Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:31, курсовая работа
Цель контрольно - курсовой работы: проследить процесс развития и становления российской системы высшего образования, и тенденции развития в настоящий момент.
В XIX - нач. XX века в России объективно сложилась потребность в новых знаниях, умениях, в новых качествах, свойственных человеку новой - капиталистической эпохи. Осознанность этой потребности привела к развитию представлений об образованности современного человека. Образованность в этот период имела ярко выраженный сословный характер, закрепляемый высокой платой за престижное образование. Крестьянское население России продолжало ориентироваться на традиционные принципы общинного воспитания и даже не столько финансовые вопросы, сколько отсутствие потребности в знаниях предлагаемых новыми учебными заведениями, отстраняло простых людей от идеалов и правовых норм системы образования периода развивающегося капитализма. Итогом этого стала поражающая безграмотность населения страны к началу XX века, за что царскую Россию критиковали во все времена.
До революции 1917 года в России было открыто только 11 университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский - 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский (1864), Варшавский (1869), Томский (1888), Саратовский (1909), Ростовский (1915), Пермское отделение Петроградского университета (1916) .Значение их для системы образования и общества в целом было огромным. Помимо университетов, к 1913 году в России насчитывалось еще около тридцати высших (то есть дававших высшее образование) учебных заведений. К ним относились: Историко-филологические институты (в Санкт-Петербурге и Нежине), Политехнические институты (в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве, Риге), Технологические институты (в Санкт-Петербурге, Харькове, Томске), Горный институт и Институт путей сообщения (в Санкт-Петербурге), Ветеринарные институты (в Казани, Харькове и Юрьеве), Духовные Академии (в Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве), Высшее художественное училище императорской Академии Художеств (Санкт-Петербург), Императорский Александровский Лицей (Царское село) и другие. Еще в начале XIX века согласно «Манифесту об учреждении министерств» (1802 г.) территория Российской империи была разделена на шесть учебных округов во главе с университетом. Университетам подчинялись гимназии, уездные училища. Университет с попечителем во главе, представлял собой учебно-административный центр своего округа. С возникновением высших учебных заведений неуниверситетского типа (технических, педагогических, сельскохозяйственных и других институтов) значение университетов не уменьшалось, а продолжало возрастать. Интенсивное социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века не успело сказаться на развитии высшего образования. В России одно высшее учебное заведение приходилось на 3,4 млн. человек, а один университет на 17 млн. населения (без учета Саратовского и Гельсингфорсского университетов). В Германии, например, один университет приходился на 2,8 млн. человек, а в Швейцарии, которая лидировала по количеству университетов (7) - один приходился на 0,5 млн. человек. Россия вступила на путь индустриальной модернизации и развития науки позднее, чем Западная Европа, однако и здесь сеть университетов тоже росла. Накануне Первой мировой войны был подготовлен проект открытия еще 15 университетов. Однако, его реализацию сдерживало отсутствие в государственной казне средств.
В середине XX века возникла новая социокультурная ситуация, которая начала менять модель университетского образования. Как заметил А. Вебер в работе «Университет и историческая ситуация», в новой эпохе массовизации с множеством новых проблем возникли массовые новые организации, занятые решением этих проблем. В таких условиях университет разрастается в огромную организацию, сильно отличающуюся от «идеальной» модели Гумбольдта. Глубина социальных изменений привела к революционным преобразованиям, как в структуре знания, так и в самих университетах. Происходит специализация университетов, которая «является в значительной степени следствием постоянного преобразования существования, присущего эпохе массовизации и совершающегося в ней».4
В 40-50-е годы XX века отмечается небывалый подъем советского университетского образования. Успехи науки в исследовании космоса, в развитии ядерной энергетики, другие достижения подняли престиж высшего, а в большей степени университетского образования, на максимальную высоту. Одновременно с этим на Западе начинается первая волна дифференциации высшего образования, когда наряду с традиционным университетским образованием бурно развивается неуниверситетский сектор.
