Система социальной защиты в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть роль системы социальной защиты государства в развитии современного общества.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: выявить причины появления социальной защиты; изучить понятие социальной защиты и социальной экономики; рассмотреть основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы; рассмотреть организацию экономической деятельности социальных служб; показать роль социальной защиты в развитии общества.

Содержание

ведение
I. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
1.1. Понятие социальной экономики
1.2. Причины появления социальной защиты
1.3. Понятие социальной защиты в условиях рынка
II. Основные меры по повышению доходов населения
2.1. Социальная помощь
2.3. Организационно-экономические основы социальной защиты в условиях рынка
2. 4. Организация экономической деятельности социальных служб

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа моя эк-ка.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Организационно-экономическими основами социального обеспечения  являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. Государственные органы, учреждения социальной защиты, ведомства, министерства, службы и негосударственные учреждения выполняют функции по социальному обеспечению. Государственный бюджет и социальное страхование составляют экономическую основу социального обеспечения. Выплаты по социальному страхованию производят из страховых фондов, которые образуются с помощью отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет отчислений из бюджетов различных уровней. Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями. Пенсионное обеспечение основывается на следующем законодательстве: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Главная задача Пенсионного фонда РФ - обеспечить финансовую стабильности пенсионной системы. Последнее представляет собой создание условий для постоянной выплаты пенсий в установленные сроки, а также повышение размеров пенсий, учитывая изменение потребительских цен. Государственное (обязательное) социальное страхование является составной частью социального обеспечения.19

К основным задачам Фонда  социального страхования относятся:

1.обеспечить  пособия при рождении ребенка,  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, оздоровительные мероприятия детям, гарантированные государством; 2. участвовать в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, а также мер по совершенствованию социального страхования; 3. осуществлять меры, которые обеспечивают финансовую устойчивость фонда.

Медицинское страхование  представляет собой форму социальной защиты интересов населения по охране здоровья. Его целью является гарантирование гражданам получение медицинской помощи с помощью средств, которые были накоплены, и при возникновении страхового случая финансирование профилактических мероприятий. Организационные, правовые, экономические основы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование происходит в таких формах, как: обязательное и добровольное.20 Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программами ОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение.

2. 4. Организация экономической деятельности социальных служб

Основой организации  деятельности социальных служб является ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Социальные службы представляют собой предприятия, учреждения вне  зависимости от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также это граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту социальной службы помощи.21 Клиент социальной службы является гражданином, который находится в очень трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента. Среди видов такой деятельности необходимо выделить:

социальная  поддержка;

оказание материальной помощи;

оказание социально-бытовых,

социально-медицинских,

социально-правовых, психолого-педагогических услуг;

проведение  социальной адаптации и реабилитации.

Экономическая деятельность социальных служб  включает:

  • кадровая политика;
  • планирование и финансирование;
  • организация и оплата труда работников.

Планирование - это составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.

Финансирование - определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств: бюджетов определенного уровня; оказания платных услуг; от предпринимательской деятельности; Фонда социальной поддержки; федерального бюджета в случае выполнения целевых программ; благотворительных организаций и др.

Социальные службы могут  финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом.22

Кадровая политика –  это система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения. Кадры социальной работы - это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями.

Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в  различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были выявлены причины появления социальной защиты, дано понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрены вопросы социальной помощи и социальных льгот, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономической деятельности социальных служб.

В широком смысле слова  под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает  с  разветвленной  системой  гарантий  прав  человека.  Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся и особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой основе, и ассигнований государством.

Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с  общим понятием социальной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня населения.23 Действительно, социальная политика социального государства должна быть направлена на социальную защиту своих граждан, но указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остаются такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.24

Создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства - защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Все категории населения так или иначе нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д. Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.25

Важнейшими составляющими  системы социального обеспечения  общественно необходимого бюджета материального достатка (социального минимума доходов) должны стать: обязательный систематический пересмотр минимальной заработной платы, пенсий, пособий и других минимальных доходов населения страны; систематическая корректировка фиксируемых показателей минимальных доходов в соответствии с ростом стоимости жизни; введение социальных пособий на проживание нетрудоспособных иждивенцев на местном уровне, например, пособия на «бедность»; сочетание денежных доплат малообеспеченным гражданам страны с другими формами социальной поддержки, в том числе натуральными и льготными выдачами (бесплатные продовольственные талоны, гарантированные наборы продовольственных товаров для ребенка, дотации на поддержание социально низких цен на предметы первой необходимости).

 

Список используемой литературы

  1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. - .324 с.
  2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С.224.
  3. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 192.
  4. Глушенко П. П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика). СПб., 1998. С. 20-22.
  5. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // «Социальное и пенсионное право», 2007, № 2.
  6. Кураков Л.П. Экономическая теория. Учеб. - М: Юрист, 2008.- 472 с.
  7. Кучуков Р.А. Экономическая теория. Учеб. М: ИНФРА – 2007. 520 с.
  8. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // «Трудовое право», 2008, № 3.
  9. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. 397 с.
  10. Николаева И. Экономическая теория. Уч. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 564 с.
  11. Право социального обеспечения России: учеб./М.О.Буянова, К.Н.Гусов [и др.]; отв. Ред. К.Н. Гусов. – 4-е изд., перераб.. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.
  12. Порягина О.А. Правовые проблемы социальной политики: Учеб.пособие. Иркутск, 2001. - С.25, 51
  13. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006.С. 192.
  14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М: Экономист, 2009. С.672.
  15. Салихов Б.В. Экономическая теория. М: Проспект, 2007. – 784 с.
  16. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В.С. Кукушина. М., 2007. – 386 с.
  17. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2001. – 204 с. – С. 94
  18. Экономика. Учеб./Под. Ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 2005. – 792 с.
  19. Юдин  В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. – Казань, 1995. – 124 с.

Нормативные правовые акты

  1. ФЗ от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 22.07. 2008)
  2. ФЗ от 15.12. 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 22.07. 2008)
  3. ФЗ от 15.12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.07. 2008)
  4. ФЗ от 17.07. 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 14.07. 2008)
  5. ФЗ от 21.12. 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08. 2004)
  6. ФЗ от 10.12. 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08. 2004)
  7. ФЗ от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 14.07. 2008)
  8. ФЗ от 19.05. 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 14.07. 2008)
  9. ФЗ от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 22.07. 2008)
  10. Закон РФ от 28.06. 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» ред. от 29.12. 2006)
  11. Закон РФ от 15.05. 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 14.07. 2008)

1  Юдин В. П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995 С. 4.

 

2 Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.

3 Кучуков Р. А. Экономическая теория. М., 2007. С. 219.

4 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М., 2009. С. 306.

5 Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2001. – 204 с. – С. 91

6  Правительство Российской Федерации. Постановление от 26 февраля 1997 года № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации».

7 Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2001. – 204 с. – С. 94

8 Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2001. – 204 с. – С. 95

9 Салихов Б. В. Экономическая теория. М., 2007. С. 488.

10 Миронова Т. К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 182.

11 Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2007, № 2.

12 Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В. С. Кукушина. М., 2007. С. 94.

13 Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2001. – 204 с. – С. 98

Информация о работе Система социальной защиты в условиях рынка