Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

Что же такое семья? Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Содержание

1. Понятие семьи и её социальная сущность. Типы семьи…………3
2. Функции семьи……………………………………………………...7
3. Дисфункции современной российской семьи и пути их преодоления…………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по социологии.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

«Калининградский Государственный Технический Университет»

ФГОУ ВПО «КГТУ»

 

Кафедра социальных наук, педагогики и права

 

 

Контрольная работа

по социологии

Тема: Семья как социальный институт

Выполнил студент группы 08-КМ

Пилипавичюс Андрюс Гинтаро

 

Контрольная работа сдана                            Контрольную работу проверил:            

«  »_______________2010г.                            к.с.н., доцент, Кретов Ю.А.

К защите:______________

Контрольная работа зачтена

_______________________

(дата, подпись преподавателя)

 

 

Калининград

2010

Содержание

1. Понятие семьи и её социальная сущность. Типы семьи…………3

2. Функции семьи……………………………………………………...7

3. Дисфункции современной российской семьи и пути их преодоления…………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие семьи и её социальная сущность. Типы семьи

Что же такое семья? Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Но, пожалуй, наиболее точным и правильным будет определение, которое дал российский социолог А.Г. Харчев:

Семья­­ – это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Что же касается социальной сущности семьи, то согласно российским социологам А.И.Антонову и М.В.Медкову («Социология семьи», 1996), социальная сущность семьи заключается в выполнении ею функции воспроизводства. Воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институт, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

Теперь разберёмся с типами семьи.

В зависимости от форм брака, семьи бывают:

1) моногамная семья — состоящая из двух партнёров

2) полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

        Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

        Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от состава:

1) простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

- элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

- полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

- неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

- составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

2) сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

1) родительская — это семья, в которой человек рождается

2) репродуктивные — семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

1) матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

2) патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

3) неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей

В зависимости от количества детей:

1) бездетная, или инфертильная семья;

2) однодетная семья;

3) малодетная семья;

4) среднедетная семья;

5) многодетная семья.

При всём при этом существуют 3 основных типа семьи:

1) Традиционная, патриархальная семья; в семье минимум 3 поколения, роль лидера в руках старшего мужчины в семье. Для такой семьи характерны экономическая зависимость женщины от супруга, функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (по принципу «муж-кормилец, жена-хозяйка»).

2) Нетрадиционная семья; в ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение на мужские и женские обязанности без достаточно на то объективных экономических оснований (эксплуататорский тип семьи, поскольку наряду с правом на равное участие в общественном труде, женщина получает «исключительное право» на домашний труд).

3) Эгалитарная семья (семья равных). Для такой семьи характерны справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость в решении бытовых услуг, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений и эмоциональная насыщенность отношений.

 

2. Функции семьи

Как и любой другой социальный институт, семья также выполняет определённые функции. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия, характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Вот наиболее важные из них:

Репродуктивная функция

Данная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Наиболее важная из всех функций семьи. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это – самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 25-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.

В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов.

Основными факторами, обусловливающими сокращение величины семьи, являются: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т.д.

Воспитательная функция

Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребёнка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребёнка.

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Возможность воспитательного воздействия на ребёнка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших го младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребёнку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требование родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Семья, функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены семьи осуществляют функцию средств жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, т.е. экономическую функцию. Успешное осуществление семьёй данной функции позволяет ей непосредственно включиться в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на неё и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния семьи как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворённость обоих супругов как бытовой устроенность семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряжённости и конфликтности, возникающей тогда, когда в семье хозяйничает один из супругов.

Функция социального контроля, особое место занимает у молодого поколения. Её содержание составляют моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами семьи.

Функция духовного общения обеспечивает развитие членов семьи, их духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений и моральную ответственность друг перед другом.

Функция культурного наследия, благодаря которой, семья поддерживает культурную непрерывность общества путём передачи культурного наследства следующим поколениям.

Функция эмоционально-психологического стабилизатора заключается в том, что семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребление интимной совместной жизни, даёт ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие, а поэтому предотвращает дезинтеграцию личности.

Семья выполняет в обществе социально-статусную функцию, определяющую важную роль семьи в воспроизводстве социальной структуры общества. Её содержание реализуется в предоставлении членам семьи определённого статуса и в удовлетворении их потребностей в социальном продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям.

Досуговая функция семьи имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.

Невозможно представить семью без выполнения ею сексуальной функции, без которой невозможно осуществление репродуктивной и некоторых других функций. Сексуальная функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей мужа и жены и определённый контроль за способами реализации этих потребностей, направленность которых должна переходить от сексуальных ориентаций от «Я» к «Мы» - концепции.

3. Дисфункции современной российской семьи и пути их преодоления

В своём единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

Информация о работе Семья как социальный институт