Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:41, контрольная работа
Совокупность исследований по различным аспектам социальной самоорганизации в рамках синергетики позволяет говорить о многогранности этого феномена. В целом, научные исследования социальной самоорганизации в России на современном этапе имеют неглубокие корни и проходят стадию своего становления. Вместе с тем, в научной литературе всё больше находит своё подтверждение значимость синергетики как новой парадигмы социального мышления
Становление синергетики как науки и научная объективация феномена социальной самоорганизации произошли лишь во второй половине XX века в связи возникновением и развитием междисциплинарных исследований социальных систем.
Введение
Синергетика, как философский метод.
Применение синергетики в социологии.
Основные понятия синергетики.
Черты социальной реальности в контексте универсальных законов самоорганизации.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики, психологии и социологии
Реклама и связи с общественностью
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Современные социологические теории
Синергетика и ее применение в социологии
Выполнила: студент 2 курса
Заочного отделения Журавлева О.И.
Проверил: Немировский В.Г.
Красноярск 2013
Содержание.
Введение.
В последние годы наблюдается стремительный
и бурный рост интереса к междисциплинарному
направлению системных
Совокупность исследований по различным
аспектам социальной самоорганизации
в рамках синергетики позволяет
говорить о многогранности этого
феномена. В целом, научные исследования
социальной самоорганизации в России
на современном этапе имеют
Становление синергетики как науки и научная объективация феномена социальной самоорганизации произошли лишь во второй половине XX века в связи возникновением и развитием междисциплинарных исследований социальных систем.
Синергетика как философский подход.
Конец ХХ –
начало ХХI в. – это все более углубляющийся
процесс дифференциации и интеграции
наук. Новые научные направления развиваются
теперь не просто как специализированные
области уже сложившихся дисциплин, а
интегрируют достижения порой весьма
далеких друг от друга научных направлений.
Теорию элит в предельно широком смысле
можно рассматривать как науку у структуризации
социального бытия, т.е. о его упорядоченности
и эволюции. Эта теория находится не только
на стыке таких сугубо гуманитарных дисциплин,
как социальная философия, всеобщая история,
социология, культурология, социальная
психология и политология. Благодаря фундаментальным
трудам классиков синергетического подхода
к исследованию реальности Г.Хакена и
И.Р.Пригожина в сферу гуманитарного знания
стало возможным привнесение физико-химических
закономерностей. Это сделало доступным
рассмотрение социально-политических
процессов с применением такого методологического
и понятийного аппарата, который был немыслим
еще в недавнем прошлом, а именно 20 – 30
лет назад.
Несмотря на то, что у скептиков, иногда
совершено обоснованно, возникает вопрос
о том, насколько правомерным является
перенос категорий физической химии на
социальную сферу, такая интеграция подходов
естествознания и социологии уже превратилась
в устойчивую тенденцию. Нам показалась
чрезвычайно интересной и перспективной
попытка применения учения о системности
бытия, а также законов термодинамики
для обоснования эволюционной роли элиты
в социальных и политических процессах.
Выводы исследования позволяют в значительной
степени упростить анализ политической
ситуации и облегчают задачу прогнозирования
хода социально-политических процессов.
Философский метод – это отражение определенного
уровня научного познания мира. В основе философского
метода лежат ответы на следующие ключевые
вопросы:
Синергетика – понятие
Источник возникновения идей, которые
можно назвать концепцией самоорганизации
– это Античность. Как писал Аристотель:
«Есть и такие философы, которые причиной
и нашего Неба, и всех миров считают самопроизвольность:
ведь они считают, что сами собой возникают
вихрь и движение, разделяющие и приводящие
в данный порядок Вселенную».
Эти изыскания в различное время продолжили:
- христианский мыслитель Фома Аквинский,
ищущий за иррациональностью строгую
логику;
- его современник Раймунд Луллий, - астролог
и арабист, пытавшийся создать первый
в истории искусственный интеллект;
- испанский философ XYI века Людовик Молина,
- богослов, рассматривающий свободную
волю человека, говоря современным языком,
как нелинейную систему с многовариантностью;
- Лейбниц, предпринявший попытку конструирования
«универсального языка»;
- Тейяр де Шарден, трактующий в своем сочинении
«Феномен человека» божественную благодать
как энергию, и переносящий ее на мир материи
и живых существ .
Этот список можно продолжать, вплоть
до наших дней, внося в него много громких
имен. Настоящее синергетики, фундаментальные
положения этого направления, собственно,
его название - это, конечно, Г. Хакен и
И.Р. Пригожин. Их размышления над методологическими
проблемами междисциплинарного направления
и усилия по его популяризации послужили
тому, что синергетику можно классифицировать
как научную революцию, как кардинальный
поворот в мировоззрении, последствия
которого мы, по-видимому, в полной мере
еще не осознаем.
Основоположники синергетики утверждают,
что закономерности явлений самоорганизации
не ограничиваются областью неживой природы:
они распространяются на все материальные
системы. Как отмечает Г.Хакен, принципы
самоорганизации, изучаемые этой наукой,
распространяются «от морфогенеза в биологии,
некоторых аспектов функционирования
мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной
физики до космических масштабов эволюции
звезд, от мышечного сокращения до вспучивания
конструкций» .
