Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Государственная семейная политика - комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.

Содержание

Введение. 3
1 Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы. 4
2. Социальная защита семьи. 7
3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? 10
Заключение. 14
Список используемой литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 201.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение. 3

1 Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы. 4

2. Социальная защита семьи. 7

3. Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? 10

Заключение. 14

Список используемой литературы. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В России все больше людей нуждаются  в помощи государства. Старение населения  также увеличивает число получателей  пенсий. Тяжелыми демографическими и  социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Эти и подобные им проблемы делают работу по изучению социальной защите семьи особенно актуальной.

Государственная семейная политика - комплексная система деятельности государства, направленная на семью  как социальный институт с целью  укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений  с государством. Это целостная  система принципов, оценок и мер  организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского  и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.

Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические  проблемы семьи; выводит семью и  государство на новый уровень  отношений. Впервые объектом государственной  семейной политики стала семья как  единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального  статуса, реальных прав, государственных  гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной  заботы и поддержки.

 

 

 

 

 

  1. Семейная  политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы.

 

Первоочередным в процессе формирования научных основ семейной политики является определение понятия, выражаемого  термином "семейная политика". Сам  термин в отечественной научной  литературе используется относительно недавно, с конца 80-х годов.

Часть ученых отождествляют семейную политику с социальной защитой, сводят ее фактически к пособиям, компенсациям и льготам.

Мы рассматриваем семейную политику как составную часть социальной политики, как целенаправленную деятельность государства и других субъектов  политики, ориентированную на обеспечение  социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как  важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально  значимых функций.

Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические  функции по воспроизводству населения  и социализации новых поколений. Семья, как  общественный институт, имеет решающее значение, как для  индивидуальной жизни человека, так  и для социального, экономического культурологического развития общества.

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного  образа жизни. При этом намеренно  используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное  благополучие", но и "счастливую жизнь".

 

Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е  годы ХХ столетия, когда общество, регионы  осознали необходимость новых государственных  целевых программ в отношении  семьи.

После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной  семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 семейная политика получила государственный  статус. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и  место в социальной политике; социальная политика – это продолжение политики государства в укреплении положения  российской семьи.

Вышедший до этого целый ряд  нормативных документов в отношении  женщин и детей имеет объективную  взаимосвязь и направлен в  адрес семьи. Это Концепция государственной  семейной политики (1991 г.), подготовка к  проведению Международного года семьи (1994 г.); Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  до 2000 года» от 14 сентября 1995 г. № 942; постановление Правительства РФ «О плане действий по улучшению положения  детей в Российской Федерации  на 1995-1997 годы» от 13 января 1996 г. № 28; ряд указов Президента РФ по вопросам Президентской федеральной целевой  программы «Дети России»: Указ Президента РФ «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и  повышении ее роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. № 932; Семейный кодекс РФ.

Цель и главные принципы государственной  социальной политики направлены на приоритет  общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства  на демократических основах, как  это установлено Конституцией РФ.

В ст. 7 Конституции РФ дано определение  России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи».

Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной  социальной политики на федеральном  и региональном уровне едины. На федеральном – минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном – их дополнения и развитие.

 

Основные принципы семейной политики:

■автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;

■приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;

■равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;

■партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;

■доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;

■комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнидеятельности семьи, все ее функции;

■профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Представленные принципы государственной  семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения.

В процессе модернизации государственной  семейной политики в России, можно  отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики, популизм, недооценку со стороны  государства значения государственной  семейной политики и семьи как  основной опоры социально-политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также  серьезные недостатки институциональных  механизмов реализации этой политики.

Представленные принципы государственной  семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения.

  1. Социальная  защита семьи.

 

Важнейшим критерием социального  государства является зашита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи.

К настоящему времени сложились  четыре основные формы государственной  помощи семьям, имеющим детей:

  • денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
  • трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
  • бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);
  • социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помоши, консультирование и т.д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

  • приоритет нрав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
  • уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
  • соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
  • обоснованное использование власти и контроля;
  • учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование  соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие  законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных  выплатах семьям с детьми, обучающимся  и другим категориям лиц», «О государственной  системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Была разработана и принята  к выполнению федеральная программа  «Дети России», в которую вошли  шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети  Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Можно констатировать, что многие федеральные программы не выполняются.

Реальная помощь семье может  быть оказана только при сочетании  социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать  клиента (семью) на самопомощь, а также  осуществлять первичную психологическую  поддержку клиента.

Социальные службы семьи

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие  комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации  Президента РФ. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого — обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

На начало 1998 г. действовало 115 центров  социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-псда- гогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось.

В последние годы стала быстро развиваться  сеть консультативных учреждений («Брак  и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются  программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное  родительство», «Семь — Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.

Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно- просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб.

Основными функциями социального  работника являются:

  • диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
  • охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
  • социально-психолого-педагогическая;
  • прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
  • координационная.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного  пункта объясняют существование  различных моделей социальных центров  и служб для работы с семьей.

3. Может ли семья стать ключевым  фактором в развитии стабильного  среднего класса и способствовать  возрождению России?

Информация о работе Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи