Система социального партнёрства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[1], интересы работодателей - союзами предпринимателей[2].

Вложенные файлы: 1 файл

соц партнерство.docx

— 44.64 Кб (Скачать файл)

Напротив, представительские организации  предпринимательских кругов, возникшие  значительно позже профсоюзов - в  начале XX века (общенациональные организации  появились еще позднее), обнаруживают тенденцию к укреплению за счет слияния  ассоциаций предпринимателей в общенациональные объединения (например, Конфедерация шведских предпринимателей).

В скандинавских странах, Швейцарии, Ирландии, ФРГ изначально возникли организации предпринимателей двух типов. Одни обладали только экономическими функциями (торговые палаты, экономические  ассоциации), другие - исключительно  социально-трудовыми. С течением времени  во многих странах - Великобритании, Франции, Италии, Бельгии - произошло объединение  тех и других (например, во Франции  все эти функции сосредоточились  в Национальном совете французских  патронов, созданном в 1936 году).

Европейским организациям обеих противостоящих сторон в целом присуще стремление к достижение компромисса, выработке оптимальной формулы взаимоприемлемых условий, учитывающей интересы различных общественно-политических и экономических сил страны. Причем и предприниматели и профсоюзы исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными исследовательскими центрами. Ушла в прошлое практика выдвижения требований, способных подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а в конечном счете и самих трудовых коллективов. Например, германские профсоюзы, имеющие значительный и институционально оформленный опыт сотрудничества с бизнесом, при отстаивании интересов наемных работников идут на значительные уступки, осознавая необходимость модернизации производства и крупных структурных преобразований. Предприниматели, требуя уступок от профсоюзов, со своей стороны, также стремятся не преступать известных границ. Баланс в партнерских отношениях не нарушается даже при смене правящей коалиции.

Заключаемые на один два года коллективные договоры между предприятиями и  профсоюзами стали весьма эффективной  формой регуляции трудовых отношений, обеспечивающих непосредственное участие  трудящихся в производственных процессах, предотвращающих, как правило, возникновение  серьезных конфликтов и стачечной  борьбы. Они заключаются на одном  из трех уровней - национальном, отраслевом и фирменном. Особенно эффективны коллективные договора, заключаемые на высшем национальном уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов, действительные во всех отраслях и обязательные для  соблюдения на каждом предприятии или  учреждении в течение всего срока  действия договора11. Во Франции, например, в год заключается пять-семь общенациональных коллективных договоров, тридцать-сорок  отраслевых и около шести с  половиной тысяч на отдельных предприятиях12. Коллективные договоры стали основной формой проявления реальных партнерских отношений на Западе. Кроме нее известны еще три: институционализированное участие работников в управлении через не профсоюзные органы рабочего представительства и соучастие трудящихся в советах директоров компаний; "прямое" участие трудящихся в делах предприятия на уровне рабочего места; участие трудящихся в прибылях, доходах и в акционерной собственности предприятий и компаний. Форма участия наемных работников в управлении через не профсоюзные органы рабочего представительства получила довольно широкое распространение только в промышленно развитых западноевропейских странах. В США и Канаде проблема демократизации трудовых отношений решается преимущественно через механизм коллективных договоров.

Прямое вовлечение наемных работников в дела предприятия, широко практикуемое в Японии и в последнее время  в США, осуществляется посредством  методов гибкой организации труда  или интегрируется в управление человеческими ресурсами (УЧР). Владельцы  американских предприятий, подавляющая  часть которых не охвачена профсоюзами, стали испытывать острую потребность  в механизме сотрудничества, налаживании  партнерских отношений с персоналом для повышения производительности труда, что, собственно, является основным мотивом. По данным сенатского Комитета по труду и человеческим ресурсам Конгресса США, в середине 1990-х  годов различные формы вовлечения работников в управление использовали 75 процентов руководителей всех американских предприятий и 96 процентов  крупных (с численностью персонала  свыше 5 000 человек)

 

6 Профсоюзы как субъект системы социального партнерства

Одним из главных  субъектов социального партнерства  выступают профсоюзы, которые призваны представлять, выражать и защищать интересы наемных работников. Как специфический социальный институт общества, профсоюзы в системе социального партнерства представляют наиболее подвижный элемент трудовых отношений — наемных работников и защищают их интересы в области занятости, условий и оплаты труда, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Предназначение профсоюзов состоит в том, что они не позволяют работодателю опустить стоимость рабочей силы ниже ее минимального предела. Для этого профсоюзы используют различные формы и методы отстаивания интересов наемных работников.

