Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:32, реферат
В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать , что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Иные взгляды
на развитии семьи высказывал американский
исследовательЛ.Морган. Он исследовал
развитие семьи более чем 200 общественных
групп. В ис-тории человечества Морган
выделил три эпохи : дикость, варварство
и цивилизацию. Согласно Моргану, семья
прошла следующие этапы : кровнородственная,
пуналуальная, полигамия и моногамия.
Пунуальную семью(
групповой брак, охватывающих братьев
с их женами или группу сестёр с
их мужами ) Морган наблюдал в индейских
племенах Северной Америки. Морган пришел
к выводу, что эндогамия и экзогамия
не противоположны друг другу. Он полагал,
что, хотя род был экзогамным, племя, включающее
в себя роды, было эндогамным. Существование
экзогамных племён доказать не удалось.
Подлинно научные
воззрения на семью обосновал
Ф.Энгельс. В своём труде «Происхождение
семьи, частной собственности и
государства» он анализирует семью в её
историческом развитии. Первоначально
это была кровнородственная семья, когда
брачные группы были разделены по поколениям,
так что половая связь между родителями
и детьми была исключена. На смену ей пришла
пунуальная семья, в которой исключалась
половая связь между братьями и сёстрами,
а ещё позднее возникла парная семья, в
которой от женщины, живущей с мужем, требуется
строжайшая супружеская верность.
По мнению Энгельса,
развитие семьи в первобытную
эпоху состоит в непрерывном
сужении круга лиц, из которых состоит
брачный союз. В отличии от прежних форм
семьи, когда у мужчин не было недостатка
в женщинах, теперь женщины стали редки,
и их приходилось искать. Последней формой
семьи, возникшей на пороге ци- вилизации,
явилась моногамия. Господином в ней стал
мужчина-отец, заинтересованный в том,
чтобы удержать собственность в руках
кровных наследни- ков. Состав семьи значительно
ограничивается, верность обязана соблюдать
лишь женщина.
Совсем иных
взглядов на историю древних людей
и их семейно-брачную жизнь при-держивался
финский социолог Э.Вестермак(1862-1939). Он
считал, что ни в первобытном обществе,
ни тем более в позднейшие времена брачным
отношениям не был свойствен промискуитет.
Он отстаивал мнение, что человеку по самой
его природе всегда был свойственно стремление
к моногамии.
Что же касается
некоторых обычаев, в которых
усматриваются пережитки
Вестермарк отвергал
гипотезу Моргана о пуналуальной
стадии развития семьи и без всяких
на то оснований утверждал, что эта
форма нигде обнаружена не было.
Наука располагает
обширной и достоверной информацией,
дающей представление о характере
еврейской, греческой и римской семьи
в древности. Еврейская семья была моногамной.
Главной фигурой в семье был отец. Семья
была многочисленной. Вступая в брак, жених
был обязан заплатить определённую денежную
сумму родителям невесты. Безбрачие религия
рассматривала как святотатство.[1]
В Древней Греции
мужчина имел одну жену. Если жена не
приносила с собой приданого,
такая связь считалась простым
сожительством. Отец был господином
своей законной жены, детей, сожительниц
и рабов. Жены первоначально пользовались
равными правами с мужьями, но затем положение
изменилось. В Афинах и Спарте был распространён
гомосексуализм, половые связи между родственниками
были запрещены.
В более позднюю
эпоху сильное влияние на институт
семьи во многих странах мира оказало
христианство. Оно освящало моногамию,
осуждало многоженство и многомужество.
Превыше всего христианство ставило девственность,
второе место отводилось воздержанию
при вдовстве. Браки христиан с иноверцами
считались греховными.
Церковь определяла
так же правила сексуальных отношений.
Девушка должна была хранить девственность
даже в первую брачную ночь. Позднее было
установлено, чтобы молодожены воздерживались
от сексуальных сношений три дня и три
ночи после свадьбы.
Новую концепцию
супружества как гражданского договора
выдвинул Мартин Лютер. Новые взгляды
на брак позднее сделали возможной практику
разводов.
В период образования
в США существовала относительная
свобода в выборе партнёра по жизни.
Но в отдельных областях США были
запрещены смешанные браки
В дореволюционной
России женщины подвергались откровенной
дискриминации и развод церковь
провозгласила тяжким грехом. Брачно-семейные
отношения несли на себе печать имущественных.
Так, в литовской деревне после
смерти мужа вдова выходила замуж за одного
из младших братье, чтоб не делить имущество.
В восточных и южных национальных окраинах
России семейная жизнь строилась в соответствии
с патриархальными традициями, сохранялось
многоженство. Нередко родители заключали
сделку ещё в младенчестве невесты и жениха
или до их рождения. Наряду с этим практиковалось
похищение невест. Похитив жену или купив
её, муж становился полноправным её владельцем.
У многих народов
Сибири, Севера и Дальнего Востока
сохранялись пережитки родового
строя и полигамии. Семьи жили в самых
примитивных бытовых условиях, практиковалось
сожительство с девочками, не достигшими
половой зрелости.[2]
3.Классификация
семьи.
3.1 Классификация
семьи.
Вопрос о классификации,
типологии семей, с одной стороны,
очень важен, потому что наличие такой
классификации даёт возможность человеку
легче находить себе подобных в бесчисленном
множестве семей, чтобы заимствовать опыт
организации жизни, по аналогии с ними
наиболее удачно решать свои проблемы.
