Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 16:40, статья
Представляется, что без обращения к анализу студенческой социализации невозможно раскрыть механизм социокультурного и духовного воздействия родительских семей на учащуюся молодежь. Именно в этом исправно работающем механизме, определяющем преемственность поколений, и состоит будущее страны. Специфика нашего подхода состоит в изучении проблем социализации современного российского студенчества с позиции, которая включает в себя сравнительный анализ следующих характеристик семьи: образовательный уровень родителей, уровень их материальной обеспеченности и профессиональный статус.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Рецензия на статью: «Семья как основной агент базовой социализации студентов ВУЗов»
Выполнила:
студентка
2 курса
ФСН, социология
Кирьянов
Анастасия Алексеевна
Рецензия на статью: «Семья как основной агент базовой социализации студентов ВУЗов»
Авторы данной статьи: Филоненко Виктор Иванович - доктор социологических наук, декан факультета социологии и политологии Южного Федерального Университета (E-mail: dekanat-soc-pol@yandex.ru), Лепин Александр Петрович - инженер кафедры теоретической социологии факультета социологии и политологии того же университета, аспирант Ростовского-на-Дону технологического института сервиса и туризма ЮРГУЭС (E-mail: alexlepin@bk.ru).
Статья представлена в журнале Социологические исследования 2013 № 6.
Аннотация. Представлены результаты сравнительного анализа социологических исследований студентов вузов Ростовской области, проведенных в 2006 и 2011 гг. Семья рассматривается в качестве основного агента базовой социализации студентов, анализируются ресурсные возможности семей (социальный статус, материальное положение, уровень образования членов семьи).
В данной статье можно выделить такие причины, с которыми сталкивается семья при поступлении абитуриента в ВУЗ:
Авторы говорят о том, что французские социологи Д. Берто и И. Берто-Вьям, работая над вопросами социальной стратификации, социальной мобильности, в качестве базового элемента выделяли семейную ячейку, а не индивида, тем самым развивая концепцию антропономии. Социальное положение человека (а значит его будущее) в данной концепции определяется не только профессией, его индивидуальными характеристиками и жизненными ориентациями, но и исходной позицией жизненного старта, определяемой положением родительской семьи в классовой структуре. Д. Берто и И. Берто-Вьям исходят из того, что "...в классовом обществе желаемый статус не может быть передан от родителей к детям; родители могут лишь обеспечить доступ или передать элементы (экономические, культурные, социопространственной локации), с помощью которых этот социальный статус может быть сконструирован". Действительно, именно родительские семьи делают мир высшего образования доступным для своих детей. Родители часто влияют на выбор первого места работы молодого человека, от которого зависит вся последующая его карьера. Дело здесь не в том, что семья является важнейшим институтом социализации личности - это бесспорно, а в том, что "постоянно возрастает вклад семьи с ее не только материальными, но и культурными ресурсами в воспроизводство капиталов новых поколений".
1. Месторасположение ВУЗа
Представляется, что без обращения к анализу студенческой социализации невозможно раскрыть механизм социокультурного и духовного воздействия родительских семей на учащуюся молодежь. Именно в этом исправно работающем механизме, определяющем преемственность поколений, и состоит будущее страны. Специфика нашего подхода состоит в изучении проблем социализации современного российского студенчества с позиции, которая включает в себя сравнительный анализ следующих характеристик семьи: образовательный уровень родителей, уровень их материальной обеспеченности и профессиональный статус.
Для того чтобы аргументировать данные точки зрения были взяты результаты социологических исследований, проведенных в 2006 и 2011 гг. в ВУЗах Ростова-на-Дону и Ростовской области. (Анкетирование 2006 года охватило 2723 студентов 1-5 курсов, 12 вузов, Ростовской области; в 2011 году – 4065 студентов 1-5 курсов, 16 вузов).
Результаты социологических исследований подтверждают гипотезу российских исследователей о том, что в последние годы в нашей стране изменяется модель семейной социализации. Главное направление этих изменений - переход от традиционалистских к современным (модернистским) образцам поведения.
В ведущих вузах Дона, согласно результатам социологических исследований, начинает преобладать парентократическая модель, в которой образование детей в возрастающей степени зависит от благосостояния и желания их родителей, нежели от их собственных способностей и усилий. Вполне естественно, что преимущество имеют те из молодых людей, кто проживает в Ростове-на-Дону и городах Ростовской области или те, чьи родители способны оплатить обучение студента и его проживание в городе.
В настоящее время контингент студентов ведущих вузов Дона преимущественно формируется из абитуриентов, проживающих в городах и сельских поселениях Ростовской области. До поступления в вуз 30% абитуриентов проживали в областном центре, 39% - в городах области, а 26% - в сельских поселениях. В этом контексте интересна взаимосвязь проживания родительской семьи на территории Ростовской области и уровня образования родителей.
Фиксируется значительный отток иногородних студентов из ведущих вузов Дона: с 10% до 3% упало число студентов из других городов России, до 1% снизилась доля сельских жителей из других регионов. В 2006 г. этот показатель был равен 5,6%. Авторы объясняют это отсутствием у семей достаточных средств для оплаты проживания ребенка, страхом перед большим городом, нежеланием самих детей уезжать на большое расстояние от родителей.
Авторы делают выводы на основе только одного города, но если брать такие города как. Санкт – Петербург, Москва, то в них будет достаточное число иногородних студентов из других городов. Так как те родители, которые могут оплатить образование, отправляют в более крупные города и более престижные ВУЗы.
