Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:07, реферат
Социологические исследования последних лет отмечают огромный интерес молодежи к семейным ценностям. «Счастливая семейная жизнь» занимает первые места в рейтинге ценностей современной молодежи, она же отмечена и как самая недостижимая. Можно сделать неутешительный вывод, что подросткам не хватает любви, поддержки и заботы в семье, следовательно, они не получают наглядного примера как строить семейные отношения.
Для чего люди вступают в брак? Современные женихи и невесты не приемлют такого вопроса, говоря, что жить не могут без любимого человека и видят совместное будущее. Но статистика разводов свидетельствует о том, что распадается каждый 2й брак. Значит, в браке нужны какие-то более устойчивые смыслы и мотивации. В поисках таких мотиваций нам ничто не остается, как обратится к опыту предков.
Введение 3
Модель «идеальной» семьи с точки зрения молодежи 5
Система ценностей семьи 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики
Кафедра «Организация работы с молодежью»
Реферат
по дисциплине «Социология молодежи»
СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
Руководитель
Студент гр. ФК-120701
Екатеринбург
2013
Содержание:
Введение
Модель «идеальной» семьи с точки зрения молодежи 5
Система ценностей семьи 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
Социологические исследования последних лет отмечают огромный интерес молодежи к семейным ценностям. «Счастливая семейная жизнь» занимает первые места в рейтинге ценностей современной молодежи, она же отмечена и как самая недостижимая. Можно сделать неутешительный вывод, что подросткам не хватает любви, поддержки и заботы в семье, следовательно, они не получают наглядного примера как строить семейные отношения.
Для чего люди вступают в брак? Современные женихи и невесты не приемлют такого вопроса, говоря, что жить не могут без любимого человека и видят совместное будущее. Но статистика разводов свидетельствует о том, что распадается каждый 2й брак. Значит, в браке нужны какие-то более устойчивые смыслы и мотивации. В поисках таких мотиваций нам ничто не остается, как обратится к опыту предков.
Большие и дружные семьи, трудолюбивые и послушные дети, почтенная старость, достаток и уверенность в завтрашнем дне, все это признаки традиционной крестьянской семьи, основанной на религиозных ценностях.
А что мы получаем сейчас? Распространенный гражданский брак - «сожительство» - где никто никому ничем не обязан, свободные отношения.
Современное общество "воротит нос" от патриархального строя семьи, негласно ропща, что у нас матриархат. Давайте подумаем, не финансовая независимость и желания достичь определенного социального статуса диктуют нам отношения равноправия и матриархата?! Возраст вступления в брак и рождения детей сдвинулся до 30-35 лет и считается «нормальным» в обществе, когда родители прочно «стоят» на ногах, объездили полмира и открыли бизнес.
Современная семья постоянно сталкивается с внештатными ситуациями: командировки, сверхурочная работа, выездные курсы повышения квалификации, поэтому супругам нужно учиться взаимопомощи.
Многие семьи распадаются потому, что муж и жена не могут поделить верховную власть в семье, не могут поделить обязанности.
Глава семьи тот, кто берет большую ответственность. Очень мудро, что эта роль отдана мужчине. Недаром говорят: « Мужчина-голова, женщина- шея». Жена – это «боевая» подруга и душа семьи. Современным женщинам трудно признать старшинство мужа, но это не своеволие и не проявление мужской тирании, это вполне естественное явление нашего времени.
Нужно прививать семейные ценности с детства; ценность- это не счет на банковской карте и количество купюр, ценность- это те, кто ждут тебя дома.
Модель «идеальной» семьи с точки зрения молодежи.
Можно выделить следующие тенденции в формировании семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:
-формирование ценностных
ориентаций и приоритетов
-ценности материального
достатка, богатства, денег входят
в число важнейших для
-ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции, и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.
Отдельного обсуждения заслуживают как брачные установки, так и механизмы их реализации, а также особенности добрачного поведения молодежи, т. к. все это играет определяющую роль в создании устойчивой, гармоничной семьи.
Выбор брачного партнера и добрачное поведение относят к социальным системам, которые созданы людьми в результате их сознательного объединения и в процессе эволюции превратились в нечто самостоятельное, существующее и развивающееся по собственным законам. Названное поведение носит конкретно-исторический характер и ему присущи черты не только изменчивости, новизны, но и преемственности.