Но с другой стороны он очень сложен. До
сих пор не существует даже более или менее
общепризнанной типологии личности, а
семья ведь является образованием ещё
более сложным. Поэтому о строгой типологии
семьи пока ещё не может быть и речи, но
первые попытки классификации семьи уже
предпринимаются. В частности, семьи различают
по таким параметрам :
1.По семейному
стажу супругов.Здесь выделяют
семьи : · семья молодоженов.
Это только что рождённая
· молодая семья
– следующая стадия( у одних
через полгода-год, а у других
гораздо раньше, если медовый период
сокращается). Это семья, столкнувшаяся
с первыми, для них неожиданными
препятствиями. Здесь супруги вдруг
на собственном опыте открывают,
что одной любви маловато. Появляются
первые размолвки, стремление изменить,
переделать его.
· семья, ждущая
ребёнка. На эту ступень поднимается
молодая семья, ожидающая первенца.
В это время заметно меняется
супруга, неузнаваемым становится отец.
Заботливость молодого мужа по отношению
к жене не знает границ.
· семья среднего
супружеского возраста( от трёх до десяти
лет совместного проживания ).Это
наиболее опасный период её жизни. Потому
что именно в эти годы появляются
скука, однообразие, стереотипность во
взаимоотношениях супругов, разгораются
конфликты и на обозначенный период приходится
большинство разводов.
· семья старшего
супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое
благополучие супругов на этом этапе
во многом зависит от богатства их
личностей, взаимной уступчивости.
пожилые супружеские
пары. Эта разновидность семей
возникает после вступления в
брак их детей, появление внуков.
2.По количеству
детей выделяют такие
· бездетные( инфертильные
) семьи, где в течение 10 лет совместного
проживания не появился ребёнок. Каждая
третья семья из этой группы распадается
по инициативе мужчин.
· однодетная семья.
Таких семей в городах 53,6%, а
в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается
примерно каждая вторая. Но если такая
семья сохраняется, то педагогические
возможности её, условия роста, развития
ребёнка недостаточно благоприятны. Многие
социологи отмечают у этих людей безответственность,
отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.
· малодетная семья(
семья с двумя детьми). Стабильность
семьи с рождением второго ребёнка возрастает,
по наблюдениям социологов в 3 раза.
· многодетная
семья – такою нынче считается
семья, в которой трое и более
детей. В этом типе семей разводы
крайне редки, и если иногда случаются,
то из-за экономической или нравственно-психологической
несостоятельности мужа.
3. По составу
семьи.
· неполная семья
– когда в семье есть лишь один
родитель с детьми. Это происходит
или в результате смерти одного из
супругов, или в результате разводов,
но нередко и в результате внебрачного
рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой
женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях
отличаются большой самостоятельностью,
понятливостью и эмоциональностью.
· отдельная, простая
семья( нуклеарная) Её образуют супруги
с детьми или без детей, живущие отдельно
от родителей. Они обладают полной самостоятельностью
и потому организуют свою жизнь так, как
им хочется самим. Здесь сложены наилучшие
условия для самовыражения, проявление
способностей, личностных качеств каждого
из супругов.
· сложная семья(
расширенная ) – состоит из представителей
нескольких поколений. Ныне, по данным
социологических исследований, примерно
до 70% молодых супругов в возрасте до 20
лет проживают в таких семьях. В такой
семье лучше налажен быт, у молодых больше
свободного времени, реже случаются крупные
ссоры. Вместе с этим в подобных семьях
нередко встаёт вопрос о разводе с родителями
– из-за вмешательств некоторых из них
в жизнь своих детей, мелочной опёки над
ними, из-за естественного стремления
молодёжи к самостоятельности.
· большая семья,
состоящая из трёх и более супружеских
пар( родительская пара и несколько
детей со своими семьями). Но современному
человеку, перегруженным вынужденным
общениям на производстве, они мало
подходят.
4. По типу
главенства семьёй. Различают две основные
разновидности семьи :
· эгалитарная(равноправная)
семья. По данным социологических исследований,
таких у нас насчитывается 60-80%
от общего числа семей. Более всего
они распространены в крупных
городах. Распределение домашних обязанностей
здесь осуществляется демократично, в
зависимости от того, у кого та или иная
работа получается лучше. Борьбы за власть
не происходит, потому что супруги ориентированы
на интересы семьи и не стремятся командовать
друг другом.
· вторая разновидность
– авторитарная семья, основанная на беспрекослов-ном
повиновении одного члена семьи другому.
Из общей массы семей по некоторым данным
одну шестую часть составляют семьи матриархатного
типа, а одну восьмую – патриархатного
типа. Семьи этого типа довольно часто
раздираются борьбой за власть и оттого
полны всевозможных конфликтов, чаще всего
мелких. Но среди них встречаются и довольно
мирные семьи, когда подчинённого вполне
устраивает его роль.
5. По однородности
социального состава.
·социально гомогенные(
однородные ). Таких у нас, по данным социологических
исследований, примерно 70% от общего числа
семей. В этих семьях муж и жена, и их родители
принадлежат к одинаковым слоям общества:
все они рабочие или все служащие. Принадлежность
к одному культурно-профессиональному
слою обеспечивает лучшее взаимопонимание
и между супругами, и между ними и родителями,
оттого атмосфера в таких семьях обычно
спокойная. Но эта же общность происхождения,
интересов, места работы не даёт людям
отключится в семье от производственных
проблем после трудового дня.
·социально гетерогенные(
разнородные ). Их насчитывают 30% от общей
массы семей. Супруги в них
имеют неодинаковое образование, различные
профессии, общих интересов
6. По качеству
отношений в семье.