Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:47, шпаргалка
АВТОРИТЕТ – тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным. Эта проблема введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами: легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность; традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы); харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.
ДЕТЕРМИНИЗМ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ - методологическая позиция,
исходящая из признания определяющей
роли техники в общественном развитии.
Считается, что техника развивается по
своим, не зависящим от человека, законам
(подобно природе) и определяет развитие
социальной и культурной жизни. Т.е., социальное
признается производным от техники.
В отношении человека к технике на этом
методологическом фундаменте выделяются
две противоположные позиции: техницизм
– вера в безусловную благотворность
развития техники для человека и человечества
и антитехницизм - недоверие, страх перед
непредсказуемыми последствиями новых
технологий. Техницизм – это утопия эпохи
индустриализма, подчинившая жизнь общества
интересам постоянного технико-экономического
обновления и узаконившая неконтролируемую
эксплуатацию природы. Он господствовал
с 19 до второй половины 20 века и привел
человечество к ситуации глобального
технологического риска. На основе тезницизма
возникла идея технократии - особого типа
власти, основанного на знании, на замене
политических решений решениями техническими,
а политиков – техническими специалистами
из числа управленцев высшего уровня.
Антитехницизм, доминирующий в конце 20
века, исходит из той же позиции независимого
от человека, автономного развития техники,
видя, однако, в нем неизбежную для человека
опасность. Человеку остается позиция
либо радикальной враждебности к технике,
либо подчинения ей и стоического терпения.
ДИСТАНЦИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ – формирующиеся в различных
системах социальной стратификации чувства
и отношения отчужденности и недоступности
между представителями различных социальных страт.
В некоторых системах социальной стратификации
эти отношения могут быть формально институциализированы
( каста или апартеид – система расового
разделения, проявляющаяся в ограничениях
на пользование общественными местами
– школами, больницами, пляжами и т.п.,
на сферы занятости, на смешанные браки
и т.д.). Неофициально они существуют во
всех системах. Широко известна шкала
социальной дистанции Богардуса, предназначенная
для измерения степени толерантности
( терпимости ) или предубеждения, существующих
в отношениях между различными социальными
группами.
ДОСУГ -
время, свободное от профессиональной
занятости и домашних обязанностей.
Количество свободного времени постоянно
увеличивается: с менее чем 1тыс. часов
в год в доиндустриальных обществах до 4 тыс. часов в год в
современных индустриальных странах.
Рабочее время составляет около 40 часов
в неделю. Именно с этой тенденцией связаны
быстрые темпы роста индустрии досуга,
обеспечивающей различные способы его
проведения. Способы проведения досуга
(или его типы) существенно различаются
по разным основаниям: полу, классовой
принадлежности, возрасту, доходу и т.п.
Так, жизнь молодежи и пенсионеров организована
главным образом вокруг досуга; у женщин
свободного времени меньше, чем у мужчин;
мужчины проводят больше свободного времени
вне дома, чем женщины, и т.д. В значительной
мере формы досуга обусловлены культурой
массового потребления. Но есть и тенденции,
позволяющие рассматривать определенные
формы досуга как сферу растущего сопротивления
стандартизации и рыночным отношениям.
В 1950-х гг. появились концепции "общества
досуга", "посттрудового общества".
В них современное общество рассматривается
как общество, в котором труд утрачивает
свое прежнее доминирующее значение: сокращение
рабочего времени ведет к возрастанию
роли досуга, который займет то место,
которое в прошлом занимал труд, станет
главным жизненным интересом и главным
основанием идентичности человека.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона или дарвиновской биологии. Э.Дюркгейм, провозгласивший принцип "объяснять социальное социальным", внес в социологию новое понимание социальных законов – как законов поведения людей. Согласно Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению новых, собственно социальных явлений и законов. Однако Дюркгейм считал, что изучать социальные законы нужно "как вещи", т.е. как явления, существующие независимо от индивидов и оказывающие на них "принудительное" воздействие. М.Вебер отрицал способность социологии открывать универсальные законы человеческого поведения и считал, что ее задача состоит в понимании субъективных смыслов человеческого действия, из совокупности которых и "строится" социальная реальность. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.
ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ – важнейшая составляющая социальной политики, направленная на защиту уязвимых социальных групп и отдельных индивидов от деструктивных социальных процессов. Она ориентирована на приоритетную поддержку наименее защищенных семей на избирательной адресной основе, а также преодоление малообеспеченности через трудовую активность и социальную реабилитацию. Государственная система социальной защиты включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, по уходу за ребенком и т.п. В России с 1991 года происходило постоянное сокращение объема производства, реальной заработной платы и производительности труда, почти на 50% снизился ВВП. Обострилось неравенство в обществе. В результате резко возрос уровень бедности в стране. Поэтому система социальной защиты становится фактором выживания массовых слоев российского общества. Однако пока она не обеспечивает адекватную защиту уязвимых слоев населения.
КАСТА - замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс
и результат самоотождествления индивида
с каким-либо человеком, группой, образцом.
Идентификация – один из механизмов социализации
личности, посредством которого усваиваются
определенные нормы поведения, ценности
и т.п. тех социальных групп или индивидов,
с которыми личность себя идентифицирует.
В концепции З.Фрейда, к примеру, решающую
роль в формировании личности ребенка
играет его идентификация с родителем
того же пола, которая ведет к усвоению
нравственных ценностей родителей и формированию
"сверх-я" (Суперэго) как внутреннего
механизма самоконтроля. Каждый индивид
обладает несколькими различными идентичностями,
что порождает проблему личностной интеграции.
Если личности не удается решить эту проблему,
возникает ситуация, получившая название
кризиса идентичности. В различных типах
общественных систем идентификация личности
происходит по-разному. Для традиционных
обществ характерна локальная, малогрупповая
идентификация ( в семье, общине, касте
и т.п.). В модерном обществе уровень идентичности
повышается - до классового, национального
и гражданского. Современная ситуация
отличается кризисом характерных для
индустриального модерного общества механизмов
и оснований идентичности, ко гда люди
не могут соотнести себя с такими социальными
общностями, как государство, нация, класс,
профессиональная группа и даже пол. В
российском обществе кризис идентичности
конца 80-х-начала 90-х гг., связанный с распадом
Советского Союза и привычной гражданской
идентичностью, а также с распадом советской
ценностно-нормативной системы, постепенно
преодолевается. Однако пока доминирующими
остаются локальные идентичности ( моя
семья, друзья, близкие и т.п.), далеко оттесняя
российскую гражданскую идентичность.
ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ - одна из основных проблем в социологии. Для ее изучения используются различные методологические подходы.Эволюционные теории социальных изменений развивались Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др. социологами. Согласно эволюционизму, общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным и дифференцированным. Подобным же образом и структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации и увеличения структурной сложности. Противоположный подход к социальным изменениям был развит К.Марксом, который подчеркивал значение классовых противоречий и классовой борьбы, порождаемых противоречием производительных сил и производственных отношений. Согласно марксизму, развитие общества происходит путем революционного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества. Теории индустриального и постиндустриального общества (Д.Белл, О.Тоффлер и др.), исходящие из методологических установок технологического детерминизма , решающую роль в социальных изменениях отводит технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций ( неолитическая революция, промышленная революция 18-19вв, научно-техническая революция 50-60-гг. 20в., информационно-компьютерная революция конца 20в.). На этом основании выделяют три стадии исторического процесса – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу – это долговременный революционный процесс кардинального изменения всех сфер общества ( социальной структуры, всей системы общественных отношений, образа жизни и уровня жизни людей, культурных и моральных ценностей).Если социология модерна исходит из убеждения о направленном прогрессивном развитии человеческого общества от одной стадии к другой, то в социологии постмодерна утверждается представление о незаданности вектора общественного развития, его многовариантности (см. постмодернизм ).
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ –
начавшийся в Великобритании в ходе промышленной
революции конца 18-начала 19 вв. и распространившийся
на другие страны процесс превращения экономик и обществ
с преобладанием сельского хозяйства
и ремесла в экономики и общества, основанные
на машинном (механизированном) производстве.
Начавшись в промышленности, индустриализация
постепенно распространяется на сельское
хозяйство и сферу услуг. Индустриализация
предполагает развитие разделения труда
и новых производственных отношений, урбанизацию,
изменения в структуре занятости населения
и т.д. (см. индустриальное общество ). Процесс
индустриализации является основой более
широкого процесса модернизации.
При общности основных черт индустриализация
по-разному происходит в разных странах
и в различные исторические периоды. Так,
в ряде стран индустриализация осуществлялась
при ведущей роли государства (Германия,
Россия, Япония, страны Юго-Восточной Азии
), в других роль государства была ограничена.
В "теории зависимости" , разработанной
учеными Латинской Америки в 50-е годы,
объяснялись причины трудности и даже
невозможности индустриализации стран
"третьего мира". Они связывались
с потребностями развитых индустриальных
стран в сельскохозяйственной продукции
и минеральном сырье, а также в рынках
сбыта для собственных промышленных товаров.
