Семейные отношения и бракоразводный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:13, реферат

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы обуславливает цель данной работы: проанализировать и сравнить отношения в молодых и пожилых семьях, исследовать разводы в семьях.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- рассмотреть и сравнить отношения в молодых и пожилых семьях;
- проанализировать причины разводов и рассмотреть бракоразводный процесс.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Семейные отношения……………………….……………………………..5
2.1. Отношения в молодой семье ………………………………………….6
2.2. Отношения в пожилой семье………………………………………….7
3. Развод и бракоразводный процесс, и восприятие его в семье…………8
3.1. Причины развода……………………………………………………...11
3.2. Процесс расторжения брака…………………………………………12
4. Заключение…………………………………………………………………9
5. Список литературы………………………………………………………..10

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский Государственный  Технический Университет»

факультет «Менеджмент  и маркетинг»

кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету «Социология»

На тему: «Семейные отношения и бракоразводный процесс»

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                     Плетенева А.В., студент гр. 2-52-2

 

 

 

Проверил:                                         Печерских С.П., к.ф.н., доцент кафедры

                                                                   «Политология, социология и право»

 

 

 

 

Ижевск, 2011.

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Семейные отношения……………………….……………………………..5

  2.1. Отношения в  молодой семье ………………………………………….6

  2.2. Отношения в  пожилой семье………………………………………….7

3. Развод и бракоразводный  процесс, и восприятие его в  семье…………8

  3.1. Причины развода……………………………………………………...11

  3.2. Процесс расторжения  брака…………………………………………12

4. Заключение…………………………………………………………………9

5. Список литературы………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Нравственно психологическая атмосфера, социальная активность зависит от условий, в которых семья развивается. Это и определяет специфику семейных отношений. Но отношения в семье не всегда могут складываться благополучно и тогда супруги разводятся.

     Актуальность данной работы заключается в том, что отношения в семье очень важны для развития современного общества.

     Проблематика  исследования семейных отношений  обширна и разнообразна: особенности  семейных отношений в молодых  и пожилых семьях и их развитие, причины разводов, восприятие развода в семье и процесс расторжения брака.

     Актуальность  изучаемой темы обуславливает  цель данной работы: проанализировать  и сравнить отношения в молодых  и пожилых семьях, исследовать разводы в семьях.

     Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- рассмотреть и сравнить  отношения в молодых и пожилых  семьях;

- проанализировать причины  разводов и рассмотреть бракоразводный     процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Семейные  отношения

 

Отношения в молодой семье

 

      Важнейшая роль в социальном переустройстве общества отводится молодой семье. Она вступает в общество, для которого характерны как социально-экономическая нестабильность, так и радикальная переоценка ценностей, что сопровождается перестройкой социально-психологических основ семейного образа жизни и жизненных ориентиров, целей, отсутствием ясных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий. Поэтому именно в ней, как в зеркале, видны все противоречия и проблемы общества, вырисовываются контуры будущего, прогнозируется эволюция института семьи в целом. Чем тщательнее изучение современной молодой семьи и происходящие в ней перемены, тем более точно можно прогнозировать вероятные сценарии будущего развитии семьи в России.

     В российском законодательстве к молодым отнесены семьи первых трех лет после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

     В своем развитии молодая семья осваивает множество новых социальных ролей: самостоятельно содержать семью, вести семейный бюджет и домашнее хозяйство, осуществлять уход за детьми и их воспитание. Муж и жена выступают в роли агентов социализации по отношению друг к другу, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и т.д.[1, c. 118].

     Формирование социального самочувствия, ценностных ориентации и воспитательного потенциала молодой семьи являются составной частью процесса ее социализации в современном обществе.

     Итак, рассмотрим воспитательный  потенциал молодой семьи.

     Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

     В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др.  Важнейшим условием

успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку[2, c. 49-50].

      Сильно влияет  на отношения материальное положение  семьи. Анализ социально-экономических причин и факторов, снижающих воспитательный потенциал семьи, свидетельствует о распространении такого нежелательного явления, как социальная депривация, означающего лишение, ограничение либо недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, разностороннего развития и социализации личности. Дети из обеспеченных семей оказываются в привилегированном положении в плане получения полноценного образования, лечения и отдыха.

     Материальное положение  семей оказывает влияние на структуру использования свободного времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал. Исследование "СиО-2006" выявило, что 75,1% родителей, которые отметили, что их семьи "не испытывают материальных трудностей", проводят свое свободное время в семейном кругу; вне семьи - 24,9%. В семьях, которые оценивают материальное положение как "более или менее приличное", 92,6% проводят свободное время в семейном кругу и лишь 7,4% вне семьи. В том, что подавляющее большинство респондентов проводят свободное время дома, есть немало положительных моментов: ориентация на семейный образ жизни, воспитание детей. Однако "свободное время" в таких случаях затрачивается чаще не на отдых, а на решение бытовых проблем. Это косвенно подтверждается указанием большинства опрошенных на нехватку

свободного времени и переутомление. Низкие показатели доходов от занятости по найму побуждают работников искать дополнительные

источники или увеличивать  рабочее время. Это приводит к переутомлению и уменьшению возможностей общения с детьми. "Усталость и переутомление" отметили в опросах 47,5%, "недостаток свободного времени" 10,4% респондентов.