Поэтому необходимо методологически обосновать
правомерность переноса закономерностей
неживой природы на мир биологических
систем и социальный мир. Эта задача выполнима
в том случае, если рассматривать преобразования информации как кибернетическую
форму II начала термодинамики.
В традиционной науке распространение
действия II начала термодинамики на всю
Вселенную ведет к следующему выводу.
Со временем все виды энергии перейдут
в тепловую, которая в силу выравнивания
температур, потеряет способность превращаться
в другие виды энергии. Вселенная придет
в состояние теплового равновесия, выход
из которого естественным путем невозможен.
Наступление состояния теплового равновесия
будет означать тепловую смерть Вселенной.
При этом отождествляется закон возрастания
энтропии (рассеяния энергии, или меры
беспорядочности физической системы)
и теория тепловой смерти Вселенной.
Однако, теория тепловой смерти Вселенной
– это прежде всего мировоззренческая
концепция, которая базируется не столько
на хорошо обоснованном законе физике
(II начале термодинамики), сколько на попытке
его переноса на всю Вселенную, которая
не является замкнутой изолированной
системой. Термодинамическая система
достигает состояния термодинамического
равновесия, только если она находится
в стационарных (не зависящих от времени)
условиях. Разрабатываемая в настоящее
время концепция самоорганизации утверждает
наличие в природе сил антиэнтропийного
характера. В частности, синергетика рассматривает психическое как
опосредованную через перераспределение
энергетических потоков степень уменьшения
энтропии.
Сегодня развитие современной научной
картины мира как формы синтеза достижений
различных дисциплин протекает в русле
идей глобального (универсального) эволюционизма.
Он соединяет идеи эволюции и системного
видения. Герман Хакен, выступая в 1982 году
на конференции в СССР, говорил: «Информацию,
перегруженную огромным количеством деталей,
затемняющих существо дела, необходимо
сжать, превратив в небольшое количество
законов, концепций или идей. Синергетику
можно рассматривать как одну из таких
попыток».
Применение синергетики в социологии.
Основные понятия синергетики.
Синергетика
– новая междисциплинарная
Одним из достоинств синергетического подхода является создание им осмысленной модели – модели развития человека в самоорганизующемся мире. По этой модели человек в своем общении избегает крайностей. Он здесь – старательный ученик Космоса и Природы, выстраивающий свое бытие по законам универсального порядка. Он убеждается в идентичности и синхронности законов самоорганизации в природе, обществе, культуре и психической жизни, тем самым его познание приобретает характер духовного поиска.
Существенное значение для социальных систем имеет проблема обеспечения устойчивости и надежности их развития. При этом устойчивое развитие общества невозможно без формирования идеалов, этнических норм, ценностей, поэтому особую роль в исходных условиях бифуркации и эволюции играют религия, церковь и другие общественные институты, формирующие нравственность. Разрушение идеалов неизбежно приводит к возникновению вакуума, что способствует возникновению резких конфликтов на уровне как социальных структур, так и межличностных отношений. В результате происходит атомизация общества, усиливаются маргинализация и люмпенизация, распространяются разного рода формы отклоняющего поведения, деградирует как общество в целом, так и составляющие его индивиды.
Черты социальной реальности в контексте
универсальных законов
Выделяется ряд особенностей синергетики применительно к социальным системам. Так, самоорганизация в обществе по сравнению с аналогичными явлениями в природных системах имеет значительно более сложный характер, поскольку здесь возникает иллюзия сознательной организации общественных систем со стороны управляющих структур. В действительности же управляющие воздействия нередко могут вносить весьма существенный элемент дезорганизации (энтропии).
Синергетика рисует специфическую
картину социального мира. Выделяется
10 основных черт социальной реальности
в контексте универсальных
Таким образом синергетические принципы социального познания синтезируют подходы к описанию как изменяющихся, так и стабильных констант социального бытия, выраженных в классической и неклассической парадигмах социального познания.
Заключение.
Синергетика, независимо от ее будущего,
уже привела к расширению наших
знаний о мире и даже наших незнаний.
Ведь имеет смысл различать не
только разные типы знания, но и разные
типы незнания. Одно дело, когда мы не
знаем, что чего-то не знаем, и совсем
другое, когда мы знаем, что чего-то
не знаем. Первое не волнует нас, человек
и общество воспринимают подобное незнание
как должное, тогда как второй
тип незнания мобилизует исследователей
на поиски причин того, что мы не знаем.
Поэтому процесс движения мысли
к истине не столь прост, как мы
недавно полагали, думая, что исследование
- суть движения от незнания через гипотезу
к знанию. В действительности движение
к истине предполагает осознание
незнания чего-то, после которого незнание
становится объектом изучения. В этом
смысле синергетика становится новым
ориентиром познания социального, выявления
новых «незнаний» об обществе, его
устройстве и динамике развития. Синергетика
как научная программа
Список литературы.
Информация о работе Синергетика и ее применение в социологии