Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:04, контрольная работа
1. Семейное поведение.
2. Жизненный цикл семьи.
3. Совместимость супругов.
СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
1. Семейное поведение.
Вопрос о соотношении двух отраслей
знаний – социологии семьи и демографии
впервые рассматривается К.
К.Дэвис выделяет направления исследований, в которых, по его мнению, успешно сочетаются демографический и социологический подходы:
1) изучение рождаемости во
2) изменения
в демографической сфере
3) ситуации на рынке труда
– соотношение контингента
4) семья с точки зрения
Семейное поведение – все специфические проявления
социального поведения, которые делают
возможным функционирование супружества-родительства-
Демографическое поведение – система взаимосвязанных действий или поступков человека, направленных на изменение или сохранение его социально-демографического статуса. К разновидностям демографического поведения относятся брачное, реподуктивное и нуклеаризационное поведение
Брачное поведение – поведение, направленное на выбор брачного партнера и вступление в брак, а также на прекращение брака, развод.
Репродуктивное поведение – поведение, направленное на рождение или отказ от рождения детей в браке и вне брака.
Нуклеаризационное поведение - поведение женатых (а иногда и неженатых взрослых детей), направленное на отделение от родителей и родственников либо поведение родителей, направленное на то, чтобы дети от них не отделялись и семья оставалась расширенной.
Виды семейного поведения:
1 часть - Это система действий и отношений, ведущих к заключению брака (т.е. брачный выбор),
2 часть – собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями.
3 часть – конфликтность супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению, если брак был фактическим.
Брачное поведение (супружеское, бракоразводное) — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера и вступления в брак, а также направленное на прекращение брака.
Под брачным выбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера отбирается тот единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".
Брачный рынок - это термин, применяемый для условного обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зависит от числа потенциальных брачных партнёров в населении на данной территории, его возрастной – половой структуры.
В связи с тем,
что традиции и
Брачный круг - это совокупность возможных брачных партнёров. Брачный круг определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств.
В некоторых обществах брачный круг ограничен социальными, национальными, кастовыми, религиозными барьерами; их ликвидация способствует расширению брачного круга. Определяющее влияние на изменение границ и состава брачного круга оказывает возраст данного лица.
В современных условиях, когда все больше становится альтернативных браку форм сожительства мужчин и женщин, важным становится изучение первой части брачного поведения – брачного выбора.
Перед заключением брака молодые люди вступают в процесс добрачного поведения.
Добрачный период посвящен тому, что молодые люди набираются жизненного опыта. Его неправильно сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые люди женятся сразу после окончания школы, то в период семейной жизни, молодой супруг или молодая супруга могут начать строить отношения «на стороне». Это происходит из-за сокращения добрачного периода. Круг потенциальных брачных партнеров, по разным подсчетам социологов, останавливается на цифре 3-5. Если цифра превышена, то начинается, то, что называется «психологическим конвейером». В результате чего происходит притупление романтических чувств, острота ощущений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. В результате, перебор потенциальных брачных партнеров так же вреден, как и недобор. Исключением являются супружеские пары людей, когда человек полюбил с первого взгляда и женился. Однако доля подобных браков не превышает 1-3% от общего числа. Удачным нужно считать только такой вариант, при котором человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь.
Этапы добрачного поведения:
Знакомство – ухаживание - сватовство - помолвка
Семья это не начало, а середина пути. А начинается этот пусть со знакомства. В нашей стране, согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ - в 1996 г.)1500 человек в возрасте от 18-60 лет признали самым лучшим способом знакомства совместную работу (15%) и учебу (11 %), а также отдых и развлечения. При помощи профессиональных свах, брачных бюро и объявлений свою половину нашли лишь 0,2 % участников опроса. («Давай поженимся», «Дом-2» и пр.)
В демографии брачное поведение рассматривается в основном с точки зрения его влияние на рождаемость, т.к. большинство рождений осуществляется в бракеДемографически значимыми аспектами брачного поведения являются:
Социологическими факторами брачного поведения являются:
Эта теория связывает степень гомогамии с влиянием родителей, и исходит из предположения, что будет ли брак детей гомогамным или нет, зависит от характера чувств, эмоций, связывающих родителей и детей. Степень родительского влияния на брачный выбор детей (а это влияние направлено в сторону гомогамного выбора, на повторение детьми родительского опыта) зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье. При этом, если эти чувства позитивны, то дети воспринимают опыт родителей как пример для подражания. Вот почему доминирует тенденция к гомогамии.
Еще одним аспектом, на который обращает внимание социализационный подход, является предположение о том, что в своих поисках будущего партнера люди, как правило, ориентируются на образ родителя противоположного пола, т.е. дочери имеют тенденцию выбирать партнеров, в чем-то похожих на отцов, а сыновья — на матерей. Вместе с тем моделью их "взрослого" для детей является родитель того же пола. Это предположение ведет свое происхождение от теории 3. Фрейда.
Теоретической интерпретацией процесса брачного выбора является теория обмена, которая основана на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса., Согласно этой теории, базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными). Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, которая может быть вовлечена в обмен, и человеческое поведение строится в соответствии с нею. Человек "обменивает" некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т. п.
Теория брачного обмена говорит, что в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств (личностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, подлежащее обмену и имеющее определенную рыночную цену. В качестве такого блага может выступать в принципе все, что угодно, но обычно указывают на:
Согласно Мурштейну, процесс развития отношений детерминируется тремя классами переменных, которые он называет стимулы, ценностное сравнение и роли. Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного выбора (знакомство, ухаживание, решение на брак).