Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

В. Гюго называл семью «кристаллом общества», а Ф.Адлер считал: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Социальная сущность семьи и брака…………………………………………5
2. Функции семьи в современном индустриальном обществе………………..7
3. Дисфункции современной российской семьи и пути их преодоления…….9
Заключение………………………………………………………………………14
Литература……………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Социология К.р..docx

— 40.09 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Социальная сущность  семьи и брака…………………………………………5

2. Функции семьи в современном  индустриальном обществе………………..7

3. Дисфункции современной  российской семьи и пути их  преодоления…….9

Заключение………………………………………………………………………14

Литература……………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В. Гюго называл семью  «кристаллом общества», а Ф.Адлер считал: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического  развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.

Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, что, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Ценностный подход к семье  как к социокультурному явлению  осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Понятие семья не следует  путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему  отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальная сущность  семьи и брака

 

Семья представляет собой  более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и  их детей, а также других родственников  или просто близких супругам и  необходимых им людей.

Брак - это исторически  обусловленная, санкционированная  и регулируемая обществом форма  отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности  по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности.

Семья - это сплав трех любовей: супружеской, родительской и  детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов  и целей, ответственности, взаимного  уважения.

Существуют следующие  общие принципы выделения типов  семейной организации и семей. В  зависимости от формы брака различают  моно и полигамию. Моногамная семья - такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.

Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из двух или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак - образование  семьи;

2) начало деторождения - рождение  первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) вступление в брак  и выделение из семьи последнего  ребенка;

5) прекращение существования  семьи - смерть одного из супругов.

Тип семьи определяется по следующим признакам:

- социально-классовый признак  (например: семья рабочего, семья  представителя бизнеса);

- по типу населения  (городская, сельская);

- по национальному признаку (однонациональная, многонациональная);

- по времени существования;

- по количеству членов  семьи;

Кроме того выделяются типы семьи по особым условиям семейной жизни, например студенческая семья, семья  артистов и т.д.

Союз мужчины и женщины  должен удовлетворять не только биологические  потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.

Лучшим возрастом для  вступления в брак считается возраст  от 20 до 24 лет. Прежде чем вступить в  брак, нужно оценить общность жизненных  интересов, уровень развития, серьезность  намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Необходимо начинать вырабатывать качества бережного  отношения друг к другу еще  до брака, в период знакомства.

Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Брак заключается в  органах записи актов гражданского состояния.  
Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

2. Функции семьи  в современном индустриальном  обществе

 

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и  обществом, динамику семейных изменений  на разных исторических этапах. Современная  семья утратила многие функции, цементировавшие  её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть  функций являются устойчивыми к  изменениям, в этом смысле их можно  назвать традиционными. К ним  можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному);

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет  в зависимости от активизации  этой функции, то есть в настоящее  время семейное существование в  значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных  отношений.

 

 

3. Дисфункции современной  российской семьи и пути их  преодоления

 

Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей  истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных  ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее  время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье.

Конечно, этот процесс изменения связан с изменением всей остальной общественной жизни. По мере того как изменяются основы современного общества, изменяется и семья.

Современная семья представляет собой союз, во-первых, мужа и жены, затем родителей и детей и, в-третьих, более широко, союз родственников  и свойственников.

Сначала мы рассмотрим ослабление связи супругов. Из чего видно, что  союз супругов становится все более  и более непрочным? Доказательством  служит многое:

• все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа";

• уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака";

• рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины;

• рост проституции;

• падение рождаемости детей;

• уничтожение религиозной основы брака;

• все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством.

Эти факты, если они действительно  верны, достаточны для того, чтобы  сказать: дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах и в самом деле становится весьма трудным. Совокупность их для того, кто умеет понимать язык "безгласных" цифр, говорит о том, что современная семья переживает глубокий кризис.

Уже само по себе развитие этих явлений служит признаком падения  современных "устоев" семьи, применительно  же к факту ослабления семейной связи  оно является неопровержимым доказательством.

 

“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему” 

(Лев Толстой  «Анна Каренина») 

Социологические исследования семейной сферы показывают, что здесь  происходят процессы, результаты которых  заметны буквально в каждой клеточке социального организма. Социологические  исследования семьи и рождаемости  фиксируют стереотипность повседневного  уклада жизни, причем, показатель числа детей в семье неожиданно оказывается интегральным.

В России на сегодняшний  день нет семейной политики в строгом смысле слова или демографической политики в области рождаемости. Постоянно подчеркиваемая в официальных документах необходимость большей заботы о семье, о женщине-матери упирается в обещания государственной помощи малообеспеченным слоям населения, в число которых попадают теперь все многодетные семьи, множество семей с одним родителем, семей с инвалидами, молодых семей с престарелыми иждивенцами и др., а также в вопросах охраны материнства до и после родов, для женщин, занятых в государственном секторе. Самостоятельная семейная политика может стать составной частью социальной политики лишь в том случае, если будет признана сама проблема кризиса семьи, причем на самом высоком уровне — государственном.

В истории немало примеров того, как трудно и долго решаются даже общепризнанные проблемы, но что  можно сказать о решении проблем, которые не то чтобы неизвестны, неузнаны, а о которых наслышаны многие и которым отказано в праве называться проблемами?

Информация о работе Семья как социальный институт