Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 08:44, реферат
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Введение
I. Семья, ее основные функции
II. Типология семьи. Семейные отношения
III. Социальная роль семьи
Заключение
Список литературы
Совершенно очевидно, что кроме озлобления, зависти и досады такое неравенство в отношении к детям ничего не приносит. При этом дети «нелюбимые» нередко стремятся использовать привилегированное положение любимчика для достижения тех целей, к которым прямо идти они могут. Истории с любимчиками имеют ряд вариантов. Так, мы знаем семьи, где у отца один ребенок любимый, у матери другой. Неравное отношение к детям грубо нарушает самые основные принципы воспитания. Не менее вредно сказывается разнобой во взглядах и требованиях отца и матери. Отец желает воспитывать ребенка в строгости и подчинении, мать, наоборот, чрезмерно балует ребенка.
Не меньшим злом является чрезмерная избалованность детей, которая приводит к распущенности и эгоизму. Чаще всего с таким явлением мы встречаемся также в семьях с единственным ребенком. Удовлетворить пресыщенного удовольствиями маленького повелителя с каждым днем становится все труднее и труднее, и ребенок начинает искать утешения в нездоровых развлечениях и забавах. Он мучит животных, озорничает, но больше всего упражняется в издевательствах над своими домашними.
Видя ребенка постоянно недовольным и капризным, взрослые ищут причину его нервозности в утомлении. Они хотят избавить его от лишней нагрузки и доходят порой до того, что сами выполняют за ребенка заданные ему в школе уроки. Под всяким предлогом разрешают пропускать занятия и не ходить в школу. Такая неразумная заботливость приводит к еще большей распущенности ребенка. Разрушает авторитет школы и губит всякие основы дисциплины.
Благодарен ли такой ребенок взрослым за их работу, уход и внимание, ценит ли, уважает ли он свою семью? Нет, он ее не ценит, так же как не ценит дорогих игрушек. Взрослые лишь выполняют свою обязанность – так он расценивает заботы родных. И когда этот мальчик, развившись умственно, посмотрит трезво на свою семью, он тем более не сможет уважать и любить ее. Если же он не осознает всего уродства полученного им домашнего воспитания, то так и останется «маленьким сынком», которого никто не любит в школе и который ни с кем из товарищей подружиться не может. В результате может вырасти оторванный от общества, лишенный друзей и товарищей, одинокий в жизни человек, с безрадостным детством без каких бы то ни было стремлений и идеалов в юности, утомленный и разочарованный жизнью в 16-18 лет, черствый эгоист и скептик.
К счастью, школа, с ее здоровыми товарищескими отношениями, с ее кипучей учебной и общественной жизнью, чаще всего резко встряхивает такого баловня и воспитывает в нем другие качества. Однако в этом случае ребенок переживает резкую ломку в своих отношениях к близким, еще резче выступает разница между школой и домом, от которого он начинает удаляться тем скорее, чем скорее привыкает к школе.
Во многих семьях ребенок после школы обычно бывает предоставлен самому себе. Короткие встречи родителей с ребенком обычно проходят в ласках и играх. Вся воспитательная ценность семьи, ведущей разнообразную трудовую и общественную жизнь, сведена на нет. Свое невнимание к детям такие родителя объясняют обычно чрезмерной занятостью производственной и общественной жизнью. Ребенок предоставлен себе или соседке – «она за ним присмотрит». А что он делает – это вообще родителей мало волнует. Они уверены в том, что ребенок чем-то занят, как-то и с кем-то играет, наверное, что-то читает и где-то гуляет. Никакие ссылки на занятость производственной и общественной работой не могут оправдать невнимания родителей к воспитанию детей.
При любых условиях родители вместе (или по очереди) обязаны ежедневно выделять хотя бы один час для детей. Этот один час имеет громадное значение, и родители должны выкраивать его, несмотря на всю свою занятость. Это их священная обязанность. Тогда устанавливаются и крепнут связи, которые являются залогом будущей большой дружбы между детьми и родителями, столь необходимой и тем, и другим, в которой с течением времени больше будут нуждаться родители, чем дети.
Часто причиной напряженной атмосферы в семье являются нездоровые отношения между взрослыми, в особенности между родителями.
Всем должно быть совершенно ясно, что дети особенно болезненно переживают всякие, даже незначительные, разногласия между родителями. Многого дети не понимают. Это незнание истинных причин родительских ссор заставляет детей нередко еще болезненнее чувствовать, что кто-то из родителей сделал нехорошее, а что именно – непонятно; другой его грубо упрекает, - может, он и сам виноват? Теряясь в догадках, дети не знают, кто прав, чувствуют напряженность отношений, видят угрюмые, огорченные лица, слышат раздраженные, обидные слова и тяжело переживают ссоры между любимыми, родными людьми.
