Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:00, контрольная работа
Практически половина подростков прошедших лечение в наркологическом стационаре, без профилактической реабилитации вновь начинают употреблять ПАВ. Полноценная реабилитация подростков требует реализации сложного комплекса социально-психологических мероприятий направленных на самого подростка и его социальное окружение. Проблемы организации системы социальной работы в реабилитационно - профилактических Центрах помощи подросткам - наркоманам требуют все большего внимания со стороны социальных служб и общества в целом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра социальной и семейной педагогики
Контрольная работа
По дисциплине «Профилактика социальных отклонений»
На тему: «Система социальной работы в реабилитационно - профилактических Центрах помощи подросткам - наркоманам»
Москва 2014 г.
Оглавление
Актуальность темы.
Употребление наркотических или, как их называют профессионалы, психоактивных веществ (ПАВ) достигло среди подростков в настоящее время критического уровня, и «…дальнейшее усиление существующих тенденций может вызвать необратимые последствия»1.
Практически половина подростков прошедших лечение в наркологическом стационаре, без профилактической реабилитации вновь начинают употреблять ПАВ. Полноценная реабилитация подростков требует реализации сложного комплекса социально-психологических мероприятий направленных на самого подростка и его социальное окружение. Проблемы организации системы социальной работы в реабилитационно - профилактических Центрах помощи подросткам - наркоманам требуют все большего внимания со стороны социальных служб и общества в целом.
Степень изученности темы. Проблемы этой темы нашли отражение в работах И. В. Жукова; М.Н. Паюшиной., С.В. Сафонцевой, М.Г. Цетлина и других.
Непродолжительная история существования в РФ реабилитационно - профилактических Центров помощи подросткам - наркоманам обуславливает большое поле для исследований системы социальной работы в них.
Объект исследования. Реабилитационно - профилактические Центры помощи подросткам - наркоманам.
Предмет исследования. Система социальной работы в реабилитационно - профилактических Центрах помощи подросткам – наркоманам.
Цель исследования. Описать и проанализировать систему социальной работы в реабилитационно - профилактических Центрах помощи подросткам – наркоманам.
Задачи исследования:
1. Выявить роль профилактики в борьбе с наркоманией.
2. Рассмотреть
основные задачи реабилитационно-
3. Изучить систему социальной работы в реабилитационно- профилактических Центрах помощи подросткам – наркоманам.
4. Рассмотреть
проблемы и критерии
На территории РФ под «наркоманией» понимают болезненного состояния, вызванного не медицинским потреблением наркотических средств. К наркомании относятся только те случаи немедицинского потребления психоактивных веществ (ПАВ), которые в установленном порядке отнесены к наркотическим средствам. «У подавляющего большинства наркозависимых лиц рецидив болезни возникает в течение 3 мес. после выписки из наркологического стационара»2.
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 год определено, что государственная политика в борьбе с распространением наркотиков «строится на основе приоритета профилактических мер»3
Реабилитация в наркологии - это сложнейшая система комплексного воздействия, направленная на возможно более полное восстановление физического, психического и духовного здоровья зависимого пациента, его личностного и социального статуса, способности полноценно функционировать в обществе без употребления ПАВ .4
Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации.
Наркологические реабилитационные учреждения для осуществления специализированной реабилитационной помощи подросткам наркоманам начали создавать в Российской Федерации в соответствии с приказом Минздрава России № 76 от 18.03.1997 г. «О наркологических реабилитационных центрах». Таким образом, реабилитационное направление в отечественной наркологии имеет небольшую историю, что и обусловливает большое поле деятельности в направлении социальной работы в этих центрах.
«Основными направлениями развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации являются: организация реабилитационных наркологических центров (отделений) в субъектах Российской Федерации; финансирование наркологических диспансеров и других специализированных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации на организацию деятельности наркологических реабилитационных подразделений; …совершенствование методов медико-социальной реабилитации больных наркоманией.»5
Реабилитационно-
Центр обслуживает подростков-наркоманов, попавших в наркотическую зависимость, в трудную ситуацию, а также членов их семей и всех, нуждающихся в консультации специалистов, работающих по программам реабилитации и профилактики наркомании среди молодежи.
Центр предоставляет услуги: пребывание в стационаре; оказание психологической помощи (включая по телефону); социально-реабилитационную терапию; консультации специалистов Центра.
Основные задачи Центра: профилактика роста подростковой наркомании; формирование потребности в здоровой жизни; помощь в нормализации отношений в семье; пропаганда борьбы с наркотической зависимостью среди молодежи; взаимодействие с другими органзациями в деле расширения полезного опыта профилактики наркомании в среде подростков; работа с детьми и подростков группы риска; участие в профилактических программах образовательных учреждений.
