого направления не боялись показывать жизнь народных низов, открывали новый взгляд на реальность. Революционный подъем 60-70-х выразился в киноискусстве всплеском открытости и откровенности не только героев, но и отношений, смелым реализмом сцен, но в то же время поставил острые вопросы, выявив общественные противоречия. В то время в мире снималась масса малобюджетных фильмов, где пробовали себя молодые талантливые режиссеры. Благодаря смелому поиску молодого поколения и была сломана цензура. Частичное сексуальное освобождение общества повлекло за собой и высвобождение киноискусства из пут морализма и лицемерия. Так произошло не только с кино, но и с другими видами искусства…
Правда, освободившись из одних пут, общество попало в другие. На теле и кино экране началась беспощадная эксплуатация сексуальности. Снимались фильмы, делались телепрограммы, шоу, где пошло обсасывались эротические сцены и половая жизнь человека и общества. Буржуазные идеологи поспешили приписать себе чужие успехи. За короткое время успели наделать кучу выводов…в общем семидесятые заканчивались и начиналась время господства буржуазной эстетики, смелый поиск реальности закончился началась вульгарная популяризация консервативных ценностей. Правда начало восьмидесятых породило еще один всплеск контр буржуазной культуры, появилась «панк культура» тотально отрицающая материальные ценности, но при этом лишенная социального оптимизма и не ориентированная на борьбу. Но экономический кризис прошел, и мировой капитализм в очередной раз стабилизировался, и наступили темные для культуры времена, времена бегства от реальности. СССР в то время переживал уже настолько глубокий кризис, что больше не мог давать столь яркий как прежде положительный пример. Что с ним стало, мы все хорошо знаем. Несмотря на всю свою противоречивость, выражавшуюся в направленности художника в большей степени в сторону власти, чем общества советская культура все же несла в себе социалистическое понимания мира. В плане же сексуальности она представляется мне очень сдержанной, традиционной, даже консервативной, она как будто говорит: «Нечего тут искать, все уже придумано» Впрочем, Советская культура это отдельная тема. Но так было в конце, а как было в начале, в 1920-х годах? Тогда даже за рубежом знали, что СССР самая сексуально свободная страна в мире. Правда, уже тогда появились попытки подчинить половые отношения целесообразности, но не исторической целесообразности прогресса, а политической целесообразности. Впрочем поясню сразу, тогда по другому быть не могло, Великая октябрьская социалистическая революция была ранней социалистической революцией, а это вносит свои коррективы. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата из книги А.Б. Забакинд «Революция и молодежь» опубликованной в 1924 году грубая попытка подчинить сексуальные отношения, подавить их для концентрации усилий в экономике. Эти заповеди, скорее запреты, где не указывается причины, или указываются невнятно, по которым молодежь должна их придерживаться. Забалкинд провозглашает «пролетарский» брак, но разве буржуазия не навязывает нам его по принципу «богатые с богатыми, бедные с бедными»? Необходимо освобождение от старых классовых предрассудков, а не создание новых классовых предрассудков. Мы идем по пути отмирания классов. По пути в коммунизм. Ломать нужно классовые границы, а не держаться за них. Для нас важнее, что у человека внутри, чем-то к какому слою общества он принадлежит. Революция для всех. Революция во всем. Старые сексуальные отношения с их нелепыми и всем нам уже надоевшими правилами последуют судьбе своих классов. И буржуазия и рабочий класс это классы капиталистической общественно-экономической формации и исчезнут они вместе с ней. Новое общество это общество без классов. И борьбу с классовыми предрассудками нужно вести уже сейчас. Старая половая мораль это гиря на ногах человечества. Рвущегося вперед. Вернемся в современность. Не так давно появился фильм Девида Финчера «Бойцовский клуб», кстати, запрещенный к показу в целом ряде штатов США. Этот режиссер хорошо известен нам по фильмам «Игра» и «Семь». Но его последний фильм превзошел все. Мы взглянем на него с точки зрения сексуальности. Так что же в нем? Фильм получился протестным и в сексуальном плане, дело в том, что он ломает традиционный буржуазный подход к проблемам человека состоящий в объяснении душевных бед «сексуальными» проблемами при полном отводе на второй план, а порой и полном устранении, проблем социальных. Несоциализованный секс («чистый» секс, без примеси общественного) вот основная причина всех психических проблем героев в современном кино. Финчер все вывернул наоборот. Он показал, что сексуальные проблемы являются лишь следствием общественных проблем человека. Так обстоят дела и у главного героя (у него нет имени это тип, стандартный американец), Финчер как будто смеется над западной фрейдистской традицией, у него подсознание героя радикально решает сексуальные проблемы героя, низвергая рабство вещей.
