Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение: ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I Семья как важнейший социальный институт
1.1. Понятие социального института………………………………………….5
1.2. Семья как социальный институт………………………………………….7
•Типология семей……………………………………………………………8
•Функции семьи……………………………………………………………10

Глава II Современная семья
2.1. Демографическая ситуация в РС (Я)...……………………………. …...12
•Общие показатели воспроизводства населения………………………...12
•Брачно-семейное состояние ………………..………..…………………..14

2.2. Социологическое исследование…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….18

Литература…………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО).docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)
justify">    Говоря  о функциях семьи, следует вспомнить, что речь идет о социетальных результатах  жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия  и характеризуют роль семьи как  социального института среди  других институтов общества.

    Можно выделить следующие основные функции семьи:

  1. Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.
  2. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
  3. Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних  и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
  4. Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.  Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

    А также: восстановительная, регулятивная, коммуникативная, досуговая, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная функции и функция духовного общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Демографическая ситуация в РС (Я)

    Общие показатели воспроизводства  населения

    Родившиеся, умершие и естественный прирост населения  4

          Всего, человек     На 1000 человек населения
родив

шихся

умерших естественный прирост родив

шихся

умерших естественный  прирост
2002 13887 9700     4187 14,6     10,2     4,4
2004 14716 9692     5024 15,5     10,2     5,3
2008 15363 9579     5784 16,2     10,1     6,1
 

                        

    Республика  Саха (Якутия) относится к тем  немногим регионам Российской Федерации, где сохранился естественный прирост  населения. Естественный прирост  населения  – разность между числом рождений и смертей за период. С 2002-2008 естественный прирост населения увеличился с 4187 до 5784, то есть почти на 28%.

      Суммарный коэффициент  рождаемости5

          Все население
      Городское население
      Сельское население
        2002     1,847     1,605     2,396
        2004     1,907     1,677     2,494
        2008     1,921     1,712     2,541

     
            

    

 
 

    Суммарный коэффициент рождаемости является сводным, итоговым показателем среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода.

    «У северных народов отмечаются несколько замедленная рационализация детопроизводства (с 50 – 70-х годов) и резкое падение коэффициента рождаемости»6. Но за последний период демографическая ситуация изменилась в лучшую сторону. В данной диаграмме видим, что уровень коэффициента рождаемости за последние годы стабильно повышается. Однако, лишь в сельской местности коэффициент рождаемости пока еще достаточен для простого замещения поколения родителей детьми.  

    Брачно-семейное состояние

    Общие коэффициенты брачности и разводимости7

       
    Браки
 
    Разводы
  На 1000 человек           населения
    браков     разводов
    2002     7413     4794     7,8     5,0
    2004     6423     3881     6,8     4,1
    2008     7409     4529     7,8     4,8
 
 

    

 

    «Семья – решающий фактор функционирования общества и социальных изменений в целом»8. На развитие всего населения, темпы его роста и изменения структуры оказывает влияние то,  как формируется и развивается семья. От ее состояния, от степени выполнения ею своих функций будет зависеть в итоге демографическая ситуация в будущем. С 2002-2008 число браков уменьшилось с 7413 до7409, то есть почти на 0,5%. Еще одним важным демографическим процессом является разводимость (т.е. частота расторжения браков). С 2002-2008  число разводов уменьшилось с 4794 до 4529, то есть почти на 6%. Следовательно,  коэффициент устойчивости брака возрос почти на 5,5%.

    1. Социологическое исследование

    Студенчество  является основным источником воспроизводства  интеллектуального потенциала страны. В скором времени ему предстоит  взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу страны. От качества приобретенных  знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой  степени зависит прогресс общества. Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды  в то же время можно считать  тенденцию роста студенческих семей. Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо  легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы  заметно уменьшаются (с увеличением  возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д.). Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов  во всех вузах республики (представителей профкомов, ректоратов) дал возможность  установить, что большинство из них  одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление  личности: заставляет почувствовать  ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов  отмечается более серьезное отношение  к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность  в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно  влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей. Все вышеперечисленное  обуславливает актуальность и практическую значимость исследования.