2. Выбор ВУЗа
Следующий барьер – социокультурный. В каком ВУЗе будет учиться молодой челок.
Это зависит от:
Доминирующей группой в структуре донского студенчества являются выходцы из семей, в которых отец - руководитель предприятия, учреждения или структурного подразделения, их доля с 7 - 8% в 2006 г. выросла до 12 - 15% в 2011 г. Среди матерей студентов доля руководителей меньше, но она увеличивается до 8 - 9% (в 2006 г. - только 7,4% и 7,6%). Самая многочисленная в 2006 г. группа студентов, отмечающая, что профессия их матери - специалист технического, гуманитарного, экономического или медицинского профиля, в 2011 г. сократилась на 6,4 % и составила 23%. Стабильно низким остается число донских студентов из семей рабочих, в первую очередь, неквалифицированных (у 3% студентов рабочие - отцы, у 2% - матери).
Студенчество Дона пополняется представителями семей, один или оба родителя которых являются владельцами фирм, имеют собственное дело. Социологический опрос зафиксировал уменьшение, по сравнению с 2006 г., числа студентов из предпринимательских семей в сельскохозяйственных вузах области с 10% - 12% до 3% - 7%, в инженерно-технических вузах областного центра и городов области с 12% - 15% до 6 - 9%.
3. Выбор специальности
В настоящее время семьи предпринимателей выбирают для своих детей экономику, управление, право и медицину.
Эти обстоятельства предопределяют относительно высокий экономический статус большинства студентов: более 80% респондентов относят себя к числу благополучных в материальном отношении, менее 1% студентов характеризуют свое положение как бедственное.
Исследование подтвердило деятельное участие большинства родителей в поступлении детей в вузы. По их рекомендации выбор специальности/вуза осуществляют более 30% респондентов. Здесь наблюдается большая разница между учебными заведениями в зависимости от их профиля и местонахождения. Для сельскохозяйственных и инженерно-технических вузов избрание специальности родительской семьей становится традиционным. В сельскохозяйственных вузах каждый второй студент указывает, что избрание специальности было сделано его родителями, тогда как в инженерно-технических об этом говорит каждый четвертый абитуриент.
Влияние родителей на формирование профессиональной ориентации молодого человека несомненно и в том случае, если избранная абитуриентом специальность совпадает с профессией одного из родителей.
Также была установлена взаимосвязь между выбором профессии по рекомендации родителей и их образовательным статусом. Чем ниже образование отца, тем реже абитуриент прислушивается к мнению членов семьи в выборе специальности, и тем чаще основным мотивом выбора для студентов из семей с низким образовательным статусом является спрос специальности на рынке труда.
4. Отношение в семье
Важным критерием, характеризующим роль и место семьи в процессах базовой социализации студенчества является уровень и качество взаимоотношений молодых людей с родителями. Традиционно семья считается агентом первичной социализации, но ее "полезность" сохраняется и в студенческой среде. Это происходит во многом благодаря "размытости" социальных связей между социальными институтами, увеличению степени свободы действий для индивидов, резкому увеличению "программ социализации", выбор которых становится прерогативой личности, наконец, виртуализации общества.
Чем крепче взаимоотношения студента с семьей, тем больше среди них процент учащихся, которые не имеют постоянных подработок (работы). На это указывают от 56% до 58% опрошенных нами студентов. Однако если им приходится подрабатывать, то более 20% респондентов указывают, что они работают по специальности, которую получают в вузе. Наконец, более 40% студентов (а среди тех, кто считает своих родителей примером и образцом для подражания почти 50%) опрошенных характеризуют свое материальное положение как хорошее.
Противоположной "благополучным" студентам является категория "отчужденных" - группа респондентов, у которых с родителями складываются напряженные отношения (2%), которых раздражают устаревшие привычки родителей (3%), которые не допускают родителей в личную жизнь (6%). Они проявляют настороженное, и даже негативное отношение к родительской семье, ее ценностям. Таковых студентов в целом сравнительно немного, но, на наш взгляд, их воздействие нельзя не учитывать, анализируя процессы студенческой социализации.
Авторы выделили еще одну категорию студентов, помимо "благополучных" и "отчужденных", назовем их "потребителями". Для них семья - источник бытового комфорта и денег (7%), а также территория мирного сосуществования, на которой члены семьи не вмешиваются в жизнь друг друга (8%). Авторы приходят к выводу, что представители выделенной третьей категории в недалеком будущем будут определять "лицо" современного российского студенчества.
5. Вывод
Данная статья рассматривает одну из самых актуальных проблем современной России – проблему взаимоотношений семьи и студента. Семья дает будущему специалисту набор базовых ценностей косвенно, а в некоторых случаях и прямо влияет на выбор высшего учебного заведения, специальности, а также влияет на учебную активность студента.
Авторы делают вывод о том, что вузам в социализационно-воспитательной работе со студентами необходимо использовать ресурсный потенциал родительской семьи, поскольку на различных этапах обучения, при переходе от курса к курсу нами четко прослеживается взаимосвязь между первичной (семейной) и вторичной (вузовской) социализациями студенческой молодежи. Я согласна с авторами ведь на всем протяжении поступления в ВУЗ и учебе в нем родители постоянно находятся рядом с нами, и направляют нас.
Статья полностью соответствует названию, но главным недостатком, по моему мнению, является то, что авторы использую результаты только одного города, не рассматривая такие крупные города как Москва и Санкт – Петербург.
Информация о работе Семья как основной агент базовой социализации студентов ВУЗов