Семья как социальный институт и малая социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 09:30, контрольная работа

Краткое описание

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. Это и понятно, поскольку все люди так или иначе связаны с семьёй, она естественная часть их жизни. С развитием семьи и изменением её функций постепенно меняется и ценностное отношение к ней людей. (8, стр. 65). Поэтому изучая различные аспекты семейной жизни, нельзя пройти мимо изменений как в фактическом состоянии семьи, так и в оценках населением. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..2
1. Динамика развития семьи: ее основные функции…………………..3
2. Проблемы и противоречия развития современной семьи…………7
2.1 Кризис семьи как традиционного института социализации..7
2.2 Конфликтная семья…………………………………………….9
2.3 Интеграция и дезинтеграция семьи: содержание и социальные последствия……………………………………………………………………..12
3. Семейная политика в российском государстве…………………….14
Заключение……………………………………………………….……….19
Используемая литература……………………………..………..……….21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа социология.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………….…..2

1. Динамика развития семьи: ее основные функции…………………..3

2. Проблемы и противоречия  развития современной семьи…………7

                2.1   Кризис семьи как традиционного института социализации..7

                2.2   Конфликтная семья…………………………………………….9

                2.3 Интеграция и дезинтеграция семьи: содержание и социальные последствия……………………………………………………………………..12

3. Семейная политика в  российском государстве…………………….14

Заключение……………………………………………………….……….19

        Используемая литература……………………………..………..……….21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства, взаимной моральной и правовой ответственности (1, стр.215)

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. Это и понятно, поскольку все люди так или иначе связаны с семьёй, она естественная часть их жизни. С развитием семьи и изменением её функций постепенно меняется и ценностное отношение к ней людей. (8, стр. 65). Поэтому изучая различные аспекты семейной жизни, нельзя пройти мимо изменений как в фактическом состоянии семьи, так и в оценках населением. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

 

 

 

 

 

    1. Динамика развития семьи: её основные функции.

Семья является ячейкой общества, поэтому на её функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нём. На семью и её нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что происходит на производстве, по месту жительства, в повседневной жизни.(1, стр.215)

Сторонники функционализма подчёркивают, что если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определённых задач первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать на самотёк, так как возникает риск  дезинтеграции общества. Признавая все имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты, тем не менее, стремятся выделить ряд постоянных функций, типичных для любой семьи. (2, стр.300)

Репродуктивная функция – воспроизводство людей. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потребности и без воспроизведения, используя бесчисленные способы, позволяющие отделить сексуальные удовольствия от деторождения. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придаётся здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. В то же время увеличение числа двух-, трёхдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. В аграрных обществах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции могут также использоваться религиозные соображения (в докоммунистическом Китае, где обожествление предков составляло фундамент религиозной жизни, считалось, что блаженства после жизни достигнет лишь тот, у кого много сыновей). А в США многие американцы всё ещё считают брак и детей синонимами «хорошей жизни»; отсутствие детей часто рассматривается как несчастье. (2, стр. 303).

Социализация. Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества, поэтому каждое новое поколение подвергает общество периодическому «нашествию варваров». Вырастить из детей «правильных» взрослых — насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.

Забота, защита и эмоциональная поддержка. Если детеныши низших животных не могут обходиться без своих родителей в течение всего нескольких дней или недель, с человеческими детьми дело обстоит иначе. Их продолжительная зависимость от взрослых проявляется в необходимости того, чтобы их кормили, одевали и обеспечивали жильем вплоть до периода полового созревания и дальше. По всему миру на семью возлагается ответственность по защите, содержанию и прочему поддержанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Более того, поскольку люди — существа общественные, они испытывают эмоциональные и межличностные потребности, которые удовлетворяются только путем взаимодействия с другими человеческими существами. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между её членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении сложных и важных для ребёнка и подростка проблем.(5, стр. 205). Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, реагирует на просчёты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Придание статуса. Общества постоянно сталкиваются с «непрерывным потоком сырьевого материала» — новыми поколениями, которым необходимо найти достойное место в социальной структуре. Эта функция может выполняться путем придания индивиду определенного статуса на основании его членства в семье — то, что социологи называют приписанным статусом. Семья дает индивиду статусы, которые ориентируют его на множество межличностных взаимоотношений, включая отношения с родителями (родитель — ребенок), с братьями и сестрами, с родственниками (тетями, дядями, кузенами, бабушками и дедушками); ориентируют его на принадлежность к его основным группам, включая расовую, этническую, религиозную, классовую, национальную принадлежность и принадлежность к конкретному сообществу людей.(5, стр. 211).

Регулирование сексуального поведения. Нормы общества регулируют сексуальное поведение людей, определяя, кто с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения. Ни в одном из известных обществ людям не предоставляется полная свобода «сексуального самовыражения». Хотя примерно 70% всех обществ допускают некую форму сексуальной свободы, но даже в этих обществах рождение детей вне брака обычно не одобряется — это норма законнорожденности (как и все прочие нормы, она иногда нарушается, а нарушающие ее люди обычно наказываются). Законнорожденность — это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание. В случае нарушения этой нормы возникает множество социальных осложнений.(1, стр. 323).

