Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 00:38, реферат
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.
Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.
Введение………………………………………………………………………3
1.Социальные институты…………………………………………………....................4
2.Функции семьи……………………………………………………………………….6
3.Семейная роль………………………………………………………………………..6
4.Брак – основа семейных отношений………………………………………………..8
5.Задачи социологии семьи…………………………………………………………..11
6.Категории семейно-брачных отношений…………………………………………11
7.Проблемы семьи и брака в современном российском обществе………………..12
Заключение…………………………………………………………………………....18
Список использованной литературы………………………………………………...19
4.Брак – основа семейных
В любом обществе – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обучение, обмен кольцами, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружеская верность, обязательства поддерживать супруга всю жизнь. И в то же время брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак. Все эти нормы, по определению американского социолога К.Дэвиса, формирует некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе этот институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.
Брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.
Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.
Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом; материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу; минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.
В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных средств мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.
Брак – это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов.
Типы браков:
Эндогамный |
Экзогамный |
Партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий |
Выбор брачного партнера из чужой группы |
Эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация). Так, например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюрко-язычной общности. Брак внутри этой своей общности считается допустимым, а за ее пределами – нежелательным. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.
Размер брачной группы можно выделить в виде схемы:1
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. Брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться на брак, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников – 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%, по личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.
Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.
Неравный брак подразумевают, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно.
Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джину. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов, вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.
Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:
Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).
5.Задачи социологии семьи
Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по
мнение А.Г.
Харчева, следует, прежде всего, назвать
следующие:
1) Выяснить, какие типы социальных
отношений характерны для
2) Анализировать общественные
3) Изучать исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.
4) Разрабатывать
6.Категории семейно-брачных отношений
Выделим основные категории социологии семьи и брака. К их числу в теории брачно-семейных отношений принадлежат:
Условия жизни семьи. Подразделяются на: 1) макро- и 2) микроусловия: а) социально-экономические условия; общественно-политические; социально- культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; экологические условия; б) социально- психологические условия, характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру, непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные ориентации)
Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает:
- структуру родства;
- структуру власти и лидерства;
- структуру ролей;
- структуру коммуникаций.
Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально- экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.
Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.
Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.
Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.
Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.
7.Проблемы семьи и
брака в современном
В современно обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддисткой культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Семья анализируется как институт тогда,
когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа
жизни семьи, ее функций современным общественным
потребностям. Модель семьи как социального
института очень важна для прогноза изменений
семьи, тенденций ее развития.
При анализе семьи как социального института
исследователей, прежде всего, интересуют
образцы семейного поведения, семейной
роли, особенности формальных и неформальных
норм и санкций в сфере брачно-семейных
отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.
В настоящее время имеются достаточные
предпосылки для постановки вопроса об интеграции институционального
и группового подхода для социологического
изучения семьи как социальной системы
(М.С. Мацковский).
Правомерность такого подхода обусловлена
тем, что к исследованию семьи может быть
применена логика системного подхода,
т.е. выявление компонентов внешних и внутренних
связей, целей функционирования, функций.