Сервисная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Среди основных направлений развития современной экономики, сфера услуг занимает доминирующее положение. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ, к которым принято относить и Россию. Изучение сферы обслуживания и жизненных условий населения занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике.

Содержание

Введение.
Глава 1.Понятия : «уровень жизни» и «сфера обслуживания».
1.1.Уровень жизни населения и его сущность.
1.2.Показатели уровня жизни.
1.3.Задачи изучения уровня жизни.
1.4.Сфера обслуживания :понятие, особенности.
Глава 2.Анализ динамики основных показателей уровня жизни в Российской Федерации и взаимосвязь их с сферой обслуживания.
2.1 Состояние жизненного уровня населения России.

Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

сервисная деятельность..docx

— 337.86 Кб (Скачать файл)

Еще одна особенность сферы обслуживания заключается в том, что для полноценной жизни людям необходимы услуги всех ее отраслей. Хорошее развитие одной отрасли не может компенсировать отсутствие другой, и, следовательно, невозможна специализация городов или районов на определенных услугах. Все они должны размещаться повсеместно. Исключение составляют города-курорты и города-музеи, но это — их внешние функции, для приезжего населения, а своих жителей они должны обеспечить всем набором услуг. В связи с этой особенностью сфера обслуживания всегда отличается массовостью своих учреждений.

Разные услуги нужны людям с неодинаковой частотой. Выделяют три группы услуг по частоте спроса: повседневные, необходимые каждый день или несколько раз в неделю (это услуги продовольственных магазинов, школ, детских дошкольных учреждений); периодические, которые нужны с определенным интервалом - от одного раза в неделю до нескольких раз в год (услуги промтоварных магазинов, поликлиник, бытового обслуживания, библиотек, кинотеатров и др.); эпизодические, за которыми обращаются обычно редко и несистематически (услуги специализированных магазинов, больниц, нотариальных контор и др.).Разные услуги адресованы не одинаковому кругу потребителей. Одни из них нужны всем, другие — определенным возрастным группам, третьи — людям с определенными увлечениями.

Двумя этими особенностями услуг — частотой спроса и их адресностью (кому предназначена услуга) — определяется необходимое количество учреждений каждого вида. Чем чаще нужна услуга и чем шире круг ее потребителей, тем больше требуется предоставляющих ее учреждений, тем, следовательно, доступнее для населения они должны быть. И наоборот, если услуга редко нужна или нужна лишь ограниченному кругу лиц, сеть соответствующих учреждений не должна быть густой.

В этом состоит основная закономерность организации сферы облуживания — ее ступенчатость. В самом общем виде это можно представить следующим образом: более крупные населенные пункты отличаются большим разнообразием предоставляемых в них услуг и занимают более высокие места в системах расселения. Увеличение числа услуг при переходе к более крупным центрам происходит двумя путями: во-первых, увеличивается разнообразие учреждений обслуживания, во-вторых, в самих учреждениях расширяется ассортимент предоставляемых услуг. Поэтому, чем более сложная услуга нужна потребителю, тем на более высокую ступень в системе обслуживания он должен подняться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Анализ динамики основных показателей уровня жизни населения Российской Федерации и взаимосвязь их с сферой обслуживания.

 Разнообразие отраслей, входящих в сферу обслуживания, отражает спектр потребностей современного человека. По мере развития общества он постоянно расширяется. Это так называемый "закон возвышения потребностей". Рост объема и увеличение разнообразия потребностей — движущая сила развития общества, всех его составляющих, в том числе и сферы обслуживания,и конечно уровня жизни. Что влияет на формирование потребностей населения? Выделим важнейшие факторы:

Климатические условия. Они определяют требования к характеру жилища (степень изолированности от внешней среды), калорийность питания (в условиях холодного климата человеку необходимо примерно на 20% калорий больше, чем в обычных условиях), потребность в теплой одежде.

 

 
 
Занятость – первое и основное условие обеспечения нормального уровня жизни населения (Рис. 1), т.к. занятость обеспечивает населению доход, который направляется на удовлетворение личных потребностей. 
 
Рост экономической активности населения в связи с повышением его уровня жизни приводит не к увеличению численности занятых, а скорее к увеличению инициативности, предприимчивости, занятости в своем деле основных работников семей. 
 
 
 

 

 

Рис. 1. Уровень безработицы, % 
Из приведенного графика видно, что за рассматриваемый период уровень безработицы не был стабильным из-за нестабильности всей российской экономики в целом. До 2008 года численность безработных постепенно уменьшалась (однако в 2002 году процент безработных немного увеличился), но вследствие финансового кризиса 2008-2009 гг. уровень безработицы резко пошел вверх. Сейчас уровень общей безработицы в России в январе 2013 составил 5,6%.

По данным статистического ведомства, в прошлом месяце численность экономически активного населения страны в возрасте 15—72 лет составила 74,6 млн человек, из которых 4,2 млн человек классифицировались как безработные с применением критериев МОТ (искали работу и были готовы приступить к ней). Поэтому можно сделать вывод о повышении уровня жизни.