«Для осуществления поставленных задач в структуру реабилитационного центра могут включаться следующие подразделения: отделение социальной и медицинской реабилитации, амбулаторное отделение, реабилитационное общежитие, терапевтические сообщества, подсобные хозяйства»6.
Целью работы Центра является освобождение подростка и его семьи от наркотической зависимости, реабилитация и адаптация их в обществе.
Основные обязанности специалист по социальной работе Центра: формировать систему социально-психологических и социально-правовых отношений в сфере профилактики наркомании; проводить информационную и просветительские работы по предотвращению наркомании, выявляя ее физиологические, психологические и социальные корни и освещая проявления и последствия; устанавливать доверительный контакт с подростком, его семьей и школой; давать подросткам и их родителям необходимую информацию об употреблении ПАВ, и борьбы с ним, формирует установки на лечение; налаживать участие подростка и членов его семьи и друзей в реабилитационных программах Центра; осуществлять социально-психологическую помощь членам семьи и другим близким родственникам подростка.
При реабилитации подростка, социальный работник должен контролировать реабилитацию подростка в семье и учебном заведении; помогать в решении социальных и бытовых проблем.
Социальный работник Центра должен хорошо ориентироваться в правовых документах регламентирующих реабилитацию подростка; владеть методическими и нормативными материалами по социальной работе в наркологии; знать современные методы помощи подросткам наркоманам; использовать отечественный и зарубежный опыт по социальной работе с подростками-наркоманами.
«Реабилитация больных наркоманией определяется как совокупность медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления наркотиков»7.
«Реабилитация по отношению к подросткам, злоупотребляющие наркотиками представляет собой систему медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления наркотиков, вызывающих зависимость. Целью реабилитации является восстановление (или формирование) нормативного личностного и социального статуса молодого человека на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального, творческого потенциала»8. Реабилитационная помощь оказывается только после прохождения больными обследования и лечения в стационарных клинических наркологических учреждениях (отделениях), включая курс дезинтоксикации, или в амбулаторных лечебных отделениях наркологических диспансеров (специализированных кабинетах).
Целью реабилитации наркозависимого подростка является восстановление его нормального личностного и социального статуса на основе восстановления и развития его нравственного, эмоционального, и интеллектуального потенциала
«В целом лечебно-реабилитационный процесс условно разделен на взаимосвязанные периоды: предреабилитационный (консультативный, диагностический, лечебный), реабилитационный и постреабилитационный (профилактика срывов и рецидивов).
Собственно реабилитационный период состоит из трех последовательных этапов: адаптационного (от 2 до 4 нед.), интеграционного (от 1 до 2,5 мес.), стабилизационного (от 3 до 21 мес.). Затем не менее года продолжается постреабилитационный (профилактический, сугубо амбулаторный) период лечебно-реабилитационного процесса»9.
Задачи социальной работы при реабилитации подростков состоят в: формирование установки на окончательный отказ от немедицинского приема ПАВ, на активное включение в лечебно-реабилитационный процесс; осуществление комплекса лечебных и психолого-психотерапевтических мероприятий, направленных на прекращение тяги к ПАВ; предотвращение рецидивов; сглаживание поведенческих, аффективных, расстройств; укрепление общего здоровья подростка; коррекция искажений личности и формирование позитивного развития; улучшение социального общения подростка, формирование позитивных семейных, личностных отношений.
Успех социальной реабилитации определяется на основе оценки получаемых эффектов - наркологического, личностного, социального. «Особенно важны здесь показатели успешности решения подростком социальных задач и «качества» жизни, под которым понимается объективная оценка и субъективное восприятие подростком его положения в обществе, его ценностей, будущих ожиданий и проблем, т.е. соответствие желаемого и реального образа жизни»10. Должны учитываться: учеба и внеурочная работа, материальное и эмоциональное благополучие, состояние семейных и межличностных отношений, особенности общения, занятия в свободное время, наличие проблем.
Выводы.
Работа
социального работника при реабилитации
подростка-наркомана в реабилитационно-
В данной работе рассмотрены система социальной работы в реабилитационно - профилактических Центрах помощи подросткам – наркоманам.
Развитие сети реабилитационно - профилактических Центров помощи подросткам – наркоманам в нашей стране это важнейший этап искоренения наркомании среди несовершеннолетних.
Система социальной работы в Центрах нацелена на полноценную реабилитацию подростков-наркоманов и всестороннюю профилактику употребления ПАВ несовершеннолетними.
«Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации»11.