Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:29, контрольная работа
Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья считается одним из фундаментальных
институтов общества, придающим ему стабильность
и способность восполнять население в
каждом следующем поколении. Одновременно
семья выступает малой группой – самой
сплоченной и стабильной ячейкой общества.
На протяжении своей жизни человек входит
в состав множества самых разных групп
– группу сверстников или друзей, школьный
класс трудовую бригаду или спортивную
команду, - но лишь семья остается той группой,
которую он никогда не покидает.
Социальный институт представляет
собой совокупность людей, учреждений,
материальных средств, обеспечивающих
устойчивость социальных связей и отношений
в обществе.
.Семья как важнейший
социальный институт
Классическим примером простого
социального института является институт
семьи. А.Г.Харчев определяет семью как
основанное на браке и кровном родстве
объединение людей, связанное общностью
быта и взаимной ответственностью. Первоначальную
основу семейных отношений составляет
брак.
Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Но семья, как правило, представляет
более сложную систему отношений, чем
брак, поскольку она может объединять
не только супругов, но и их детей, а также
других родственников. Поэтому семью следует
рассматривать не просто как брачную группу,
но как социальный институт, то есть систему
связей, взаимодействий и отношений индивидов,
выполняющих функции воспроизводства
человеческого рода и регулирующих все
связи, взаимодействия и отношения на
основе определенных ценностей и норм,
подверженных обширному социальному контролю
через систему позитивных и негативных
санкций.
Семья как социальный институт
проходит ряд этапов, последовательность
которых складывается в семейный цикл
или жизненный цикл семьи. Исследователи
выделяют различное количество фаз этого
цикла, но главными среди них являются
следующие:
1) вступление в первый брак
- образование семьи;
2) начало деторождения - рождение
первого ребенка;
3) окончание деторождения -
рождение последнего ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление
в брак и выделение из семьи последнего
ребенка;
5) прекращение существования
семьи - смерть одного из супругов. На каждом
этапе семья обладает специфическими
социальными и экономическими характеристиками.
В социологии семьи приняты
такие общие принципы выделения типов
семейной организации. В зависимости от
формы брака выделяются моногамная и полигамная
семьи.
Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право иметь несколько жен.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.
Нуклеарная семья представляет
собой супружескую пару с детьми, не состоящими
в браке. Если некоторые из детей в семье
состоят в браке, то образуется расширенная,
или сложная, семья, включающая в себя
два или более поколений.
Семья как социальный институт
возникла с формированием общества. Процесс
формирования и функционирования семьи
обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.
Такими, например, как ухаживание, выбор
брачного партнера, сексуальными стандартами
поведения, нормами, которыми руководствуются
жена и муж, родители и дети и т. д., а также
санкции за их невыполнение. Эти ценности,
нормы и санкции представляют собой принятую
в данном обществе исторически изменяющуюся
форму отношений между мужчиной и женщиной,
посредством которой они упорядочивают
и санкционируют их половую жизнь и устанавливают
их супружеские, родительские и иные родственные
права и обязанности.
На первых этапах развития общества
отношения между мужчиной и женщиной,
старшими и младшими поколениями регулировались
племенными и родовыми обычаями, представлявшими
собой синкретические нормы и образцы
поведения, базировавшиеся на религиозных
и нравственных представлениях. С возникновением
государства регулирование семейной жизни
приобрело правовой характер. Юридическое
оформление брака налагало определенные
обязанности не только на супругов, но
и на государство, санкционирующее их
союз. Отныне социальный контроль и санкции
осуществляло не только общественное
мнение, но и государственные органы.
Для понимания семьи как социального
института большое значение имеет анализ
ролевых отношений в семье.
Семейная роль - один из видов
социальных ролей человека в обществе.