 

Доходы и расходы населения. 
 
По уровню доходов населения страны можно сказать о многом. Заработная плата для большинства населения – основной источник дохода, поэтому повышение заработной платы приведет к повышению уровня жизни. 
 

Рис.2. Доходы и расходы населения.

 Как расходы, так и доходы населения с  каждым годом продолжают расти. Как правило, это ни о чем не говорит,  так как принципиальным является не само по себе увеличение зарплаты, а рост ее покупательной способности, так же увеличивается покупательская активность в сфере обслуживания.

Что можно сказать относительно изменения значимости сферы обслуживания в связи с уровнем занятости населения и изменением показателей доходов и расходов людей?

Увеличились потребности в значении их количества.(при увеличении денег, каждый стремиться увеличить количество употребляемым им благ От дохода зависит спрос на платные, особенно дорогостоящие услуги, на товары длительного пользования (мебель, бытовую технику, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты), на средства передвижения, на предметы роскоши и дорогую одежду.)  

Изменились запросы людей в качестве ими употребляемых услуг.

  Людям удобнее  на сегодняшний день обратиться в  компанию, для дополнительных услуг сервиса (будь то бытовые, илии иные.), нежели самим тратить на это время. Влияют доходы и на объем самообслуживания в быту: чем выше доходы, тем больше население пользуется услугами службы быта. Наличие натуральных доходов от личного подсобного хозяйства, с одной стороны, снижает потребность в покупке продуктов, но, с другой — повышает покупательную способность населения.

 

 Но, не смотря  на рост зарплаты россиян, ее  уровень остается намного ниже, чем в Европе и США;  
Также растут доходы от сравнительно новых для российских граждан видов деятельности – предпринимательства, операций с собственностью и др.. ,а я думаю что не так много в нашей стране предпринимателей. Поэтому и рост общего уровня доходов населения может быть достигнут за счет увеличения доходов самого богатого слоя населения. К сожалению, в связи с ярким примером социального расслоения  общества нашей страны, говорить о доступности некоторых, казалось бы, обычных услуг для среднестатистического россиянина не приходиться.  
Но зато какой широчайший сектор обслуживания и многообразие услуг  существует для « избранных».  
 
 
Успехи многих стран в развитии экономики и повышении уровня жизни не привели к устранению бедности и нищеты в менее развитых странах. В России к населению за чертой бедности принадлежат лица со среднедушевым доходом ниже установленной величины прожиточного минимума. В ряде других стран основным критерием отнесения к бедным является недостаточный (относительно среднего, достигнутого в данном обществе уровня благосостояния) размера потребления (дохода). Поэтому бедный в развитых странах в развивающихся государствах может быть отнесен к  
среднему классу или даже к обеспеченной группе населения. Мировой стандарт в определении бедности - это % населения, живущий менее чем на 1 или 2$ в день (оценка Всемирного банка). И все же касаемо РФ: 
 
Рис. 3 Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности) 
Из приведенного графика видно, что за уровень бедности сократился, следовательно, можно говорить о преодолении массовой бедности в России. Но это не привело к росту среднего класса, а появился т.н. «протосредний класс», который составляет примерно 60%, в то время как средний 10-12%. Т.е. большинство населения оказалось в неустойчивой переходной категории между бедными и средним классом. Новый социальный слой опасен, потому что легко может снова оказаться за чертой бедности. 
 
Демографические показатели. 
 
Демографические показатели являются базовыми при анализе уровня жизни, т.к. общая численность населения – тот показатель, который используется при расчете среднедушевых показателей.  
Известно, что все развитые страны столкнулись с проблемой спада рождаемости – супружеские пары чаще всего просто не хотят иметь детей. В нашей же стране убыль населения связана с высокой смертностью и низкой рождаемостью. 
 
Браки и разводы также имею определенные тенденции. Браки заключаются все чаще – пары предпочитают иметь официальный статус супругов. Например от семейного состава зависит потребность в квартирах разных размеров.

Хотелось бы сделать акцент на деление  населения нашей страны  на сельское и городское Население РФ по этим данным составило 142,9 млн. человек.

 
Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно. Долговременные тенденции развития сферы обслуживания в городах и сельской местности не одинаковы. В городах практически повсеместно растет сеть учреждений, услуг оказывается больше и т. д., иными словами, сфера обслуживания развивается прогрессивно, "по восходящей". В сельской местности ее развитие носит противоречивый характер. С одной стороны, растет разнообразие услуг, на село проникают новые отрасли обслуживания, открываются все новые типы учреждений. Но в то же время в связи с сокращением численности сельского населения, исчезновением большого числа сельских поселений происходит свертывание сетей наиболее массовых учреждений: магазинов, начальных школ, библиотек, в меньшей степени — медицинских учреждений.

 Особенности  расселения и транспортной системы  определяют необходимое в данной  местности количество тех или  иных учреждений. При больших  расстояниях между населенными  пунктами и плохих связях между  ними в каждом из них иужно иметь достаточно полный набор учреждений обслуживания. В то же время, чем мельче населенные пункты, тем меньше возможность создания в них необходимого для населения набора учреждений обслуживания.