В целом функционализм сосредоточивает внимание на потребностях групповой жизни и на тех структурных построениях, посредством которых происходит удовлетворение таких потребностей. Однако критики функционализма указывают, что эти задачи могут решаться иными путями. В результате социальных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам. Несмотря на все это, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции. (8, стр. 65).

 

 

 

 

 

    1. Проблемы и противоречия развития современной семьи.

2.1.Кризис семьи как традиционного института социализации.

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию — продолжение рода.(4, стр. 108). Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны. В связи с неопределенностью будущего или еще не укрепившимся материально-экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных никакими официальными узами: союзы друзей, подруг, которые в принципе выполняют те же функции, кроме одной — рождения детей. Продолжает оставаться актуальной проблема многопоколенной семьи, когда два-три поколения семей ведут совместное хозяйство, организуют свой повседневный быт, согласовывают различные интересы, что представляет достаточно сложную задачу.

В связи с ростом феминистского движения активно обсуждается вопрос о перераспределении функций в семье, придании женщине больших прав, о преодолении фактического неравенства между супругами и т.д.

Нельзя не обратить внимания и на создание однополых квазисемей, гражданские права которых уже признаны в ряде государств.

Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие социологи убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.(5, стр. 178).

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования — общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь — личная жизнь.

2.2. Конфликтная семья.

Самыми массовыми и распространенными конфликтами являются семейные. Они происходят каждый день в количестве, превосходящем сумму всех других конфликтов вместе взятых. Их миллионы и миллиарды. О большинстве из них статистика и наука ничего не знают. Они спонтанно возникают и спонтанно угасают. Возможно (но и об этом статистика ничего не сообщает) суммарное число материальных жертв в семейных войнах превышает количество жертв во всех других конфликтах: супруги убивают и калечат друг друга, родители убивают детей и наоборот. К прямым материальным потерям семейных войн во всех странах и во все исторические эпохи надо отнести морально-психологические и социальные: миллионы поломанных судеб, особенно детских, искалеченные души, психические травмы, стрессы и т.д.

Социологи разделили неудачные браки на три категории: конфликтные, проблематичные и кризисные. Согласно исследованию разведенных мужчин, нежелание участвовать в разрешении конфликтов и находить компромиссы приводило к переходу «конфликтных браков» в «проблематичные браки». Проблематичные браки не имеют внутреннего равновесия и превращаются в «кризисные браки».(3, стр. 406).

Открытой формой семейного конфликта является физическое насилие. К насилию прибегают как мужья, так и жены, а в ряде случаев оба супруга. Жены чаще бросают в супруга какие-либо предметы, ударяют ногой, кусаются, угрожают ножом или другим оружием. Мужья чаще толкают, шлепают, избивают, используют нож или револьвер.

Физические потасовки происходят везде — в Европе, Америке и России, в городе и деревне, у молодых и зрелых людей. Мужчины бьют женщин, а женщины мужчин. Конечно, это не массовое побоище, но примерно в 30% семей физические «разборки» отмечаются регулярно. По данным обследования в Москве, Пскове и Саратове, 11 % замужних женщин говорят, что в них бросали предметы; 19,3% женщин сообщают, что их толкали; 12,5% — что они подвергались ударам; 7,2% — избивались мужьями; 10,6 % — принуждались к сексуальным контактам. Одинаковое количество женщин сказали, что они толкают своих мужей, и мужья ведут себя подобным же образом (19,3%). Известно, что в США женщины в целом подвергаются гораздо большему физическому воздействию, чем мужчины, в случае семейного конфликта.

Помимо физического насилия причиной конфликта в семье может стать вербальное. По данным российско-американского исследования, проведенного в Москве, Саратове и Пскове, мужья свидетельствуют о том, что жены говорят с ними повышенным тоном (82,1%), угрожают поставить их в затруднительное положение (18,3%) или угрожают изменой (14,0%). Таких случаев больше, чем тех, когда, напротив, мужья говорят с женой в повышенном тоне (78,4%), угрожают поставить их в затруднительное положение (14,5%), или угрожают изменой (7,6 %). Жены сообщают о том, что мужья оскорбляют их (40,9%), угрожают оскорблением (13,2 %) или оскорблением их близких (5,0 %). Таких случаев больше, чем тех, когда жены оскорбляют мужей (37,6 %), угрожают причинением боли им (12,2 %) или их близким (2,5 %). Жены угрожают изменой в два раза чаще, чем мужья, а мужья угрожают причинением боли близким жены в два раза чаще, чем это делают жены. При этом в сельских регионах насилие распространено в гораздо большей степени, чем в Москве.

Информация о работе Семья как социальный институт и малая социальная группа