Семья и брак в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является:
• Изучение семьи и брака в разрезе современного общества
Можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить эволюцию семьи как социального института
2) Выделить сущность и функции современной семьи
3) Определить проблемы современной семьи и возможные пути их преодоления.

Содержание

Введение
I. Эволюция семьи от института к группе.
II. Сущность, структура и функции современной семьи
III. Брак и семья сегодня
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реф по политологии 2.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений  родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений  власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи  делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому-деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в  семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи  по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а  муж был хозяином, собственником  имущества и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее  число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении  семьи, принимают равное участие  в общественных решениях. С одной  стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой-привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака  становятся не экономические или  статусные, а эмоциональные стороны  межличностных отношений.

III. Брак и семья сегодня

Современное состояние  семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми.

В чем проявляются кризисные  явления в семье? Прежде всего, в  ее нестабильности. В крупных городах  распадается свыше 50% браков (в некоторых  местах уровень разводов достигает 70%). Причем, у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.

К нестабильности семьи  следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и  жена живут как «кошка с собакой», а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это самым плачевным  образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники  алкоголизма, наркомании, неврозов и  правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество.

Кто виноват в этом? Конечно, взрослые, обрекающие детей на одиночество, страдания и даже смерть. Но в  чем причины такой ситуации? Только ли злая воля негодяев и безответственных людей? Конечно, человек отвечает за свое поведение. Но часто он не ведает, что творит, либо не умеет найти правильный путь. Нужно искать более глубокие причины. Главные из них - серьезные сдвиги в жизни общества.

3.1 Развод как социальное явление

Общество и государство  оказывают влияние на брак различными путями: экономическими, политическими, идеологическими. Наиболее непосредственным проводником этого влияния являются правовые и моральные средства. Для  того чтобы общественное влияние  на брак было эффективным, необходимо достоверное знание действительного  положения дел: общих тенденций  развития семейно-брачных отношений; причин, конфликтных ситуаций, возникающих  в браке; ценностных ориентации лиц, состоящих в браке или собирающихся в него вступить; влияния одних  факторов брачной жизни на другие и т.п. Только на основе такого анализа  возможны подлинно научные рекомендации по совершенствованию брачно-семейных отношений.

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) - это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицательных сторон. Для того чтобы этот анализ был успешным, необходимо правильное представление о социальной природе того явления, которое анализируется, о его месте в ряду других социальных явлений. Не менее важны, данные, подвергаемые анализу. Они должны достоверно и репрезентативно (то есть представительно) характеризовать основные обстоятельства брачной жизни, во всяком случае те из них, которые ведут к кризису брака. Только на основе всего этого можно выступать с достаточно серьезными предложениями, направленными на укрепление семьи и сохранение брака.

Как отнестись к разводу? Что это - социальное зло, правонарушение, преступление? Взгляд на расторжение  брака как на явление всегда нежелательное  иногда встречается.

Можно с уверенностью сказать, что общество и государство заинтересованы в том, чтобы разводов было меньше, а семейно-брачные отношения развивались  нормально и совершенствовались. Развод в любом случае свидетельствует  о непрочности и разрушении семейных связей и поэтому объективно не может  рассматриваться как явление  положительное.

Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно  сказывается на воспитании детей, облегчает  решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство  и т.д.). Следовательно, в самом  общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе свидетельства  неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки зрения развод является социальным злом.

Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно к каждому конкретному  браку вопрос о нежелательности  или желательности развода не может решаться однозначно. В отдельных  случаях развод не только не является социальным злом, он, наоборот, необходим.

Государство, конечно, заинтересовано в укреплении семьи, и это не случайно: семья представляет собой первичную  ячейку общества. Степень материального  благополучия семьи, ее духовное, и  нравственное здоровье во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность. Семья оказывает  решающее влияние на подрастающее поколение. Можно сказать, что успехи и трудности, которые переживает семья, не только определяются социально-экономическими условиями развития общества, но и  в свою очередь влияют на общество в целом.

Таким образом, укрепление здоровой, высоконравственной семьи, основанной на чувствах любви, уважения и дружбы всех ее членов, является важнейшей  общественной задачей. Большая часть наших семей отвечает этим требованиям. Было бы, однако, лицемерием отрицать тот факт, что имеется еще немало людей, поведение которых в семье и быту далеко от тех высоких требований, которые предъявляет к этому поведению общество. Пережитки прошлого в общественном сознании наиболее живучи именно в сфере семейных отношений, которые в силу своего личного и сравнительно замкнутого характера менее других отношений поддаются общественному контролю. Но дело не только в пережитках. Брак заключается добровольно, и в основе его лежит личная склонность супругов. Даже при самом безупречном поведении супругов эта склонность (любовь, уважение, духовная близость) может претерпеть серьезные изменения под влиянием как объективных, так и субъективных причин.

Причин расторжения брака  много, и далеко не всякая причина  дает основание для оценки каждого  конкретного развода как отрицательного явления. Одной из существенных причин развода является «невозможность иметь детей». Потребность в материнстве или в отцовстве является естественной и неодолимой потребностью человека. В реализации этой потребности заинтересовано и общество. Значит и в этом случае развод нельзя рассматривать как нежелательное явление.

А ведь есть и другие причины, при наличии которых мы не можем  бросить упрек одному из супругов, если он решается на развод: душевная болезнь  или слабоумие; длительное тюремное заключение; безвестное отсутствие, - все  это причины такого характера, которые  делают каждый конкретный развод оправданным, а в некоторых случаях даже необходимым.