. Так же можно произвести  разграничение по  возрастно-половому  признаку

 Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения в межпереписной период. 

От состава населения по полу и возрасту зависит потребность во многих товарах и услугах. Например, повышенную потребность в медицинском обслуживании имеют люди в младенческом, а также в пожилом и старом возрастах.

От уровня образования — объем и характер духовных потребностей.

Национальный состав и связанные с ним традиции накладывают отпечаток на потребность в услугах просвещения и культурного обслуживания, а также на потребность в определенной одежде и некоторых продуктах питания.

 

Таким образом, в целом по динамике уровня жизни населения в России можно сказать следующее: 

в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения; 

  сфера обслуживания  развивается в  связи  увеличением  спроса; так  же многие факторы  влияют на  характер услуг , их назначение по месту   и др. 

если говорить об  социальных-бытовых  массовых услугах,то государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результат.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состояние жизненного  уровня населения РФ  
 
 
 
По данным Всемирного банка, среднемесячная зарплата в России за 2010г. выросла на 17% и достигла самого высокого уровня за всю новейшую историю страны. Однако уровень жизни россиян остается в лучшем случае прежним - увеличение зарплат не поспевает за ростом цен, грустно констатируют эксперты. 
 В России ощущается огромный дефицит социальной справедливости: 101 человек по итогам 2010 года входит в список долларовых миллиардеров, тогда как миллионы граждан живут за чертой бедности. 
Депутат Государственной думы Антон Беляков: «Доходы 10% наиболее богатых россиян в 16 раз превышают доходы 10% самых бедных. По оценкам международных экспертов, если это соотношение больше 14, то в стране возникает реальная опасность социальных волнений. Это к вопросу о возможности повторения в России последних событий в арабских странах».1111 
 По официальным данным, на покупку продуктов питания у россиян сегодня уходит 29% доходов. Другие статистические данные говорят о цифре в 35%. 
 Фактически доля расходов в бюджете семьи на питание является индикатором благосостояния общества: чем богаче население, тем меньше оно тратит на продукты. Этот показатель в отличие от официальной статистики нельзя обмануть: он является самым универсальным и окончательным индикатором уровня бедности. 
Для сравнения: в США и Люксембурге на продукты уходит менее пяти процентов доходов. Европейцы тратят на еду в среднем пятнадцать процентов своих доходов. По этому показателю можно констатировать, что Россия остается бедной страной.

На мой взгляд сейчас для того, чтобы иметь хоть какой-то достаток, россияне должны зарабатывать в среднем 30 тыс. руб. на человека в месяц (причем в крупных городах эта цифра должна быть больше). Этих средств достаточно, чтобы не только зарабатывать на еду, а еще и иметь возможность делать какие-то сбережения. Однако при текущем положении дел в экономике подобная ситуация возможна лишь в отдельных эффективных отраслях.

К сожалению, предпосылок для изменения ситуации с бедностью россиян нет: Бизнесмены и политики нацелены на снижение затрат в производстве, а это, в свою очередь, может привести к дальнейшему падению размера зарплат. 
Цены и дальше будут расти быстрее, чем надбавки по зарплатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В настоящее  время одной из главных задач  государства является улучшение  качества и уровня жизни населения  путем снижения бедности. С этой целью проводят целый ряд мероприятий, направленных на преодоление бедности. Для проведения этих мер, необходимо иметь достаточно точную и объемную статистическую информацию о доходах  населения и жилищных условий  по каждой области и, в общем, по каждому  округу, поскольку каждый округ хоть не значительно, но отличается по своему уровню развития. Уровень жизни - интегральная характеристика степени  удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Выражается системой показателей, отражающих различные  стороны жизнедеятельности населения: объем потребляемых благ и услуг в расчете на душу населения, размер натурального потребления наиболее важных продуктов, реальный доход на душу населения, обеспеченность жильем, различными видами коммунальных услуг, транспортом связью; доступность образования, здравоохранения, культуры. Сюда же относятся, в соответствии с международными нормами, занятость, условия труда, включая продолжительность рабочего времени, социальные гарантии прав личности, условия ее безопасности, показатели демографии, экологии, здоровья, продовольственной обеспеченности с учетом питательной ценности потребляемых продуктов, материальных и финансовых накоплений, доступности социальных благ и услуг, социальной дифференциации, распространения негативных явлений — безработицы, дискриминации, инфляции, преступности и др. 
В условиях постиндустриального общества услуги стали одной из значимой составляющей экономики. В экономике развитых западных стран на долю услуг приходится до 70% ВВП. С повышением уровня жизни в России становятся все более востребованы услуги в различных отраслях, в том числе и в социально-культурной сфере. Это обусловлено постоянным ростом социальных и культурных потребностей людей.В своей работе я изучила понятия уровень жизни и сфера обслуживания. Так же  ознакомилась  с  анализом динамики уровня жизни и увидела как их показатели влияют на виды определенных услуг по разным критериям. 

Информация о работе Сервисная деятельность