Семья как главный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание

Введение 3
1. Семья как социальный институт 4
2. Классификация семьи 10
3. Социальные функции семьи 12
4. Семья — среда духовного развития личности 14
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Семья как важнейший социальный институт.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

-  духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.

Изменения в структуре  и функциях семьи, даже внезапные  и революционные, являются вполне естественными  в историческом развитии. Можно сказать, что они сопутствуют развитию индивидуального семейного ядра, где рождение ребенка, брак старших детей и их уход из семьи, другие радостные и печальные события обычно вызывают внезапные и резкие изменения семейной структуры. Однако семья (не особая ее форма, а просто семья) оказалась чрезвычайно гибкой и приспосабливающейся к любым обстоятельствам системой. Именно семья является неотъемлемой частью всех социальных изменений, происходящих в обществе.

Изменения в средней  продолжительности жизни населения, регулирование размеров семьи самими супругами или обществом (например, в современном Китае или Вьетнаме, где законом ограничивается рождаемость), а также другие демографические факторы могут привести к существенным сдвигам цикла жизни семейных единиц. Однако неотъемлемой характерной чертой семейного ядра является то, что оно имеет начало и конец в течение продолжительности жизни одного из супругов, а именно, продолжительности жизни супружеской пары, которая является его основателем.

Социальные  функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства3.

 

4. Семья — среда духовного развития личности

Семья является органической ячейкой общества, ее интересы неотделимы от интересов государства.

Жизнь семьи — это  единство материальных процессов, включающих в себя социально-биологические, хозяйственно-экономические и нравственно-психологические отношения. Моральные связи между членами семьи основаны на чувстве любви, родства, взаимной привязанности, ответственности, долга, семейной чести и достоинства.

Важная особенность  семейных отношений — это учет характера и темперамента каждого  члена семьи, разрешение противоречий, возникающих в повседневной жизни между супругами, родителями и детьми и в детской среде, нахождение путей и средств укрепления психологического контакта в семье.

Семья в современном обществе представляет собой важнейшую ячейку духовных отношений. В основе отношений в семье лежат не только материальная, но и духовная взаимопомощь, духовная заинтересованность в совместном проживании.

Семья — личная сфера  человека, устройство его быта, рождение и воспитание детей, взаимосвязь  поколений, передача культуры, неповторимая эмоционально-психологическая атмосфера любви и привязанности, которая так важна для развития и сохранения человеческой индивидуальности.

Современная семья — это малочисленный коллектив, члены которого тесно связаны между собой общностью жизненных интересов, совместной деятельностью, бытом. Совместная семейная жизнь требует гибкой координации, согласия относительно взаимных прав и обязанностей, одинакового понимания своих ролей.

 Современная семья сосредоточивает основное внимание на осуществлении своей важнейшей социальной функции — воспитании детей. Семья — активный фактор формирования личности, источник развития ребенка как личности.

Личность ребенка формируется  под влиянием совокупности всех общественных отношений, особенно системы тех конкретных отношений, в которых непосредственно протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции,— словом, атмосфера в родном доме часто имеет решающее значение в развитии личности как младших, так и старших школьников. Семья как социальная общность аккумулирует в себе богатство всех общественных отношений.

Область семейных отношений  — одна из самых сложных, характер которых определяется не только родственными или супружескими узами, но и общественно-экономическими, национальными, политическими и другими условиями. И единство разнообразных связей в семье образует сложную систему отношений, в которых находится личность ребенка.

У семейного воспитания есть свои преимущества. Именно в семье выявляется с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей помогает родительская любовь.

В семье воспитываются дети разных возрастных групп. На каждом возрастном этапе есть своя специфика и проблемы воспитания.

Порождает особенности  воспитания и состав, структура семьи. В последние десятилетия снижение рождаемости все больше и больше ведет к распространению одно- и двухдетных семей. Уменьшение числа детей в семье приводит к исчезновению детского коллектива, что особенно заметно в однодетной семье и в семье, где велик интервал между рождением первого и второго ребенка. А. С. Макаренко подчеркивал недостатки семьи с двумя родителями и единственным ребенком. В этой семье меньше взаимосвязей, меньше взаимозависимости и устойчивости. Особенно заметна разнородность ориентации.

Каждая семья может  существовать и развиваться только тогда, когда она имеет какие-то общие для всех ее членов цели и направленность. Успешное выполнение семьей ее функций определяется не только ее внутренним состоянием, но и социальным здоровьем общества4.

 

 

 

 

 Заключение

Общеизвестны факты, свидетельствующие  о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

 Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства.

Семья — это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Жизнь семьи связана  с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением рода, воспитанием нового поколения, а также с нравственно-правовыми и психологическими отношениями.

Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности. Именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта и  житейской мудрости. Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т.е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной гармонии в семье.

 

Список литературы

 

  1. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998.
  2. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000.
  3. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- М.: Эксмо, 2006.
  4. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
  6. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  7. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В. М. Фриче. – Смоленск: Русич, 2002.
  8. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996.

 

 

 

1Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003, 64-70.

2 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. Т. 3.- М.: Изд-во МГУ, 2000, 293-295.

3 Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- М., Эксмо,  2006, с. 74-80.

4 Семейно-бытовая культура/ Под ред. Д. И. Водзинского.- Минск: Народная асвета, 1987, с. 5-7.




Информация о работе Семья как главный институт