Очевидно, что профсоюзы  являются субъектом системы социального  партнерства, объективно более всех заинтересованным в становлении  и эффективном действии системы  социального партнерства, поскольку  они представляют наименее защищенную социальную общность — наемных работников. Если предприниматель защищен своей  собственностью, капиталом, если государство  защищено всей силой власти, то наемный  работник, лишенный такой защиты, может  быть защищен лишь силой своего объединения, силой своей солидарности.

Самым главным, самым  «святым» делом профсоюзов следует  признать выполнение ими функции  защиты законных интересов и прав трудящихся, понимаемой в самом широком  смысле, т.е. включающей деятельность как  по охране прав и недопущению административного  произвола в отношении трудящихся, так и по улучшению условий  их труда и быта, по решению разнообразных  социальных проблем. В прошлом при всей значимости этой функции она все-таки, как правило, упоминалась на втором месте, а на первом стояла забота о производстве, задача «мобилизации усилий трудящихся в борьбе за улучшение производственных результатов».

Защита интересов  трудящихся выражает общественное назначение профсоюзов, она должна стать целью  их существования, содержанием их деятельности во всех сферах — в экономике, социально-бытовой  и культурной, а степень эффективности  реализации этой функции — главным  мерилом и критерием правильности их действий.

Защита интересов  граждан нашего общества — в самом  широком смысле этого понятия  — осуществляется, разумеется, не только профсоюзами, но и политическими  партиями, государством, другими общественными  организациями. Но роль профсоюзов в  этом деле решающая.

Система социальной защиты в широком смысле — это  система правовых, социально-экономических  и политических гарантий, предоставляющих  условия для обеспечения средств  существования:

• трудоспособным гражданам — за счет личного трудового  вклада, экономической самостоятельности  и предприимчивости;

• социально уязвимым слоям — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В полном своем проявлении (объеме) социальная защита охватывает следующие направления:

• обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима;

• создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

• создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного  минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в  образовании, медицинской помощи и  т.д.;

• обеспечение благоприятных  условий труда для наемных  работников, защита их от негативных воздействий  рыночной экономики;

• обеспечение экологической  безопасности членов общества;

• защита граждан  от преступных посягательств;

• защита гражданских  и политических прав и свобод, соответствующих  принципам правового, социального  государства;

• создание условий, исключающих вооруженные, социальные и межнациональные конфликты;

• защита от политического  преследования и административного  произвола;

• обеспечение свободы  духовной жизни, защита от идеологического  давления;

• создание благоприятного социально-психологического климата  как в обществе в целом, так  и в отдельных ячейках и  структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

• обеспечение максимально  возможной стабильности общественной жизни[40].

Начало реформ принесло в профсоюзы осознание необходимости  серьезных перемен. Их кульминацией стало решение пленума ВЦСПС в сентябре 1989 г. об отказе от уставного пункта о руководящей роли КПСС в профсоюзах. Это значительно меняло саму концепцию профдвижения, открывая дорогу действительной самостоятельности профсоюзов, повышению их веса и авторитета в обществе и среди трудящихся. Эта самостоятельность выражается в:

• самостоятельной  оценке ситуации в основных аспектах социально-экономического развития общества (например, в определении прожиточного минимума, социальных стандартов жизни  людей и др.);

• открытом, демократическом, гласном выражении позиции профсоюзов по важнейшим проблемам развития общества, по актуальным вопросам его жизни;

• выдвижении своих  альтернативных правительственным вариантов решений социально-экономических проблем (например, обеспечение занятости трудоспособного населения);

• самостоятельной  разработке своих платформ по основным вопросам социально-экономического и  духовного развития общества;

• самостоятельном  определении своей структуры и решении кадровых вопросов.