Таким образом, определенная часть разводов отвечает не только личным интересам одного или обоих  супругов, но и интересам общества в целом.

Имеется и еще одна очень  важная сторона этой проблемы. Брак является свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода вступления в брак предполагает и свободу развода.

Из всего сказанного нужно сделать такой вывод: не развод сам по себе является главным  социальным злом. Главным социальным злом являются ненормальные отношения  в браке, которые ведут к разводу. Именно с ними необходимо вести борьбу всеми средствами, в том числе  в некоторых случаях и с  помощью развода.

3.2 Пути возрождения и укреплении семьи

В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие:

  • исследование вопросов положения семьи в современном обществе, её функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом;
  • обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей;
  • добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.

Впечатление, что сегодняшние  конфликты, большие и малые катастрофы обрушились на нас внезапно, как  слепая лавина, обманчиво. Их истоки - в  той тоталитарной системе, которая  шлифовалась в стране десятилетиями.

Социологические исследования семьи и рождаемости фиксируют  стереотипность повседневного уклада жизни, причем, показатель числа детей  в семье неожиданно оказывается  интегральным. Как правило, зная характеристики, можно с успехом прогнозировать и жилищные условия семьи, и уровень  жизни. Не имеющие детей, однодетные и трехдетные разнятся сильнее, чем по своей профессии, например, или по образованию. В повседневной жизни та или иная «детность» навязывает соответствующий бытовой уклад, перекрывая действие социального статуса, дохода и т.п. Интересно и то, что массификация малодетности, в тенденции сплошная, повсеместная, тем не менее четко очерчивается национально-территориальными зонами. Не случайно в азиатских странах критерий детности играет определенную роль в становлении национального характера человека. Проблема в политическом отношении примечательна, но совершенно не исследована.

В России малодетность семьи  есть в равной мере итог общемирового процесса, следствие затяжного кризиса  экономики и политики, причем под  малодетностью следует понимать не просто наличие одного-двух детей в семье, но и преобладание малодетной ментальности, такой системы ценностных ориентации, которая отличается сильным отчуждением личности в сфере социальных и семейных отношений. В обществе, имитирующем активность, отстранение от псевдоценностей и норм - защитная реакция личности на неподлинность существования. Но люди невольно втягиваются и в процесс отчужденного восприятия подлинных ценностей как «казенных». Именно это произошло с ценностью существования человеческого рода, воспроизводства населения, рождаемости, семьи, детей. Отчужденный человек стал относиться к этим ценностям не как к своим собственным, а как к навязываемым извне. И результат этой трансформации ценностных ориентации не замедлил сказаться. Массовая малодетность семей - вот ее итог, который рано или поздно начинает беспокоить и само государство: нехватка трудовых ресурсов и пополнения армии.

Но государство - бюрократический  орган, и все, что связано с  семьей в общественной жизни, его  мало интересует изначально. Дает себя знать историческая противоположность  семьи и государства, о которой  немало говорилось во все времена. Ориентация государства на социальную защиту населения, ограниченную чисто материальной помощью, конечно, производит впечатление заботы о населении. Эта сиюминутная  политика находит отклик в массах, но для решения нашей проблемы семьи такой заботы, мягко говоря, недостаточно. Речь должна идти о возрождении  определенных ценностей семейной жизни.

В стране до сих пор нет  семейной политики в строгом смысле слова или демографической политики в области рождаемости. Постоянно подчеркиваемая в официальных документах необходимость большей заботы о семье, о женщине-матери упирается в обещания государственной помощи малообеспеченным слоям населения, в число которых попадают теперь все многодетные семьи, множество семей с одним родителем, семей с инвалидами, молодых семей с престарелыми иждивенцами и др., а также в вопросах охраны материнства до и после родов, для женщин, занятых в государственном секторе. Самостоятельная семейная политика может стать составной частью социальной политики лишь в том случае, если будет признана сама проблема кризиса семьи, причем на самом высоком уровне - государственном. В истории немало примеров того, как трудно и долго решаются даже общепризнанные проблемы, но что можно сказать о решении проблем, которые не то чтобы неизвестны, неузнаны, а о которых наслышаны многие и которым отказано в праве называться проблемами?

Очевидна необходимость  особой социальной политики, направленной на укрепление семьи с несколькими детьми, которая способна нейтрализовать кризисный характер брачно-семейных процессов (давно беспокоящий нашу общественность), выражающийся в нестабильности браков, высокой разводимости и росте добровольного безбрачия, отчужденности членов семьи и асоциальных формах внутрисемейного общения, насилии в семье и росте числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах, распространенности соматических и невротических расстройств у детей в малодетных семьях, росте правонарушений детей и подростков и т.д.

Трансформация экономических  и политических основ (в ее сегодняшних  формах - без специальной семейной и демографической политики) при  своем возможном успешном развитии создаст лишь базу благополучия семьи, но автоматически не укрепит, не восстановит  институт семьи в общественной жизни. Только специальная семейная политика, поощряющая семейный строй жизни  и устраняющая последствия сложившегося при сталинизме подавления ценностей  семейных отношений ценностями идеологическими  и государственными, способна обеспечить бесперебойное осуществление двух фундаментальных семейных функций - рождения и воспитания необходимого числа детей. Люди должны «хотеть» семейной жизни и ослаблению этого желания, кризису семьи необходимо положить конец.

Информация о работе Семья и брак в современном обществе