    С целью изучения отношения студенческой молодежи к семье была разработана анкета (Приложение 2) и проведен опрос студентов 1-3 курсов финансово – экономического института СВФУ. Выборка составила 50 человек, из них 25 женщин и 25 мужчин, средний возраст которых составил 19 лет. Результаты опроса (Приложение 3) показали, что для 63% респондентов верят в любовь, 13% - нет и 24% - затруднились ответить. 24% опрошенных на данный период времени встречаются с кем-нибудь, 76% - нет. Положительно относятся к семье 74%, отрицательно - 13%  и 13% затруднились ответить. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что 70% опрошенных отметили неоспоримое преимущество официального брака над гражданским браком для создания семьи. Среди опрошенных 60% считают, что самый приемлемый  возраст для вступления в брак   20-25  лет,  и 40% считают от 30 и старше. Положительно и то, что никто не ответил в возрасте  до 20 лет, значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем. 50% респондентов с уверенностью ответили, что брак во время учебы в ВУЗе, будет мешать и негативно сказываться на учебе, 17% рассматривают возможным такой брак и 33% считают его нормальным. 77% опрошенных студентов положительно относятся к материнству и отцовству, 17% затруднились ответить и 6% - отрицательно. Однако, на вопрос «сколько детей хотели бы иметь?» никто не ответил ни одного, одного – 12%, двоих – 53%, троих – 20%, троих и более – 15%.  Показательно, что большей частью молодежи ценятся взаимные чувства при создании семьи, а не материальный достаток: 73% отметили, что основой счастливого брака является взаимопонимание, 17% - материальное положение, 7% - дети, и лишь 3% - здоровье. А причиной распада семьи большинство считают алкоголизм и измену (по 57%), затем идет сексуальная дисгармония – 27%; домашнее насилие и   материальная необходимость по 23%. По мнению доктора психологических наук, руководителя Института семейных отношений США Пола Попеноу, распад семьи происходит обычно вследствие 4 причин: 1.Сексуальная дисгармония. 2. Различие во мнениях относительно того, как проводить время досуга. 3. Финансовые затруднения. 4.Психические, физические или эмоциональные нарушения.

      Проанализировав все результаты  опроса, можно сделать такой вывод:  наша гипотеза о том, что  создание крепкой семьи является  одним из основных проблем  человека, подтвердилась в исследовании. Однако выполняя  задачи исследования, мы пришли к неоднозначному итогу: одна часть участников считает создание студенческой семьи нормальным. А другая часть думает, что для создания семьи нужно получить образование. Успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни. Успешность  сочетания семейных и учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного процесса, от степени внимания к студентам со стороны ректоратов, деканатов.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Таким образом, семья - это социальный институт, который удовлетворяет индивидуальные потребности членов семьи, осуществляет их первичную социализацию, выступает посредником во взаимосвязи личности и общества.

      «Семья Севера перетерпела радикальные изменения, увеличивается число тех социальных институтов общества, с которыми взаимодействует семья, в результате чего происходит функционирование семейных отношений»9. Семья выполняет ряд функций (перечислим основные): репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, функция социализации личности. Выделяют также различные типы семей: по структуре власти в семье; типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности; по составу семьи, по этапу жизненного цикла, по социальному составу.

    Подведем  краткие итоги к анализу демографической ситуации нашей Республики:

    • характерен постоянный рост численности населения за счет естественного прироста (превышение рождаемости над смертностью);
    • уровень коэффициента рождаемости за последние годы стабильно повышается;
    • коэффициент устойчивости брака с 2002-2008  возрос почти на 5,5%.

    В проведенном нами социологическом  исследовании на тему «Отношение студенческой молодежи к семье», гипотеза о том, что создание крепкой семьи является одним из основных проблем человека, успешно подтверждена в исследовании. 

Информация о работе Семья как социальный институт