Структура добрачного поведения состоит из биологических, социальных, психологических черт поведения индивида, которое имеет определенную направленность к индивидам противоположного пола и преследует цель создания семьи. К его структурным компонентам необходимо отнести обычаи, традиции, обряды, гадания, с помощью которых в прошлом подрастающее поколение постепенно готовилось к выполнению тех или иных ролей и функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрелости человека. Благодаря обрядам формировались психологические, волевые и моральные качества, необходимые для дальнейшей жизни. Они также способствовали беспрекословному соблюдению существующих норм, в том числе и в системе добрачного поведения.
Социальные институты прошлого следили за тем, чтобы между поколениями не нарушалась нить преемственности. Был отлажен механизм социального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регулирование общепринятых общественных отношений.
«Люди постоянно испытывали на себе действие механизма социального воспроизводства, в основу которого была заложена мысль: так жили веками и не нам нарушать древние заветы предков. Личность подавлялась и подчинялась стереотипам мышления и поведения, которые были приняты в обществе». (Э. Фромм)
Плодотворность системы добрачного поведения в недалеком прошлом обеспечивалась огромной воспитательной работой самой семьи. Личность «целеустремленно настраивали на будущую жизнь». Во всем многоструктурном механизме системы добрачного поведения явно просматривались приоритеты общества и семьи перед интересами личности.
Сегодня заметно изменилась система добрачного поведения. Если в прошлом вступление в брак представляло собой естественное и необходимое событие в жизни каждого человека, то сегодня такой предопределенности нет.
Социально одобряемое общение юношей и девушек в прошлом имело исключительно матримониальное направление, т. е. имеющее целью заключение брака и создание семьи. Сегодня же в сфере общения между молодыми людьми не обязательно доминируют супружеские мотивы, в ней присутствуют и эмотивные связи, и сексуальное удовлетворение, и творческое сотрудничество.
Многофункциональность этой сферы не сопровождается системной сложностью и глубиной, а характеризует больше ее феноменальный уровень.
Для прочности же будущего брака верность, ответственность качества крайне необходимые.
Заметно уменьшилось и изменилось влияние родителей на выбор брачного партнера, на все добрачное поведение в целом. И еще одно отличие от добрачного поведения в прошлом - возросшие ожидания и притязания будущих брачных партнеров друг к другу и в целом ко всей семейной жизни.
Ценностью становится не просто наличие семьи, а вступление в брак именно с любимым человеком, с тем, кто выбран по личным качествам.
В настоящее время, когда господствующей формой семьи стала нуклеарная, образование личных «капиталов» супругов также является стимулирующим условием распада семьи, в особенности разводов.
В целом, портрет среднестатистической идеальной модели семьи в молодежных группах выглядит следующим образом:
-семья состоит из мужа, жены, двух и более ;
-живет эта семья чаще всего в очень большой квартире в крупном городе, в собственном доме в пригороде большого города ;
-лидерство (муж-глава семьи) закреплено за мужчиной;
-ответственность за ведение
домашнего хозяйства
-семейным бюджетом в идеальной семье партнеры чаще всего распоряжаются сообща, что, очевидно, связано с тем, что современная женщина как правило имеет независимый экономический статус;
-домашние обязанности
в «идеальной» семье
-вечер буднего дня
проходит в приготовлении
-выходные дни - это, как правило, генеральная уборка, поездки по магазинам и за город, общение с друзьями, что мало отличается от распределения свободного времени в реальной российской семье;
-отпуск планируется на
семейном совете с учетом
-все занятия вне дома
очерчиваются набором из
-в большинстве идеальных
семей обязательно есть
-идеальная семья открыта
для широкого общения с
-по поводу вредных
привычек высказывания
-в идеальной семье
празднуются все традиционные
светские праздники, почитаются
даты начала отношений, дни рождений,
а также заметны упоминания
о религиозных праздниках
Система ценностей семьи.
В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность.
Система ценностей, сформировавшись у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости.
Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний, намерений.
Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности (система ее ценностей) не являются чем-то произвольным. Они, прежде всего, базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях, стремлениях.
Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении, прежде всего, вытекает из системы ценностей личности, которая сама базируется на системе потребностей.
Принимая решение о расторжении брака, человек мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности.
Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.
Это придает поведению человека определенную стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Система ценностей личности определяет направленность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т. е. то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера.
Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Данный процесс называется взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей.
Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в субъективном восприятии выступают как определенные ценности.