Всякое местное промышленное производство
было задушено, а страны "третьего мира"
через неэквивалентный обмен (завышенные
цены на промышленные товары и заниженные
на сельскохозяйственную продукцию и
сырье ) вносили свой вклад в индустриализацию
и экономический рост Европы и США. В 80-е
годы появление так называемы "новых
индустриализирующихся стран" было
связано с развитием в развитых странах,
вступивших в этап постиндустриализма,
высокотехнологичных и сервисных отраслей
и экспортом индустриальных производств
в страны "третьего мира".
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО – общество, в котором произошла
индустриализация, создавшая новые технологические
основы его развития. Термин принадлежит
Сен-Симону, использовался Контом для
противопоставления нового, формирующегося
экономического и общественного уклада
прежнему, доиндустриальному. Современные
теории индустриального общества представляют
собой разновидность технологического
детерминизма.
Отличительные особенности индустриального
общества:
Утверждение
индустриального
Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).
Интенсивная урбанизация.
Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.
Образовательная революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.
Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод ( прежде всего избирательного права).
Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния").
Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления". (См. досуг ).
Изменение демографического типа развития ( низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).
Индустриализация является основой более широкого социального процесса модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.
ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНЫЙ – относительно устойчивые
и долговременные формы социальной практики,
которые санкционируются и поддерживаются
с помощью социальных норм и посредством которых
организуется общественная жизнь и обеспечивается
устойчивость социальных отношений. Э.Дюркгейм
называл социальные институты "фабриками
воспроизводства общественных отношений".
Социальные институты организуют человеческую
деятельность в определенную систему
ролей и статусов, устанавливая образцы
поведения людей в различных сферах общественной
жизни. Например, такой социальный институт,
как школа, включает роли учителя и ученика,
а семья – роли родителей и детей. Между
ними складываются определенные ролевые
отношения. Эти отношения регулируются
набором специфических норм и предписаний.
Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются
законодательно, другие поддерживаются
традициями, обычаями, общественным мнением.
Любой социальный институт включает в
себя систему санкций – от правовых до
морально-этических, которые обеспечивают
соблюдение соответствующих ценностей
и норм, воспроизводство соответствующих
ролевых отношений. Таким образом, социальные
институты упорядочивают, координируют
множество индивидуальных действий людей,
придают им организованный и предсказуемый
характер, обеспечивают стандартное поведение
людей в социально типичных ситуациях.
Когда та или иная деятельность людей
упорядочивается описанным образом, говорят
о ее институциализации. Таким образом,
институциализация – это превращение
спонтанного поведения людей в организованное
( "борьбы без правил" в "игру по
правилам"). Институциализируются практически
все сферы и формы общественных отношений,
даже конфликты ( См. конфликт социальный
). Однако в любом обществе существует
определенная доля поведения, не подчиняющегося
институциональному регулированию.
Обычно выделяют пять основных комплексов
социальных институтов. Это институты
родства , связанные с браком, семьей и
социализацией детей и молодежи; институты
политические, связанные с отношениями
власти и доступа к ней; экономические
институты и институты стратификации,
определяющие распределение членов общества
по различным статусным позициям; институты
культуры, связанные с религиозной, научной
и художественной деятельностью. Исторически
институциональная система изменялась
от институтов, основанных на отношениях
кровного родства и аскриптивных признаках,
характерных для традиционного общества,
к институтам, основанным на формальных
отношениях и достижительских статусах.
В наше время важнейшими становятся институты
образования и науки, обеспечивающие высокие
социальные статусы.
Р.Мертон ввел в социологию различение
между явными и латентными (скрытыми) функциями
социальных институтов. Явные функции
института заявлены, официально признаны
и контролируются обществом. Латентные
функции – это "не свои" функции,
которые выполняются институтом скрытно
или непреднамеренно ( когда,например,
система образования выполняет не свойственные
ей функции политической социализации
). Когда расхождение явных и латентных
функций велико, воззникает двойной стандарт
социальных отношений, что угрожает стабильности
общества. Еще более опасна ситуация, когда
наряду с официальной институциональной
системой формируются так называемые
"теневые" институты, которые берут
на себя функцию регуляции важнейших общественных
отношений (например, криминальные структуры
в современной России).
Любые общественные трансформации осуществляются
через изменение институциональной системы
общества, формирование новых "правил
игры". Прежде всего изменению подвергаются
те социальные институты, которые определяют
социальный тип общества ( институты собственности,
институты власти, институты образования).