80-е - начало 90-х годов XX века отмечены усилением интеграционных процессов в вузовской системе, которые особенно коснулись университетов. Во-первых, происходит сближение гуманитарного и технического образования, их взаимопроникновение, что легче всего можно осуществить в рамках университетов, где наличествует весь спектр фундаментальных наук. Во-вторых, возрастает сотрудничество университетов разных стран путем постоянного обмена студентами и преподавателями, разработки совместных научных проектов, унификации учебных планов. С 1992 г. университетское образование в России вступило в новый этап своего развития. Это связано с целым рядом обстоятельств и, в первую очередь, с тем, что прекратили существование Советский Союз и вместе с ним единая вузовская система. Началось строительство новой системы высшего образования в границах каждой из 15 республик, образованных на территории бывшего СССР. При этом оказались разорванными традиционные межвузовские связи как по линии учебно-методической, так и научной работы, что создало дополнительные трудности. В российских университетах появилось значительное количество специалистов высокой квалификации, выехавших по разным причинах из ныне независимых государств ближнего зарубежья. В Российской Федерации уже в 1992 г. четко обозначились новые тенденции в развитии университетского образования: учитывая удельный вес университетов в системе высшего образования во всем мире и желая одним махом преодолеть наше отставание в этом направлении, правительство широко открыло двери для преобразования узкоспециальных институтов в университеты. За один 1992 г. число университетов в РФ выросло с 48 до 97, в Санкт-Петербурге вместо 1 - более 10. В результате свыше 20% студентов обучалось к началу 1993 г. в российских университетах. Некоторые, из вновь открытых стремятся сочетать черты классического и современного университета. Однако в большинстве случаев преобразование институтов в университеты носило чисто формальный характер, о чем свидетельствовали материалы социологических опросов. Так, 69% опрошенных студентов и 63% преподавателей ответили, что образование новых университетов - просто формальное переименование; 14% студентов и 18% преподавателей считали, что это может принести вред, и только по 11% преподавателей и студентов признали повышение качества обучения в связи с преобразованием.
Новым явлением в жизни российских университетов стало определенное расширение их прав, принятие университетских уставов, учитывающих конкретные условия и традиции данного учебного заведения. На основе новых уставов во многих университетах в середине 90-х гг. прошли первые выборы ректоров на альтернативной основе, к руководству университетами пришли авторитетные ученые, получившие широкую поддержку университетских коллективов. В последние годы российские университеты стремятся к открытию факультетов, специальностей, позволяющих удовлетворять новые потребности общества. В результате расширилась и началась подготовка в университетах социологов, политологов, культурологов, специалистов по экологии, информатике, социальных работников и других актуальных специальностей.
Российские университеты получили возможности расширять в последние годы разнообразные связи с зарубежными, участвовать в различных европейских и международных научных и учебных программах. Санкт-Петербургский университет имел к 1997 г. прямые договора о сотрудничестве с 40 зарубежными университетами, на его факультетах обучалось около 1300 студентов, аспирантов и стажеров из-за границы. Это помогает не только преодолевать прежний отрыв от университетской системы Запада, но способствует получению средств, так необходимых российским вузам в условиях вхождения в рыночную экономику. Безусловно, позитивную роль играют соросовские стипендии, получаемые профессорами, доцентами, аспирантами и студентами многих университетов. Они оказывают существенную материальную поддержку талантливым ученым, аспирантам и студентам, позволяют им отдавать больше времени и сил учебе и научной работе. Обмен опытом с зарубежными университетами, участие в международных программах позволяют выяснить, в чем наше преимущество и в чем мы отстаем. Отставание, прежде всего, относится к материальной базе российских университетов: отсутствие современного оборудования, недостаток компьютерной техники, множительной аппаратуры, снижение возможностей закупки новейшей литературы и периодики, трудности с оплатой зарубежных командировок, не включенность в систему Интернета и так далее. В то же время ясно видно, что отечественная система преподавания фундаментальных наук, широкая общетеоретическая подготовка выпускников университетов, многочисленные семинарские и практические занятия позволяют окончившим российские университеты свободно ориентироваться в сложных ситуациях, принимать самостоятельные решения, участвовать в исследовательской работе на самых современных направлениях.