В настоящее время  вместо советских профсоюзов — единой массовой организации трудящихся, существовавшей в СССР свыше 70 лет, в постсоветской  России зарегистрировано более 200 профсоюзных  объединений, претендующих на роль защитников социально-трудовых прав и интересов  работников.

В современном российском профдвижении можно выделить две  основные группы профсоюзов с условными  названиями:

• традиционные профсоюзы; это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы, объединившиеся в настоящее время, прежде всего в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР).

• новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.

 

 

7 Выделяются три типа предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. В России производственным предпринимательством занято 20% предпринимателей, в финансовой сфере — 15% и в коммерческой — 65% предпринимателей.

Производственное  предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление  товаров и услуг, коммерческое —  на их обмен, распространение и потребление, а финансовое — на обращение, обмен  стоимостей. Будучи относительно самостоятельными, эти виды предпринимательской деятельности взаимно дополняют друг друга. Производственное предпринимательство — самое  трудное. Поэтому в реальной действительности, где многие бизнесмены стремятся  побыстрее «снять сливки», предпринимательство устремляется преимущественно в коммерческое, торгово-посредническое русло.

Предпринимательство существует в крупных, средних и  малых формах. Если рассматривать  структуру предпринимательства  сверху вниз, то на самом верху будут  крупные предприниматели. Они относятся  к верхней, очень тонкой прослойке  — их немного (примерно 5% предпринимателей России). Крупные предприниматели  отличаются, с одной стороны, наибольшей заинтересованностью в развитии либеральных реформ, а с другой — наличием средств и возможностей реализовать свои интересы. Это один из главных «локомотивов» реформ.

Специалисты, исследующие  проблемы малого бизнеса в развитых странах, среди множества его  достоинств выделяют следующие:

• независимость  действий, нескованность в управленческой иерархии, дающих свободу деловой активности энергичному и инициативному предпринимателю. Возможность принятия более гибких и оперативных решений, так как в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения;

• адаптация к  особенностям местных условий. Малый  бизнес идеально приспособлен для изучения и учета особенностей местного рынка;

• малый бизнес отличается более низкими операционными  расходами, малым фондом заработной платы, небольшими инвестициями в оборудование, низкими управленческими расходами;

• мелкое предпринимательство  дает возможность реально рассчитывать на быстрый материальный успех;

• в сфере малого бизнеса немало людей имеет возможность  совмещать несколько профессий, быть в одном лице и финансистом, и менеджером, и т.п.;

• малый бизнес более маневренен, чем крупный, который, как правило, ограничен в своих действиях из-за процедур, разработанных головным предприятием. Особенно ярко это преимущество выражается в работе сезонного характера или в экстремальных условиях;

• в малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем  свидетельствует преобладание малого бизнеса в электронике, генной инженерии, компьютерной технологии.

Предприниматели играют очень важную роль в рынке труда. Они выступают здесь, прежде всего  в качестве основного социального  партнера профсоюзов трудящихся. Основными  предметами диалога между объединениями  предпринимателей и профсоюзами  трудящихся являются: гарантии занятости, величина заработной платы, условия  труда, продолжительность рабочего дня, интенсивность труда, его охрана, социальные гарантии и т.д.

Известно, что главный  интерес предпринимателя заключается, прежде всего в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес возможно большую прибыль. А этого можно достичь лишь при стабильном, устойчивом состоянии коллектива, региона, отрасли и общества. Поэтому российский предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира. Для него опасна ситуация политической конфронтации. Любой предприниматель непосредственно заинтересован в том, чтобы избежать острых социальных конфликтов, так как они сводят на нет главную экономическую цель — получение прибыли.

Информация о работе Система социального партнёрства