Семья, как институт воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 07:21, реферат

Краткое описание

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание

Введение 3
Семья, как институт воспитания 4
Типы отношений 4
Отрицательные факторы 5
Заключение 9
Список литературы: 10

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья является одним  из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – главный институт общества, который включает в себя множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Семья и брак относятся  к явлениям, интерес к которым  всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность  человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья, как институт воспитания

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные нам институты воспитания - это семья и школа. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка и, к поступлению в школу, он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью.

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто, кроме самых близких людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитательное воздействие  семьи, тем не менее, ограничено. Оно  обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и  культурной подготовленности, условий жизни. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога - все эти качества личность приобретает в семье.

Типы отношений

Отношения между людьми в семье включают четыре типа отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические – включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Социальные – содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует.

Вся эта сложная система  отношений оказывает влияние  на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут  существовать как согласие, так и  разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

Совместная жизнь требует  от супругов постоянной готовности к  компромиссу в каждом из названных  видов отношений, умения считаться  с личными интересами и потребностями  партнера, уважать друг друга, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает – взаимное доверие, вежливость, тактичность, доброжелательность, внимательность и т.д.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям.

Отрицательные факторы

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

Основными способами устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей является достижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов.

Они предполагают принятие ими следующих принципов построения взаимоотношений:

1. Не ставить перед  собой задачу обязательно переделать  супруга на свой лад. Гораздо  лучше и проще пытаться понять  его как личность, встать на  его точку зрения, найти разумный  компромисс в том, что кажется  непривычным, необычным, вызывающим  протест, но не является существенным для воспитания детей.

2. Искать и всеми  возможными способами укреплять  общее во взглядах, позициях, особенно  по вопросам воспитания.

3. При возникновении  различий в подходах, которые  неизбежны в силу того, что  люди, вступающие в брак, это уже сформировавшиеся личности, прошедшие значительный жизненный путь, не доводить такие различия до конфликтов. Возникающие разногласия обязательно необходимо обсуждать, заранее допуская право каждого остаться при своем мнении, но вместе с тем стремясь к согласию по как можно большему числу вопросов. В спорах и дискуссиях сторон должен отчетливо проявляться настрой на компромисс.

4. Не стесняться признавать свои ошибки, сомневаться в собственной правоте.

5. Прежде чем критически отнестись  к своему супругу, нужно столь же критически оценить самого себя. Для этого всегда можно найти достаточно много веских оснований.

Для достижения воспитательных целей  в семье родители обращаются к  разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. Похвала родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях, обычно более действенна, чем та, которая получена от холодных и равнодушных родителей. В результате разумного применения поощрений, развитие детей как личностей можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка изменить другим способом практически невозможно. Если все же возникает нужда в наказаниях, то, по возможности, они должны следовать непосредственно за проступком.

Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание  может вызвать у ребенка страх  или озлобленность.

Правила социального поведения, которые  навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен. Установлено, что ребенок быстрее идет на компромисс, если понимает, почему он должен так поступать. Ребенок, которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от родителей, проявляет повышенную агрессивность.

В психологически различных  условиях оказываются и несколько  по-разному должны воспитываться  дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что  со своим первенцем родители обращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются  позднее. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Специфические условия для воспитания складываются в неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков и девочек в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны и больше проявляют тревожность и агрессивность, чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, выросших в таких семьях, мало чем отличается от поведения девочек, воспитанных в полных семьях.

Для всех членов семьи  и, особенно для детей развод является сильным потрясением, нарушающим стабильность. Последствия развода обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, Особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушения душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовлетворенности супружеством, как отцов, так и матерей. Супружеский дискомфорт в свою очередь, ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития.

Наибольшая неудовлетворенность  супружеством имеет место у женщин в период, начиная с беременности и до достижения ребенком шестимесячного возраста, а для мужчины - примерно с шести месяцев после рождения ребенка и до достижения им полутора лет. Эти различия могут приводить к возникновению более или менее выраженного чувства взаимного отчуждения, что в свою очередь служит основанием для серьезных межличностных конфликтов. Чем больше различий возникает между супругами, тем больше конфликтов за этот период времени происходит между ними и тем большую неудовлетворенность супружеством испытывают оба партнера. Такую же отрицательную роль могут сыграть и нереализованные ожидания партнеров, связанные с супружеством.

При изучении таких особенностей родительского стиля поведения, как положительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству, психологами  было обнаружено, что они оказывают  существенное влияние на развитие ребенка. Немовым Р.С. 1 выявлена корреляция2 между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Вместе с тем им не было обнаружено никакой зависимости между удовлетворенностью супругов семейными взаимоотношениями и показателями психологического развития их детей. Последние больше зависели не от того, как родители относятся к браку, а от того, как это на практике преломляется в их поведении при общении с ребенком (стиль родительского поведения). Этот стиль был стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей.

Матери, удовлетворенные  своим браком, проявляют больше теплоты  и меньше сердятся на своих сыновей, в то время как удовлетворенные  браком отцы более авторитарны по отношению к дочерям. Те родители, которые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с другом, обнаруживают и большую степень авторитарности в межличностных отношениях с дочерьми.

Супружеская неудовлетворенность  до рождения ребенка, как выяснилось, может привести к супружескому дискомфорту  четырьмя годами позднее, что, в свою очередь, связано с возникновением напряженности в отношениях родителей друг с другом и с ребенком.

Различные сферы развития детей связаны с разными проявлениями внутрисемейных отношений. Когнитивное  развитие ребенка в наибольшей степени зависит от того, как каждый из родителей справляется с его обучением. Оценка поведенческих проблем наиболее значительно связана с поведением родителей в отношении друг друга.

Взаимозависимость личностных характеристик родителей, стиля  родительского поведения и уровня развития ребенка является разной для отцов и сыновей, матерей и сыновей, отцов и дочерей, матерей и дочерей.

Одним из наиболее интересных наблюдений, сделанных психологами, было то, что предсказать отношение  отца к сыну в зависимости от удовлетворенности отца своим браком практически невозможно. В противоположность этому неудовлетворенность супружеством мужчины вела к проявлению им меньших положительных эмоций и меньшей авторитарности в отношении дочери. Удовлетворенность браком со стороны женщины была достоверно связана с характером взаимоотношений, как с сыновьями, так и с дочерьми. Таким образом, важные показатели уровня развития ребенка определяются не столько индивидуальными качествами родителей, сколько отношениями, сложившимися в семье в первые годы ее существования. То, как матери и отцы справляются с формированием семьи в первые 3,5-4,0 года ее существования, определяет готовность ребенка к обучению в школе и его последующее развитие.

Информация о работе Семья, как институт воспитания