Российские профессора и доценты не уступают по своей подготовке зарубежным, имея перед ними определенные преимущества, прежде всего, в общенаучной эрудиции, в умении более широко взглянуть на стоящую перед исследователем научную проблему. Сохранению и развитию положительных сторон отечественного университетского образования призвана служить федеральная программа «Российские университеты», которая действует уже ряд лет и охватывает все университеты Российской Федерации. Проводимая с участием правительственных комиссий аккредитация университетов должна способствовать объективному установлению их рейтинга, выделению тех из их числа, которые могут получить звание федеральных исследовательских и в связи с этим достаточное финансирование не только для сохранения имеющегося потенциала, но и для движения вперед.5
Глава 2 Место и роль высшего образования
в современном обществе
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
2.1 Особенности развития системы высшего образования
на современном этапе
Поступив в высшее учебное заведение, вы вошли в особый мир, имеющий свою организацию, свои законы и правила жизни, свою историю и перспективы, населенный множеством самых разных людей. Называется это особое сообщество система высшего профессионального образования. Любая система представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенных связях и отношениях и образующих при этом некое единство, целостность. Основными элементами системы высшего профессионального образования являются:
• высшие учебные заведения;
• органы управления высшим образованием, главный из которых - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;
• научно-исследовательские и другие учреждения и организации, которые обеспечивают развитие и повседневную деятельность всей системы высшего образования.
Взаимодействия и взаимоотношения, как между всеми этими учреждениями, так и внутри них регулируются законами и нормативными документами; самые важные из них - Законы Российской Федерации «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Обучение в высшем учебном заведении осуществляется по установленной образовательной программе, которая представляет собой целый комплект разных документов, определяющих, как должен быть построен учебный процесс в вузе: какие дисциплины будут изучать студенты, в какой последовательности, в каком объеме и т. д. Разрабатывается такая программа самим образовательным учреждением, в котором она реализуется. Однако понятно, что разрабатывая свою собственную образовательную программу, каждый вуз должен опираться на какие-то общие для всех нормы, чтобы выпускники разных учебных заведений, получающие одну и ту же профессию, осваивали именно те знания и в таком объеме, какие обязательно нужны специалисту данного профиля.
В Российской Федерации существует три вида высших учебных заведений, в которых можно получить высшее образование: институт, академия и университет. Академия отличается более узким спектром специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.п. Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований. Для статуса "институт" учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов. Учебному заведению право вести образовательную деятельность дает лицензия. Лицензия - это государственный документ, разрешающий вузу (или его филиалу) заниматься подготовкой специалистов в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Лицензию обязаны иметь как негосударственные, так и государственные вузы. Этот документ выдается на 5 лет. По истечении срока действия лицензии деятельность вуза является незаконной. Лицензия вуза или филиала должна иметь приложения. В приложениях к лицензии указываются все специальности, по которым вуз или филиал имеет право вести подготовку специалистов. Если специальности, на которую объявлен прием студентов, нет в приложении, значит, обучение студентов на этой специальности является незаконным. 6
Можно отметить, что в Российской Федерации существуют различные формы собственности учебных заведений: государственные (в том числе муниципальные и субъектов федерации) и негосударственные (учредителями которых являются юридические или физические лица). Все аккредитованные учебные заведения, независимо от формы собственности, имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от призыва на срочную военную службу. 19 сентября 2003 года на Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» министры 33 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Со стороны России свою подпись поставил министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов. Это решение закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Для РФ это означает, что она обязуется до 2010 года воплотить в жизнь основные цели и принципы Болонского процесса. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов. Сегодня в российской системе образования магистратура входит в структуру высшего профессионального образования. На сегодняшний момент выпускники вузов могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного специалиста или магистра по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.