Семейная политика в российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. Это и понятно, поскольку все люди так или иначе связаны с семьёй, она естественная часть их жизни. С развитием семьи и изменением её функций постепенно меняется и ценностное отношение к ней людей. (8, стр. 65). Поэтому изучая различные аспекты семейной жизни, нельзя пройти мимо изменений как в фактическом состоянии семьи, так и в оценках населением

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..2
1. Динамика развития семьи: ее основные функции…………………..3
2. Проблемы и противоречия развития современной семьи…………7
2.1 Кризис семьи как традиционного института социализации..7
2.2 Конфликтная семья…………………………………………….9
2.3 Интеграция и дезинтеграция семьи: содержание и социальные последствия……………………………………………………………………..12
3. Семейная политика в российском государстве…………………….14
Заключение……………………………………………………….……….19
Используемая литература……………………………..………..

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

Ежегодно около 100 тысяч детей остаются без родительского попечения из-за пьянства и наркомании родителей. Каждый год в России из дома сбегает по 50 тысяч подростков. Причины: конфликтные ситуации между матерью и отцом, пьянство родителей, напряженные взаимоотношения с ними подростков.

Подростки, совершившие какие-либо правонарушения воспитывались обычно в «неблагополучных» семьях, где родители сами совершали уголовные преступления, употребляли алкоголь, не отличались высокой культурой, вели беспорядочную половую жизнь. Около половины подростков из таких семей во время ссор родителей неоднократно избивались, выгонялись на улицу или спасались от побоев бегством из дома.

В последние годы современные социологи взяли на вооружение идеи о том, что близкие взаимоотношения неизбежно включают в себя не только любовь, но и противоборство и выдвинули гипотезу, что конфликт составляет часть всех систем и взаимодействий, включая семейные и брачные взаимоотношения. Семья строится на основе диалектики двух противоборствующих потребностей: соперничества за независимость, власть и привилегии и одновременно соучастия в судьбе друг друга. С такой точки зрения семья является социальной структурой, формирующей межличностные взаимоотношения в непрерывных конфликтах, сохраняясь вопреки им. (5, стр. 256).

2.3. Интеграция и дезинтеграция семьи: содержание и социальные последствия.

Учёные отмечают, что быт разведённых матерей и отцов является значительно более неорганизованным, чем быт полных семей. Особенно трудны первые два года после развода. Разведенные родители не так хорошо находят общий язык с детьми проявляют меньше любви и нежности и оказываются менее последовательными «воспитателями», чем  родители  в блaгoпoлучных семьях. Разведенные матери с сыновьями-подростками оказываются в наиболее стрессовой ситуации, потому что испытывают большие трудности в осуществлении контроля над детьми и укреплении своего авторитета. Финансовые проблемы еще более усложняют положение многих женщин. Только половина разведенных матерей получают от отцов своих детей какие-то средства, а если и получают, то это редко бывают большие деньги. Хотя развод в наши дни является общераспространенным явлением, вряд ли такой опыт можно назвать обыденным. Во многих случаях развод отнимает у людей больше душевных и физических сил, чем любой другой тип стрессовой ситуации,  в числе и вдовство. Брошенных и разведенных людей чрезвычайно много в больницах для душевнобольных, у таких людей большая вероятность смерти от сердечно-сосудистых заболеваний,  рака пневмонии и цирроза печени, и они более подвержены смерти результате несчастного случая, убийства и самоубийства. Женщины   среднего   и   пожилого   возраста  переживают  последствие развода особенно болезненно. Эти женщины, которых называют свергнутыми хранительницами домашнего очага, часто целиком посвящали себя созданию семьи, ведению хозяйства и воспитанию детей, а потом обнаружили себя «выброшенными за борт» после долгих лет супружеской жизни. Многие женщины оказываются плохо приспособленными к тому, чтобы самостоятельно справляться с финансовыми проблемами.(1, стр. 398).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Семейная политика в Российском государстве.

Термин "семейная политика" стал употребляться в нашей литературе сравнительно недавно - в 70-е годы. В 1993 г. была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, а в 1996 г. Президент Российской Федерации подписал Указ "Об основных направлениях государственной семейной политики" (4, стр. 108). В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом.

В семейной политике заметно влияние двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии семьи, другая - роль конфликтов участников общественно-политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи. Теория конфликтов рассматривает в качестве главной движущей силы конфликт между участниками политического процесса. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи. Политика, по определению Э. Гидденса, - "это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей" (6, стр. 21).

Учитывая катастрофическое падение численности населения в России (только за 1999-2000 гг. оно уменьшилось на 1512,4 тыс. человек), главной целью государственной семейной политики, должно стать создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят заводить и воспитывать детей. В качестве основной модели семьи, поощряемой государством, должна быть полная семья с 3-4 детьми.

