Семья, семейный кризис, определения, понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:15, реферат

Краткое описание

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 50.85 Кб (Скачать файл)

трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны  родителей.

К этому времени в семье  уже могут быть сформированы стереотипные паттерны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым  социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, могут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать  желаемого и т.п. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (наличие перевернутой иерархии) – это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (общение со сверстниками при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др.).

        Кризис 4: принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и  достижения им половой зрелости. Подростковый возраст – период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998):

1) отделение, или сепарация;

2) отказ от родителей  как главных объектов любви  и нахождение заместителей вне  семьи.

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточным  для того, чтобы адаптироваться к  взрослой жизни. В результате он находит  новые модели жизни, расширяя сферу  своих социальных контактов и  выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны  семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.

В поисках собственной  идентичности подросток может бросать  вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью  нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой  являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение  со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются :

различие опыта детей  и родителей, прежде всего касающееся подросткового периода;

несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;

отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;

психологические и социальные различия между родителями и детьми.

Таким образом, большинство  конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих  детей.

В силу этих обстоятельств  семья переживает чрезвычайно тяжелый  период, который можно назвать  «кризисом ответственности». Он связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье  и, в частности, определить, какова доля ответственности подростка. Семье  нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что – нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

С достижением ребенком подросткового  возраста перед семьей вновь встает необходимость в структурных  изменениях. Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.

Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов решения критических  задач, коммуникации и ведения переговоров, выработанных на более ранних стадиях  развития семьи.

Проблемы в семейной системе, обусловленные поведением подростка, тесно связаны с опытом, имеющимся  в расширенной семье .Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей

Таким образом, если родители когда-то столкнулись с трудностями  при отделении от своей семьи, для поддержания эмоционального баланса они будут склонны  культивировать зависимость в собственном  ребенке. Развитие его индивидуальности может таить в себе угрозу для  семьи с проблемами в супружеской  подсистеме, провоцируя тревогу расставания  и страх одиночества у родителей. В этом случае супруги не будут  способны признать возрастающую потребность  ребенка в самостоятельности, и  последний, чтобы заслужить их одобрение, в свою очередь, окажется вынужден игнорировать собственные желания.

Протекание данного семейного  кризиса может осложняться часто  приходящимся на этот же период личностным кризисом «середины жизни» родителей. Кроме того, интенсивность, длительность и болезненность переживания семьей данного переходного этапа во многом определяются качеством преодоления предыдущих кризисов и количеством неразрешенных задач развития семейной системы.

      Кризис 5: семья, в которой выросший ребенок покидает дом.

Данный нормативный кризис связан с процессом отделения  молодого человека от семьи и началом  его самостоятельной жизни. Изменения  структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.

В нашей культуре отсутствуют  четкие традиции и церемонии, знаменующие  приобретение молодым человеком  нового статуса и требующие от родителей изменения отношения  к нему. Несмотря на то, что существует ряд событий, которые так или иначе связываются с переходом к взрослости (получение паспорта, поступление в среднее специальное (высшее) учебное заведение, призыв на военную службу, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельное проживание и др.), их наличие не означает полного отделения и автономии детей от родительской семьи, так как молодые люди часто остаются финансово и эмоционально зависимыми от родителей.

В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются  перед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью  фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у  них не останется общих тем  для разговоров и оснований для  продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых  было отложено из-за появления детей.

Данный кризис может переживаться не единожды, в зависимости от состава  семьи и с различной степенью интенсивности. Конфликт в семье, которая  не может отпустить ребенка, нередко  становится источником его проблемного  поведения (например, побегов из дома, злоупотребления запрещенных психоактивных веществ, промискуитета, суицида и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Заключение .

 

 

Признаками семейного  кризисного события могут выступать:

сверхнормативность для данной семьи;

угрожающий функционированию семьи характер события;

резкое возрастание внутриличностной напряженности, кризисное состояние членов семьи;

возникновение межличностных  конфликтов в семье, требующих их разрешения/и отсутствие у членов семьи опыта решения конфликта такого уровня;

истощение адаптационных  ресурсов членов семьи;

прогрессирующие негативные изменения в семейной ситуации;

затруднения функционирования семьи в связи со столкновением  с ситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте;

нарушение стереотипов поведения  членов семьи.

В каждом семейном кризисе  можно выделить следующие взаимосвязанные  компоненты:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание  членами семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи  к данному событию и особенности  его переживания ими.

4. Изменения в семейной  системе.

5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

 Также здесь хочется  добавить , что семейный кризис проходит в каждой семье индивидуально , и если конструктивно подойти к этому вопросу , то можно сгладить острые углы  и возможно удастся избежать слишком большого потрясения для всех членов семьи.

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список литературы

 

    1. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб. Изд-во Питер, 2006
    2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Изд-во Педагогика,2003.
    3. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006.
    4. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 2009.
    5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Л.: Изд-во Медицина, 1989.

 


Информация о работе Семья, семейный кризис, определения, понятия