Конечно, в жизни семьи, в жизни взрослых встречаются трудности, бывают споры, возникают вопросы и очень интимные, и очень тревожные. Но как бы то ни было, дети должны быть избавлены от роли свидетелей и наблюдателей тех конфликтов, которые порой приходится переживать взрослым. При всех трудностях бытовых условий родители не имеют права разрешать свои споры в присутствии детей, а тем более с их участием. Дети, являющиеся свидетелями таких сцен, постепенно теряют уважение к родителям, не верят их любви друг к другу, а потому подвергают сомнению все их замечания. Обычно в таких семьях дети иронически относятся ко всяким призывам к культурности, выдержанности, вежливости и прочим хорошим правилам.
Другими словами, родители теряют авторитет в глазах детей, разрушают самые основы общественной сознательности, дисциплины и прямо вредят здоровому нравственному развитию своих детей.
Среди семейных конфликтов, болезненно отражающихся на детях, совершенно особое место занимают разводы. Для того, что бы понять всю глубину горечи, а иной раз и настоящую драму, которую переживает ребенок при разрушении семьи, необходимо помнить, что для ребенка его отец, мать, братья, сестры представляются неразрывно связанными. Из рассказов ребенок знает, что когда-то давно, когда его еще не было, мать и отец жили в разных местах и не были женаты. Поженились – значит стали жить вместе. Теперь есть дети; и вот вся семья – эти трое – четверо – пятеро людей – в сознании ребенка представляют одно крепкое целое.
Известно, как тяжело дети переживают смерть близких. Но в этих случаях, перенимая от взрослых их отношение к обрушившемуся на семью несчастью, дети смотрят на смерть, как на свалившееся на них горе, в котором никто из окружающих не виноват.
Смерть родного человека, как бы тяжело она ни переживалась, - все же явление естественное и постепенно сглаживается в памяти ребенка. Дети слышат, как вспоминают покойного и как обычно хорошо о нем говорят.
Совсем не то происходит, когда отец или мать сами покидают семью. Ребенок впервые оказывается перед фактом, то одно целое, которое казалось ему нерушимым, вдруг развалилось. Отец или мать – это, оказывается, случайные люди, как любые чужие люди, живущие в квартире. Отец или мать могут уйти из семьи так же, как домработница, как учительница в школе, переменить семью так же, как меняют место жительства. Это само по себе большое открытие заставляет ребенка по-новому смотреть на людей, на семью. Спросить у кого-нибудь ребенок не решается, так как, не понимая еще хорошенько, в чем дело, он чувствует какую-то большую неловкость, а иногда и стыд, который не позволяет ему вместе с другими детьми гордиться своим отцом (матерью), его работой, заслугами – всем тем, что до сих пор оставляло предмет детской гордости.
Происходит громадная, скрытая от взрослых работа мысли над неразрешимой задачей: почему это произошло? Здесь нет неизбежной причины, здесь не какая-то болезнь или случай унесли отца (мать). Нет, они живы, здоровы, со всеми такими близкими чертами, такие до глубины свои, и вот они вдруг оказываются чужими. Идет переоценка личности отца (матери), идет борьба между чувством к отцу и матери. Эта непосильная для детской психики работа, чувство неловкости за любимого человека, какое-то смутное ощущение чего-то нехорошего, происходящего с семьей, сознание того, что все вокруг непрочно и непостоянно, чувство потери любимого, близкого человека резко меняет весь облик ребенка, нарушает его обычную и спокойную жизнь, нарушает аппетит и сон, меняет обращение с товарищами. Ребенок становится рассеянным, печальным, очень вспыльчивым, без видимой причины лезет в драку или заливается слезами, становится задумчивым и угрюмым. Но, что еще тяжелее, он часто меняет свое отношение и к оставшемуся родителю.
Нам важно выделить только элементы, наиболее существенные в педагогическом отношении, которые дали бы нам возможность понять то, что совершается в этом органе воспитания, и наметить пути жизненного решения этого вопроса.