Вернемся к новой революционной культуре, и поиску в ней. «Отделить секс от чувств», то есть от симпатий, влечений, любви, этот лозунг выдвинула в 1965 году одна из первых молодежных коммун Запада, коммун ультралевых революционеров из Западного Берлина. Ее вожди считали, что чувства отнимают слишком много сил, а силы нужны для борьбы. Делался вывод. Удовлетворять желание надо независимо от психологических влечений, каждый имеет право на каждого, никто не может отказать никому. Такие обычаи группового брака пытались ввести у себя многие молодежные коммуны. Но, просуществовав 1-2 года, они, как правило, распадались. Но вот почему? Сексуальное влечение не только социально, но и индивидуально. У парней и девушек из этих коммун возникали обычные для людей симпатии и антипатии, и, когда они пытались переступить через них, это рождало в них неприязнь, обиды, вражду. Опыт коммун группового брака показал молодежи, что в человеке телесные и душевные ощущения слиты в единое целое. И попытка разрыва их ни к чему хорошему привести не может. Но это был хороший опыт. Теоретизируя в кабинетах, новых сексуальных отношений не построишь! Необходим поиск. В России пока все только начинается. Всплеск левого-антиглобалистского движения на Западе конца ХХ начала ХХI века, охвативший в основном молодежь, привел к возрождению практики коммун. Возобновился поиск новых форм совместных отношений прерванный реакцией 70-х, но это уже не коммуны 60-х представляющие своеобразную форму ухода от реальности. Буржуазная массовая культура изобилует информацией о сексе. Но этот «информационный» секс, по сути, несоциализованный секс, на телеэкране, в кино, в журналах и еще много где, не означает отражения действительности. Это «идеологическая платформа» правых, говорить о сексе. Вместо того чтобы решать сексуальные проблемы общества. Как же, они ведь, эти господа, их и создают. Уже ставшая народной пословица гласит: «Чем больше о сексе говорят, тем меньше им занимаются». Может, тем и сильно было советское общество, что о сексе почти не говорили? Но дети то рождались? А по поводу новой революционной эстетики и культуры, повторюсь, все только начинается. Майки с Че, Лениным, гербом СССР, серпом и молотом и т.д. Разная коммунистическая символика носимая публично, советские значки например. Возрождаются и старые революционные традиции, например черные «как проклятье» шейные платки. НРК это другое поведение, другие отношения между людьми, даже манера говорить иная (вкладывая душу, а не пряча ее), видение мира прекрасного в нем. НРЭ это видение прекрасного внутри и прежде всего у человека. НРК заставляет человека расти над собой. НРЭ – выражает этот рост. Порой в простых вещах, а не в сложных нагромождениях форм, она может видеть прекрасное. Прекрасное для нее в содержании. Прекрасное внутри. А что в понимании НРЭ означает быть сексуальным? Для буржуазного общества сексуальность состоит, прежде всего, в обладании вещами, с которыми она ассоциируется другими людьми. Но для революционной эстетики это, прежде всего не внешность (хотя понимание красоты должно заметно отличаться от поп-артовского), и уж совсем не вещи, это душевные качества человека, его интеллект, умение выражать свой богатый внутренний мир. Одним словом быть ярким, как личность, а не как скопление вещей. Сейчас в России, в моду, в буржуазных кругах, входит так называемый «псевдопролетарский» стиль. В Новосибирске это бар «Серп и молот», где за деньги принимают в пионеры, казино «Пролетарий». Советская символика в домах, у людей абсолютно без идейных. Даже враждебных к марксизму. Это все дань моде – моде «варваров на развалинах Рима». Баловство победителей. В других странах такого нет. Боятся. При виде серпа и молота крестятся. Прячутся за угол. Но в России пока… Хотя по всему миру уже гремит Прага, Генуя… Все впереди!
Заключение
Сексуальная революция – важнейший социальный феномен в новейшей истории Запада. Она определяющим образом повлияла на содержание всей западной культуры. Поставив проблемы сексуальной свободы в центр внимания общественности, она вскрыла множество противоречий, существующих в культуре и образе жизни населения западных стран. В ходе сексуальной революции были выработаны рецепты преодоления этих противоречий. Далеко не все из них оказались пригодны, но тем не менее многое – контрацепция и планирование рождаемости, свободный выбор полового партнера, терпимость по отношению к секс-меньшинствам; отказ от негативных ассоциаций и представлений о сексе как о «грехе» - вошло в повседневную жизнь западных стран. Сексуальная революция произошла не на пустом месте. Ей предшествовало складывание определенных объективных социально-экономических и политических предпосылок. В целом, сексуальная революция выступила в качестве культурной модернизации в обществах позднего капитализма, для которого характерна тенденция вовлечения все большего числа людей в многообразные общественные отношения в качестве активных участников. Традиционные семья, мораль и религия, консервируя общественные отношения предшествующего этапа в развитии капитализма, являлись препятствием для этого процесса. Смысл сексуальной революции во многом определялся необходимостью идеологического обоснования отказа от традиционных семейных отношений, норм и ценностей. Проводниками сексуальной революции стали те социальные группы, которые занимали более низкое положение в общественной иерархии при старом социальном порядке. К ним относятся женщины, молодежь и различного рода меньшинства. Сексуальная революция неоднозначна по своим последствиям. Решив ряд задач, которые стояли перед ее творцами в середине XX в., она в качестве «побочных эффектов» вызвало к жизни массу новых проблем: демографических, социально-психологических, этических и даже медицинских (венерические болезни, СПИД). Впрочем, такая противоречивость характерна для результата любой революции, поскольку революция – это прежде всего ломка устоявшихся отношений и стресс для общественного сознания. Преодоление негативных последствий сексуальной революции, ее «перегибов» - насущная задача современности, решать которую предстоит последующим поколениям.