Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:15, реферат
Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей.
К этому времени в семье уже могут быть сформированы стереотипные паттерны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, могут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать желаемого и т.п. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (наличие перевернутой иерархии) – это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (общение со сверстниками при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др.).
Кризис 4: принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст – период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998):
1) отделение, или сепарация;
2) отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.
Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.
В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются :
различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подросткового периода;
несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;
психологические и социальные различия между родителями и детьми.
Таким образом, большинство
конфликтов вытекает из напряженности,
создаваемой потребностью подростков
в самостоятельности и
В силу этих обстоятельств семья переживает чрезвычайно тяжелый период, который можно назвать «кризисом ответственности». Он связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что – нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.
С достижением ребенком подросткового возраста перед семьей вновь встает необходимость в структурных изменениях. Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.
Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов решения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработанных на более ранних стадиях развития семьи.
Проблемы в семейной системе, обусловленные поведением подростка, тесно связаны с опытом, имеющимся в расширенной семье .Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей
Таким образом, если родители
когда-то столкнулись с трудностями
при отделении от своей семьи,
для поддержания эмоционального
баланса они будут склонны
культивировать зависимость в собственном
ребенке. Развитие его индивидуальности
может таить в себе угрозу для
семьи с проблемами в супружеской
подсистеме, провоцируя тревогу расставания
и страх одиночества у
Протекание данного семейного
кризиса может осложняться
Кризис 5: семья, в которой выросший ребенок покидает дом.
Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.
В нашей культуре отсутствуют четкие традиции и церемонии, знаменующие приобретение молодым человеком нового статуса и требующие от родителей изменения отношения к нему. Несмотря на то, что существует ряд событий, которые так или иначе связываются с переходом к взрослости (получение паспорта, поступление в среднее специальное (высшее) учебное заведение, призыв на военную службу, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельное проживание и др.), их наличие не означает полного отделения и автономии детей от родительской семьи, так как молодые люди часто остаются финансово и эмоционально зависимыми от родителей.
В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых было отложено из-за появления детей.
Данный кризис может переживаться
не единожды, в зависимости от состава
семьи и с различной степенью
интенсивности. Конфликт в семье, которая
не может отпустить ребенка, нередко
становится источником его проблемного
поведения (например, побегов из дома,
злоупотребления запрещенных
Заключение .
Признаками семейного кризисного события могут выступать:
сверхнормативность для данной семьи;
угрожающий функционированию семьи характер события;
резкое возрастание
возникновение межличностных конфликтов в семье, требующих их разрешения/и отсутствие у членов семьи опыта решения конфликта такого уровня;
истощение адаптационных ресурсов членов семьи;
прогрессирующие негативные изменения в семейной ситуации;
затруднения функционирования семьи в связи со столкновением с ситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте;
нарушение стереотипов поведения членов семьи.
В каждом семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:
1. Кризисное событие.
2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.
3. Отношение членов семьи
к данному событию и
4. Изменения в семейной системе.
5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.
Также здесь хочется добавить , что семейный кризис проходит в каждой семье индивидуально , и если конструктивно подойти к этому вопросу , то можно сгладить острые углы и возможно удастся избежать слишком большого потрясения для всех членов семьи.
Список литературы
Информация о работе Семья, семейный кризис, определения, понятия