Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[1], интересы работодателей - союзами предпринимателей[2].
Напротив, представительские организации предпринимательских кругов, возникшие значительно позже профсоюзов - в начале XX века (общенациональные организации появились еще позднее), обнаруживают тенденцию к укреплению за счет слияния ассоциаций предпринимателей в общенациональные объединения (например, Конфедерация шведских предпринимателей).
В скандинавских странах, Швейцарии,
Ирландии, ФРГ изначально возникли
организации предпринимателей двух
типов. Одни обладали только экономическими
функциями (торговые палаты, экономические
ассоциации), другие - исключительно
социально-трудовыми. С течением времени
во многих странах - Великобритании, Франции,
Италии, Бельгии - произошло объединение
тех и других (например, во Франции
все эти функции
Европейским организациям обеих противостоящих сторон в целом присуще стремление к достижение компромисса, выработке оптимальной формулы взаимоприемлемых условий, учитывающей интересы различных общественно-политических и экономических сил страны. Причем и предприниматели и профсоюзы исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными исследовательскими центрами. Ушла в прошлое практика выдвижения требований, способных подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а в конечном счете и самих трудовых коллективов. Например, германские профсоюзы, имеющие значительный и институционально оформленный опыт сотрудничества с бизнесом, при отстаивании интересов наемных работников идут на значительные уступки, осознавая необходимость модернизации производства и крупных структурных преобразований. Предприниматели, требуя уступок от профсоюзов, со своей стороны, также стремятся не преступать известных границ. Баланс в партнерских отношениях не нарушается даже при смене правящей коалиции.
Заключаемые на один два года коллективные
договоры между предприятиями и
профсоюзами стали весьма эффективной
формой регуляции трудовых отношений,
обеспечивающих непосредственное участие
трудящихся в производственных процессах,
предотвращающих, как правило, возникновение
серьезных конфликтов и стачечной
борьбы. Они заключаются на одном
из трех уровней - национальном, отраслевом
и фирменном. Особенно эффективны коллективные
договора, заключаемые на высшем национальном
уровне между ассоциацией
Прямое вовлечение наемных работников
в дела предприятия, широко практикуемое
в Японии и в последнее время
в США, осуществляется посредством
методов гибкой организации труда
или интегрируется в управление
человеческими ресурсами (УЧР). Владельцы
американских предприятий, подавляющая
часть которых не охвачена профсоюзами,
стали испытывать острую потребность
в механизме сотрудничества, налаживании
партнерских отношений с
Одним из главных
субъектов социального
Очевидно, что профсоюзы являются субъектом системы социального партнерства, объективно более всех заинтересованным в становлении и эффективном действии системы социального партнерства, поскольку они представляют наименее защищенную социальную общность — наемных работников. Если предприниматель защищен своей собственностью, капиталом, если государство защищено всей силой власти, то наемный работник, лишенный такой защиты, может быть защищен лишь силой своего объединения, силой своей солидарности.
Самым главным, самым
«святым» делом профсоюзов следует
признать выполнение ими функции
защиты законных интересов и прав
трудящихся, понимаемой в самом широком
смысле, т.е. включающей деятельность как
по охране прав и недопущению
Защита интересов
трудящихся выражает общественное назначение
профсоюзов, она должна стать целью
их существования, содержанием их деятельности
во всех сферах — в экономике, социально-бытовой
и культурной, а степень эффективности
реализации этой функции — главным
мерилом и критерием
Защита интересов граждан нашего общества — в самом широком смысле этого понятия — осуществляется, разумеется, не только профсоюзами, но и политическими партиями, государством, другими общественными организациями. Но роль профсоюзов в этом деле решающая.
Система социальной
защиты в широком смысле — это
система правовых, социально-экономических
и политических гарантий, предоставляющих
условия для обеспечения
• трудоспособным
гражданам — за счет личного трудового
вклада, экономической
• социально уязвимым слоям — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В полном своем проявлении (объеме) социальная защита охватывает следующие направления:
• обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима;
• создание условий,
позволяющих гражданам
• создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
• обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;
• обеспечение экологической безопасности членов общества;
• защита граждан от преступных посягательств;
• защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;
• создание условий, исключающих вооруженные, социальные и межнациональные конфликты;
• защита от политического
преследования и
• обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
• создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
• обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни[40].
Начало реформ принесло
в профсоюзы осознание
• самостоятельной оценке ситуации в основных аспектах социально-экономического развития общества (например, в определении прожиточного минимума, социальных стандартов жизни людей и др.);
• открытом, демократическом, гласном выражении позиции профсоюзов по важнейшим проблемам развития общества, по актуальным вопросам его жизни;
• выдвижении своих альтернативных правительственным вариантов решений социально-экономических проблем (например, обеспечение занятости трудоспособного населения);
• самостоятельной разработке своих платформ по основным вопросам социально-экономического и духовного развития общества;
• самостоятельном определении своей структуры и решении кадровых вопросов.
В настоящее время вместо советских профсоюзов — единой массовой организации трудящихся, существовавшей в СССР свыше 70 лет, в постсоветской России зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, претендующих на роль защитников социально-трудовых прав и интересов работников.
В современном российском профдвижении можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:
• традиционные профсоюзы; это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы, объединившиеся в настоящее время, прежде всего в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР).
• новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.
7 Выделяются три типа предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. В России производственным предпринимательством занято 20% предпринимателей, в финансовой сфере — 15% и в коммерческой — 65% предпринимателей.
Производственное
предпринимательство
Предпринимательство существует в крупных, средних и малых формах. Если рассматривать структуру предпринимательства сверху вниз, то на самом верху будут крупные предприниматели. Они относятся к верхней, очень тонкой прослойке — их немного (примерно 5% предпринимателей России). Крупные предприниматели отличаются, с одной стороны, наибольшей заинтересованностью в развитии либеральных реформ, а с другой — наличием средств и возможностей реализовать свои интересы. Это один из главных «локомотивов» реформ.
Специалисты, исследующие проблемы малого бизнеса в развитых странах, среди множества его достоинств выделяют следующие:
• независимость действий, нескованность в управленческой иерархии, дающих свободу деловой активности энергичному и инициативному предпринимателю. Возможность принятия более гибких и оперативных решений, так как в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения;
• адаптация к особенностям местных условий. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения и учета особенностей местного рынка;
• малый бизнес
отличается более низкими операционными
расходами, малым фондом заработной
платы, небольшими инвестициями в оборудование,
низкими управленческими
• мелкое предпринимательство
дает возможность реально
• в сфере малого бизнеса немало людей имеет возможность совмещать несколько профессий, быть в одном лице и финансистом, и менеджером, и т.п.;
• малый бизнес более маневренен, чем крупный, который, как правило, ограничен в своих действиях из-за процедур, разработанных головным предприятием. Особенно ярко это преимущество выражается в работе сезонного характера или в экстремальных условиях;
• в малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует преобладание малого бизнеса в электронике, генной инженерии, компьютерной технологии.
Предприниматели играют очень важную роль в рынке труда. Они выступают здесь, прежде всего в качестве основного социального партнера профсоюзов трудящихся. Основными предметами диалога между объединениями предпринимателей и профсоюзами трудящихся являются: гарантии занятости, величина заработной платы, условия труда, продолжительность рабочего дня, интенсивность труда, его охрана, социальные гарантии и т.д.
Известно, что главный
интерес предпринимателя