     При этом считают достаточным время, которое они могут уделить семье и детям только половина респондентов (50,2%), а 49,8% опрошенных думают, что "относительно недостаточно", или "явно недостаточно" (15,1%). Причем у отцов ситуация более проблематичная, что вероятно, обусловлено, повышенной профессиональной занятостью. Лишь 35,2% мужчин полагают, что они уделяют достаточное время своей семье и детям. Это значительно осложняет реализацию воспитательной функции, может привести к разногласиям и недопониманию между старшим и

младшим поколением, пробелам в воспитании и конфликтам, вплоть до безнадзорности и беспризорности детей.

     Постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения

в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

     В процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действии, осваивает социальный опыт, воспринимает образ жизни семьи для последующего его

воспроизводства. В значительной мере психологическая атмосфера семьи зависит от уверенности в завтрашнем дне. При оценке респондентами позиции "уверенность в завтрашнем дне" для своей семьи в ходе исследования средний балл составил лишь 4,2 (по 10-балльной шкале). При этом респондент из каждой пятой семьи с детьми совершенно не уверен в завтрашнем дне. В сплоченных, уверенных в будущем семьях отношения с детьми оцениваются более высокими баллами. Респонденты, которые оценили чувство уверенности в завтрашнем дне на 9 - 10 баллов, дали наиболее высокие оценки (4 - 5 баллов по 5-балльной шкале) своим отношениям с детьми. Выбор респондентами "МС-2006" вариантов поведения для достижения "успеха в жизни" позволяет понять, какие ценности продуцируют современные семьи, на какие ценности они ориентируются в процессе воспитания. Это, прежде всего, "умение много и добросовестно работать" - (48,3%). Пятая часть респондентов опиралась бы на связи и знакомства. Близки к ним еще 15%, которые надеются на высокое положение родителей или родных. Лишь 10% выдвинули во главу угла талант и способности, совсем не пользуются популярностью для достижения успеха такие качества как честность, порядочность, умение приспосабливаться и способность к риску. Если "умение приспосабливаться" и "способность к риску" выступают в значительной степени спорными характеристиками, то низкий рейтинг честности и порядочности является тревожным фактом.

     Важнейшей составляющей отношений в семье выступает наличие

взаимопонимания с детьми. Эта проблема может существовать на любом этапе жизненного цикла. Однако существуют значительные различия между взглядами отцов и матерей на эту проблему.

Большинство отцов она  начинает волновать лишь при достижении детьми подросткового возраста. В то же время 60% матерей жалуются на отсутствие взаимопонимания с детьми еще до достижения ими возраста 7 лет.

Поскольку матери гораздо  больше, чем отцы, заняты уходом за маленькими детьми и их воспитанием, для женщин проблема взаимопонимания возникает намного раньше, чем для мужчин. Дети-дошкольники не всегда понимают требования матери. Вероятно, именно поэтому женщины, имеющие детей от 7 до 11 лет, жалуются на отсутствие взаимопонимания с ними значительно реже, чем матери с детьми до 7 лет (41% против 60%). В семьях с детьми от 12 до 17 лет участие отцов в воспитании детей возрастает, и гендерные различия исчезают. Половина родителей (одинаково для отцов и матерей), имеющих детей данного возраста, жалуются на отсутствие взаимопонимания с ними. Имеющие взрослых детей (старше 18 лет) признают отсутствие взаимопонимания с ними каждая третья мать (33%) и каждый второй отец

(50%). Гендерное различие  достаточно велико и статистически  достоверно ("МС-О2006").

     В процессе воспитания наиболее часто родители используют такие методы, как развитие самоконтроля и чувства ответственности у ребенка - 61,7% опрошенных (доля ответов "всегда" и "часто"), а также "привлечение к домашнему труду" (53,9%), "убеждения и уговоры" (42,1%), "любовь, ласку и доброту" (40,8%). Часто родители стремятся воспитывать ребенка своим

примером (по сути, сохраняется  одна из традиционных функций семьи - передача опыта). 47,8% опрошенных применяют  этот метод "всегда" и "часто". Наряду с этим, нередко встречается  опека как метод воспитания (19,6%). Значительно реже родители используют "материальное (денежное) поощрение ребенка за успехи в школе, спорте" (7,1%). Крайне мало (однако в этом вопросе весьма велик процент опрашиваемых, отказавшихся от ответа) респондентов, считающих, что "лучший метод воспитания - это наказание". "Часто" его применяют лишь 1,2% родителей, "иногда" - 36,2%, вовсе не применяют - 27,2%. Чуть больше доля тех, кто не обращает внимания на ребенка, предоставляя ему право поступать так, как он хочет ("часто" 5,8%, "иногда" 12,8%). Значительна доля родителей, выбирающих более мягкую позицию: "предоставляю возможность поступать, как ребенок считает

нужным". 5,8% поступает  так "всегда", еще 24,5% - "часто". Однако, тут весьма сложно отследить грань между инициативой ребенка и вседозволенностью, а то и полным невниманием к его нуждам. Устойчивые тенденции к увеличению детей, рожденных вне зарегистрированного брака,

трансформация традиционных гендерных и меж поколенных отношений определяют в настоящий момент значимость таких факторов воспитательного потенциала семьи, как структура, брачный статус матери и распределение ролей в семье. В определенной степени гарантией стабильности и крепости семьи выступают доверительные, хорошие отношения. Семьи, где родители высоко оценивают свои взаимоотношения с детьми, реже сталкиваются с такой проблемой, как невозможность контролировать их поведение.[1, c. 53-55].

 

Отношения в пожилой семье

      В многой литературе авторы, в большей степени, обращают внимание на молодые семьи, но обходят вниманием пожилые семьи. Но и многих пожилых супружеских пар есть проблемы.


Информация о работе Семейные отношения и бракоразводный процесс