Семейные роли определяются местом и функциями
индивида в семейной группе и подразделяемости
в первую очередь на супружеские (жена,
муж), родительские (мать, отец), детские
(сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные
и внутрипоколенные (дед, бабка, старший,
младший) и т. д. Исполнение семейной роли
зависит от выполнения ряда условий, прежде
всего, от правильного формирования ролевого
образа. Индивид должен четко представлять
себе, что значит быть мужем или женой,
старшим в семье или младшим, какого поведения
ждут от него, какие правила, нормы диктует
ему то или иное поведение. Для того, чтобы
сформулировать образ своего поведения,
индивид должен точно определить свое
место и место других в ролевой структуре
семьи. Например, может ли он исполнять
роль главы семьи, вообще или в частности,
главного распорядителя материального
достояния семьи. В этом плане немаловажное
значение имеет согласованность той или
иной роли с личностью исполнителя. Человек
со слабыми волевыми качествами, хотя
и старший по возрасту в семье или даже
по ролевому статусу, например, муж, далеко
не подойдет к роли главы семьи в современных
условиях. Для успешного формирования
семьи немаловажное значение также имеет
чувствительность к ситуационным требованиям
семейной роли и связанная с ней гибкость
ролевого поведения, которая проявляется
в способности без особых затруднений
выходить из одной роли, включаться в новую
сразу, как этого потребует ситуация. Например,
тот или иной богатый член семьи играл
роль материального покровителя других
ее членов, но его финансовое положение
изменилось, и изменение ситуации сразу
же требует изменения его роли.
В современном обществе наблюдается
процесс ослабления семьи как социального
института, изменение ее социальных функций,
неролевых семейных отношений. Семья утрачивает
свои ведущие позиции в социализации индивидов,
в организации досуга и других важнейших
функциях. Традиционные роли, при которых
женщина вела домашнее хозяйство, рожала
и воспитывала детей, а муж был хозяином,
часто единоличным собственником имущества,
и обеспечивал экономическую самостоятельность
семьи, заменились ролевыми, при которых
подавляющее большинство женщин в странах
с христианской и буддистской культурами
стали участвовать в производственной,
политической деятельности, экономическом
обеспечении семьи и принимать равное,
а иногда ведущее участие в принятии семейных
решений. Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло за
собой ряд позитивных и негативных для
общества последствий. С одной стороны,
оно способствовало росту самосознания
женщины, равенства в супружеских отношениях,
с другой стороны, усугубило конфликтную
ситуацию, воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости
и увеличивая уровень смертности.
Семья как малая
группа
Отличительные особенностями
семьи как малой группы общества состоит
в следующем:
1. Семья представляет собой особого
рода союз между супругами, отличающийся
духовной общностью, глубокими интимно
– доверительными отношениями;
2. В семье преобладают доверительные
отношения между супругами и детьми;
3. Собственность семьи проверяется
в способе его формирования: люди вступают
в брак на основе взаимных симпатий, духовной
близости.
Для социологической теории
семьи большой интерес представляет об
эволюции типов семей и тех трансформациях,
которым она подвергалась в условиях современного
индустриального общества. Известно, что
в аграрном обществе господствовала расширенная
семья, которую иногда называют патриархальной.
При переходе от аграрного общества
к индустриальному произошла демографическая
революция, результатом которой явилось
возникновение нового типа семьи нуклеарной,
или малодетной, получившей особое распространение
в урбанизованных районах.
Важную роль в семейно – брачных
отношения играют тенденции семьи. Тенденции
– это более или менее устойчивые, повторяющиеся
явления, факты, события, которые уменьшаются
или увеличиваются по отношению к какому
– либо начальному периоду.
Свойственная современному
обществу тенденция превращения семьи в «дружеский интимный союз»
позволяет в отдельных случаях адоптироваться
к требованиям социально – профессиональной
структуры общества. В некоторых социальных
слоях общества начинает создаваться
новый тип семьи, успешно сочетающий в
себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи
их профессиональные интересы, связанные
с ориентацией на достигаемый статус,
то есть карьеру. Этот тип получил название бикарьерной семьи. На западе
это форма получила распространение в
верхних слоях общества, у нас в некоторых
слоях интеллигенции.
2. Понятие семьи и брака
Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечи-вающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
вступление в брак – образование семьи;
начало деторождения – рождение первого ребенка;
окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
"пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими п околениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится:
на физиологические и сексуальные потребности;
экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
социальные потребности в общении;
престижные потребности в признании;
духовные потребности в самореализации.
Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.
Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:
по типам поселения – городская и сельская;
по составу – расширенная и нуклеарная;
по наличию родителей – полная и неполная (монородительская) и т. д.
Брак также может быть классифицирован. Например, по таким основаниям:
по степени формализации – фактически и юридически;
по однородности социального положения супругов - гомогенный и гетерогенный.
Исторические формы брачно-семейных отношений
Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. В истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
Информация о работе Семья как малая группа и социальный институт