Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:34, реферат
Задачи:
1. Дать определение понятию «социальный институт»
2. Изучить социальные функции семьи и этапы ее развития
3. Рассмотреть семью как один из важнейших социальных институтов.
Введение______________________________________________________3
1.Понятие социальный институт__________________________________ 5
2. Семья как социальный институт________________________________ 6
2.1.Жизненный цикл семьи___________________________________6
2.2. Функции семьи____________________________________________ 7
3. Кризис семьи и её будущее__________________________________ 11
Заключение_______________________________________________ 15
Литература__________________
3. Кризис семьи и её будущее
Совершенно очевидно, что семья, как и
общество в целом, переживает сегодня
глубокий кризис. Являясь первичным элементом
общества, она дает в миниатюре картину
тех же противоречий, которые присущи
и обществу. Важно разобраться, что же
происходит с семьей сегодня? Каково ее
будущее? Не секрет, что современная семья
переживает кризис.
Проявлениями этого кризиса служат такие
показатели, как падение рождаемости,
нестабильность семьи, рост количества
разводов, появление большого числа бездетных
семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный
отказ от рождения единственного ребенка;
массовый отказ от детей, сдача их в родильные
или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители,
бегство детей из дома; жестокое обращение
с детьми вплоть до лишения жизни своих
детей.
Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.
При этом четко прослеживается и другая
тенденция – снижение количества многодетных
семей и рост семей с детьми-инвалидами
и неполных.
Причина кризисного положения
семей можно условно разделить на экономические
и социальные. Экономические - такие как
потеря работы, невыплата заработной платы
или пособий, низкий уровень оплаты труда
- являются наиболее характерными.
Среди социальных причин часто встречаются
такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих
супругов. Как правило, этому сопутствует
низкий культурный уровень, бездуховность,
безответственность перед детьми. Ребенок,
растущий в такой семье, часто неуравновешен,
психологически подавлен, формирует стереотипы
общественного поведения неадекватные
общей социальной и культурной среде.
Очень часто дети именно из таких семей
- трудные дети, трудные подростки, из числа
рекрутируются юные правонарушители.
Испытание семьи на прочность
происходит под воздействием тотального
кризиса, переживаемого обществом, глубинная
природа которого носит цивилизационный
характер. При прогнозировании семейно-брачных
отношений следует иметь в виду, что семья
оказалась под прицелом не одной, а сразу
нескольких глобальных тенденций, затронувших
и наше общество.
При отсутствии государственной программы
адаптации семьи к переходному состоянию
общества семья сама методом проб и ошибок,
ценой больших лишений “нащупывает”
механизмы выживания. В современных условиях
значительно изменяются социальные функции
семьи. Например, большим преобразованиям
подвергается экономическая функция семьи.
Рыночные отношения значительно ускорили
отказ от патерналистского, иждивенческого
сознания семьи и понимание того, что выживание
семьи — дело рук самой семьи (по принципу
“Спасение утопающих — дело рук самих
утопающих”). На основе изменения
отношений собственности семья все чаще
начинает выступать хозяйственно- экономической
единицей различных альтернативных видов
собственности: семейной, арендной, фермерской,
индивидуальной, кооперативной, личной
приусадебной и др. Семья ищет внутренние
резервы выживания, по-своему осваивая
новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую,
челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую.
Развитие современной
семьи во многом связано с возрастанием
роли и значения личностного потенциала
в семейных отношениях.
Это обусловлено действием таких факторов,
как переход к рыночным отношениям, правовому
государству, информационным технологиям.
Что в свою очередь требует наибольшего
раскрытия творческого потенциала личности,
возможностей ее социальной адаптации.
Складывается новое отношение к каждому
члену семьи как персоне, что порождает
по существу новую важнейшую функцию семьи
— персоналитарную (от лат. persona — особа,
личность). Это означает формирование
такого типа семьи, где высшей ценностью
станут индивидуальность личности, ее
права и свободы, где будут созданы условия
для творческого развития и самовыражения
каждого члена семьи, включая родителей
и детей, на основе уважения достоинства
личности, любви и согласия. Серьезным
изменениям подвергнется и репродуктивная
функция семьи. Социологи заметили, что
в городах детей рождается меньше, чем
в сельской местности. На количество детей
в семье влияет не только урбанизация
и связанная с ней экология, но и уровень
образования женщины [4].
Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.
Алгоритм “качество информационного производства — качество информационного работника — качество жизни неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье. Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена несознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения. Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.
Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери).
Семья как социальный институт представляет собой добровольный союз двух человек. При этом в такие союзы объединяются люди со схожими интересами и потребностями, вместе им легче добиваться желаемого, вместе они чувствуют себя в безопасности. Современная семья переживает сложный период развития: осуществляя переход от традиционной модели к новой, меняются виды семейный отношений. Раскрывая тему реферата, я попыталась остановить свое внимание на особо важных задачах: определила понятие «социальный институт», изучила социальные функции семьи и этапы ее развития, проследила причины кризисного положения семей и пути их решения.
Вывод: в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.
1. Бедный М.С. Семья–здоровье–общество М.С Бедный - М.;
Просвещение, 2007. – 349с.
2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учеб. пос./ Е.М. Бабосов [текст] – Минск; Тетра Системс, 2006. – 269с.
3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пос./ И.В. Гребенников– М.: Просвещение, 2007. – 275с.
4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ И.С. Голод – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 2006. – 365с.
5. Добреньков, В. И.Социальные институты и процессы В.И. Добреньков, А. И. Кравченко - М.: МГУ, 2005. – 412с.
6. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пос./ Л.Г. Ионин– М.: Логос, 2004. – 312с.
7. Кравченко, А.И. Основы социологии: Учеб. пос./ А.И. Кравченко – М.: Академ. Проект, 2006. – 298с.
8. Лавриенко, В.Н Социология семьи В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. – 349с.
9.Мальтникова, Н.П. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие / Н.П. Мальтникова.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009.-248 с.
10. Прокопова , М.В Основы социологии: Учеб. пос./ М.В. Прокопова– М.: Издательство РДЛ, 2001. – 324с.
11. Харчев Г. Г. Брак и семья в СССР. М., 1974.
12.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной
собственности и государстваФ. Энгельс
— СПб: Азбука, 2009. — 256 с
13. М.Б. Глотов «Социологические исследования» - ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук 2003. № 10. С. 13–19.