Прежде всего мы должны отметить в понятии семьи характер коллектива, хотя и сравнительно малого коллектива. Этот коллектив создался на естественной почве жизненной связи и объединен прежде всего основной целью совместной борьбы за существование. Цель эта, конечно, не единственная, но она – в особенности для массовой семьи – является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключается первая сторона семьи, существенная в педагогическом отношении. Нет общества без индивида, но и индивид как человеческая личность мыслим вообще только в обществе и на почве общения. Жизнь в коллективе, открывающем возможность нормального общения с другими, есть не только явление, вытекающее из инстинкта общественного животного, но и неотъемлемое условие всякого воспитания. Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере двух индивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основным средством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечества везде, где возможно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минимальная общественная ячейка, семья.
В течение первого года и вообще в первые годы жизни уход за ребенком представляет одну из самых важных сторон…воспитания. Самым могущественным двигателем для развития чувства в этот период служит подражание. Наилучшая воспитательная среда для ребенка – постепенное общение с матерью, в том случае если мать остается для него кормилицей и няней.
В развитии такого чувства имеют наибольшее значение два момента, анализ которых одинаково важен для нашей цели. Прежде всего у ребенка, который кормится грудью совей матери и пользуется ее материнскими заботами и уходом, устанавливается прочная ассоциация между образом матери и приятными чувствами, которые он испытывает, утоляя голод или избавляясь благодаря ее уходу от множества других неприятных ощущений. Весь акт кормления ребенка с его аксессуарами, с материнской лаской составляет один из самых высших источников детского наслаждения и один из сильнейших стимулов в деле развития начинающихся высших чувств… из этого физиологического источника сближения матери с ее ребенком вырастают будущие чувства человеческой солидарности и альтруизма. Но в материнском уходе за ребенком есть и другая, гораздо более важная сторона. Как известно, материнство, даже у животных, пробуждает альтруистические чувства, которые в другое время животные вовсе не проявляют. В человеческом же существе материнство возбуждает все умственные и нравственные стороны и призывает к жизни все высшие качества, которыми одарена данная личность. В отношении силы чувств из двух родителей женщина занимает первое место, потому что отличается безусловно высшим развитием чувства, чем у мужчин. Это различие становится еще более заметным в период материнства; в эту пору человеколюбие и бескорыстие женщины поднимается на высоту, едва доступно для мужчины. И если только мать остается кормилицей и няней своего ребенка, то умственное и нравственное его развитие наиболее обеспечено в постоянном общении с таким высоким образцом.
Многие волевые движения ребенка суть движения подражательные… В развитии же чувства подражание играет наиболее важную роль и, может быть, составляет единственный внешний источник нравственного развития. Если для интеллектуального развития ребенок организует себе игры, то для развития сложных форм чувства ничего подобного не существует. Все это показывает действительно важное значение присутствия у колыбели ребенка существа, которое охвачено высшими человеческими побуждениями и порывами и потому может служить наилучшим орудием развития чувства ребенка. Таким образом, задача матери гораздо выше, чем обыкновенно понимают ее. Если же принять во внимание важность и значение чувства в психическом прогрессе человека, то только тогда представится в надлежащем свете роль матери и роль женщины как представительницы материнства.[1]
III. Социальная роль семьи
В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых.
Институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу по рождении попадает родившийся индивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки». Она – первый скульптор, который начинает лепить из родившейся особы человеческую личность. Это она намечает первые и основные контуры будущего человека. Она наносит первые и на всю жизнь неизгладимые черты будущего гражданина. Эти черты неизгладимы потому, что они первые; они наносятся тогда, когда душа и тело человека еще чисты от всех воздействий среды. Изгладить «письмена», вписываемые семьей в чистую книгу – родившегося человека, - трудно, почти невозможно. Они будут давать себя знать в течение всей жизни человека, хотя бы сам он не сознавал этого.
Сказанное имеет тем большее значение, что человек находится в исключительной среде семьи не день ни два, а первые три-пять лет своей жизни. Да и последующие годы он продолжает быть под непосредственным влиянием семейной группы. Пожизненность и неизгладимость первых черт, наносимых семьей ребенку, следует прямо из того, что нашим родным языком становится тот, который является языком семьи, наша религия определяется, как общее правило, ею же, наши вкусы, материально правовые понятия и убеждения делаются такими, какими их прививает семья; то же может быть сказано о нашей одежде, манерах, часто вплоть до нашей профессии и социального положения: сын крестьянина в большинстве случаев… делается крестьянином, сын торговца – торговцем, сын родителей интеллигентных профессий – человеком той же профессии и т.д. Даже тогда, когда для ребенка выбирается профессия, отличная от профессии родителей, она опять-таки выбирается и намечается семьей.