В определении государственной семейной политики, данном в Указе Президента Российской Федерации, сказано, что она направлена "на улучшение условий и повышение качества жизни семьи". Такой подход к семейной политике в современной России, когда около трети населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, объясним, но является частичным и отражающим текущую ситуацию в стране (6, стр. 23). В большинстве развитых стран, несмотря на то, что качество жизни там достаточно высокое, также происходит снижение рождаемости, уменьшение числа детей в семье, увеличение числа неполных семей, рост числа семей с двумя работающими супругами. Эти и многие другие подобные примеры развития семьи в индустриально развитых странах дают основание считать, что в обозримом будущем в России полная семья с 3-4 детьми вряд ли станет нормой. Тем не менее, государство должно начать осуществлять конкретную и понятную для населения протекционистскую политику по отношению к полной семье с 3-4 детьми. Как уже отмечалось, в индустриально развитых странах число семей с двумя работающими супругами увеличивается, что объясняется не только необходимостью решения проблем материального характера, но и ростом потребностей. Исторически закономерное расширение и возвышение потребностей людей ведет к расширению круга общественных услуг, в которых нуждается человек, и повышению его требований к их качественному содержанию. Кроме этого, можно назвать еще ряд причин, по которым многие женщины предпочитают работать: получение удовлетворения от профессии, расширение возникающих на работе социальных контактов, желание иметь собственный доход. Например, в Швеции именно достижение равенства прав и возможностей между мужчинами и женщинами является одним из важнейших элементов семейной политики. Шведское законодательство по вопросам семьи претерпело в последнее время значительные изменения, чтобы обеспечить право и возможность женщинам работать, несмотря на брак и материнство.

Проведенные социологические исследования, (см.: "Социологические исследования". 2001. № 4), выявили следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на решение супругов о том, сколько детей им заводить: жилищные условия, материальные возможности семьи, а также социально-экономическая ситуация в стране, регионе и в поселении, в котором проживает семья. Ко второй по значимости группе факторов относятся: стоимость ухода за детьми, доступность качественных детских учреждений, условия работы супругов и гибкость рабочего графика, отпуск по уходу за ребенком. Никто из респондентов в числе факторов не назвал детское пособие и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что, по-видимому, объясняется их малыми размерами. Таким образом, существующая система пособий в Российской Федерации не может быть отнесена к эффективным мерам семейной политики, побуждающим семейные пары заводить детей.

В то время как некоторые исследователи считают, что семейная политика может оказывать влияние на демографические тенденции, другие полагают, что колебания уровня рождаемости подвержены прежде всего влиянию экономических, культурных и социальных факторов. (7, стр.12). По их мнению, семейная политика может быть одним из многих факторов, воздействующих в конкретный исторический период на семью и оказывающих влияние на ее поведение,  которое может быть ожидаемым или нет.  Подобная  недооценка роли семейной политики, возможно, объясняется тем, что под этим термином вместо всеобъемлющей, четкой и скоординированной политики скрывается конгломерат законов, мер, льгот, практически никак не связанных друг с другом.

Важным способом реализации семейной политики является законотворческая деятельность, направленная на поддержку семьи. В определении государственной семейной политики, данном СВ. Дармодехиным, верно сказано, что "система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи, осуществляется на основе правового регулирования ее отношений с государством".(6, стр.23) В этом направлении первоочередной задачей является принятие "многострадального" Федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей", который расширяет и конкретизирует права и льготы, предоставляемые в качестве мер государственной политики многодетным семьям. Если государство действительно стремится изменить негативные тенденции в демографических процессах, права и льготы, установленные законодательно, необходимо предоставлять всем многодетным семьям, а не только тем, у которых среднедушевой доход меньше величины прожиточного уровня. Особое значение имеют положения, в которых говорится о разовых льготных кредитах или беспроцентных займах на строительство или приобретение жилья, а также о предоставлении многодетным семьям жилых помещений в первоочередном порядке бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Как отмечено выше, жилищные условия являются одним из самых важных фактор влияющих на создание благоприятной атмосферы для семьи, в которой супруги хотят заводить и воспитывать детей. Поэтому целесообразно принять отдельный закон или другой нормативно-правовой акт о мерах государственной поддержки семей (особенно молодых, так как в Российской Федерации 80% детей рождается в семьях, где возраст матери до 30 лет) для решения жилищной проблемы. При разработке Концепции демографической политики на период до 2015 г., которая должна быть утверждена Указом Президента, планируется применение новых кредитных технологий для поддержки молодой семьи. Погашение кредита на приобретение жилья будет зависеть от количества детей, рожденных в семье. Если молодая супружеская пара родила одного или двух детей, то ей необходимо будет вернуть только часть суммы, а если троих, то кредит можно не возвращать. Следует учитывать негативные последствия поощрения рождаемости путем предоставления квартир в некоторых восточноевропейских странах, а именно: резкое увеличение числа детей в неблагополучных семьях. Полноценная реализация такой семьей своих важнейших функций вызывает сомнение. Одновременно возрастает вероятность рождения больных детей.  Государственными льготами при решении жилищного вопроса в приоритетном порядке должны пользоваться семьи с 3-4 детьми и обоим родителями, состоящими в первом браке.

Каждая семья имеет право свободного выбора в определении желательного для неё количества детей, так же как и российское государство имеет право на протекционистские меры в отношении определенного типа семей, исходя из ухудшающейся демографической ситуации и возможностей бюджета.

 

 

 

 

Заключение

Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1) Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М. Юрайт-М, 2001.

2) Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Г. Волкова – изд. 2-е, испр. И доп. – М. Гардарики, 2002.

3) Кравченко А.И. Общая  социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4) Артюхов А.В. Государственная  семейная политика и её особенности  в России. //Социс №7, 2002.

5) Шнейдер Л.Б. Семейная  психология: Учебное пособие для  вузов. – изд. 4-е. – М. Академический проспект; Трикста, 2008.

6) Общественно политический  журнал Федерального собрания  – Парламента РФ. Российская Федерация  сегодня №5, 2008.

7) Вести с Урала №9 (297) ноябрь 2008.

8) Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс № 5, 2004.

 

~ ~

 


Информация о работе Семейная политика в российском государстве