Совершенствование использования труда молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России, рассмотрено использование труда молодежи на примере сети ресторанов быстрого питания Макдоналдс.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;
- изучить особенности занятости и безработицы молодежи;
- проанализировать деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи;
- ознакомиться с молодежной политикой;
- исследовать политику Ресторана быстрого питания Макдоналдс и его кадровую политику относительно молодежи;

Содержание

Введение
1.Теоретические подходы к видам и методам использования труда молодежи
1.1.Особенности российского законодательства в области труда молодежи
1.2.Направления совершенствования труда молодежи
2.Использование труда молодежи на примере ресторанов быстрого питания Макдональдс.
2.1.Общая характеристика использования труда молодежи на предприятии Макдональдс.
2.3. Предложения по совершенствованию использования труда молодежи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

anisimova.docx

— 225.53 Кб (Скачать файл)

Введение 
1.Теоретические подходы к  видам и методам использования труда молодежи 
1.1.Особенности российского законодательства в области труда молодежи 
1.2.Направления совершенствования труда молодежи 
2.Использование труда молодежи на примере ресторанов быстрого питания Макдональдс.

2.1.Общая характеристика  использования труда молодежи  на предприятии Макдональдс.

2.3. Предложения по совершенствованию  использования труда молодежи 
Заключение 
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономические  реформы в Российской Федерации  обусловили трансформацию прежней экономической системы. Произошли изменения в сфере труда и занятости населения. Появление комплекса рыночных отношений в сфере занятости ужесточило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловило выделение человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта долгосрочных инвестиций.

Молодежь - наиболее перспективная группа в  составе трудоспособного населения, так как ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели1. Через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы экономических отношений в целом. Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Успешный старт на рынке труда — ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи - самой экономически активной части общества.

При этом рыночные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта и требуемой  квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и имеет тенденцию к ухудшению.

В этой связи актуальным и стратегически  важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой.

Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации становится одной из главных стратегических задач развития страны, так как  молодежь – объект национально-государственных  интересов, один из факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Обеспечение занятости молодежи осложняется в условиях мирового финансового кризиса, вызвавшего снижение инвестиционной активности, а также рост безработицы населения. Указанные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ  рынка труда и занятости молодежи, анализ политики в области занятости  молодежи Российской Федерации и  на этой основе разработка основных направлений  совершенствования занятости молодежи России, рассмотрено использование  труда молодежи на примере сети ресторанов быстрого питания Макдоналдс.

В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:

- раскрыть понятие «молодежь»;

- рассмотреть молодежный рынок  труда;

- изучить особенности занятости и безработицы молодежи;

- проанализировать деятельность  служб занятости в трудоустройстве  молодежи;

- ознакомиться с молодежной политикой;

- исследовать политику Ресторана быстрого питания Макдоналдс и его кадровую политику относительно молодежи;

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в  сфере молодежи, государственное  регулирование занятости в России и использование труда молодежи на примере ресторана Макдоналдс.

Предметом курсовой работы являются механизмы государственного обеспечения  занятости молодежи и ее социальная поддержка.

Основными методами исследования являются метод анализа.

Структура курсовой работы включает: введение, две главы, содержащие шесть  параграфов, заключение, список использованной литературы.  

 
  
  
  
  
  
  
  
  
 1.Теоретические подходы к  видам и методам использования труда молодежи

 

Молодежь  характеризуется как социально-демографическая  группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями2.

Все определения молодежи, формулируемые  в отечественной научной литературе XX века, опирались на биологическую, психологическую, общественную (социальную) и возрастную характеристики человека, но при этом рассматриваемая категория населения была не вполне определена точными возрастными границами. Социологи при определении содержания термина «молодежь» могут ограничиваться перечислением разных признаков, характеризующих изучаемую социальную группу, но юристам необходимо давать термину «молодежь» однозначное определение. Причем в этом определении должно содержаться точное указание нижних и верхних возрастных пределов, очерчивающих круг лиц, попадающих под понятие «молодежь».

Молодежь принято делить на  четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это   в  основном учащиеся средних школ  и профессиональных учебных заведений  находящиеся, как правило, на  иждивении родителей или государства. До 14 лет социальный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объектом защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться и получать за свой труд вознаграждение. С 16 лет молодой человек получает основные трудовые и гражданские права. С этого же возраста молодые люди имеют право вступить в брачно-семейные отношения, а завершение этапа знаменуется наступлением правовой зрелости — человек получает и политические права.

2. 17-19 лет - юношество. Возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно новой  профессиональной  учебы.   Начинается                    
разделение жизненных путей юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой экономической,  политической  и культурной   
дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс   
социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и ответственности.

По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Продолжает  процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного  
опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия  молодежи в  
политических    отношениях    завершается    процесс    формирования    зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Молодое поколение выполняет  особые социальные функции, которые  никто другой выполнить не  может. Порой они бывают неоднозначны  и противоречивы.

Во-первых, молодёжь наследует достигнутый  уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности  и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и  противоречивость социально - экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

Определение категории «молодежь» позволяет  обобщить типичные характеристики, свойственные представителям молодежи, установить ее роль в различных сферах жизни, а также учесть специфические свойства, черты сознания и поведения молодежи в конкретном обществе на определенном периоде его исторического развития. Использование категории «молодежь» в нормативных актах свидетельствует о том, что этот термин относится не только к философско-социальным понятиям, но в определенной степени - и к правовым.

Итак, понятие «молодежь» в социально-правовом аспекте, в котором она рассматривается  как особая внутренне дифференцированная в соответствии с возрастными признаками биосоциальная группа, объединяющая людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые пребывают в динамичном состоянии социализации, обладают определенными социально-психологическими чертами, свойствами и ценностными ориентациями и наделяются специальным правовым статусом.

 

В условиях  структурной  перестройки  экономики  большую  роль  играет

изучение  проблем,  связанных   с   повышением   занятости   трудоспособного

населения и прежде всего  -  молодежи,  как  наименее  защищенной  категории

рабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность  на  рынке  труда  объясняется

отсутствием  достаточного  производственного  опыта  и  необходимого   стажа

работы по специальности. При этом молодые люди нередко  первыми попадают  под

сокращение при реорганизации  предприятий или становятся  безработными  сразу

же после окончания  учебного  заведения.  По  данным  Госкомстата  Российской

Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет  в  настоящее  время

приходится более одной  трети общей численности  трудоспособных,  а  удельный

вес молодежи среди безработных  колеблется по регионам страны  в  среднем  от

25 до 40 %.[24] По  данным  Городского  Центра  Занятости  Населения  (ГЦЗН)

города Улан-Удэ на 1 января 2002 года из 3783 безработных 31,5 %  составляет

молодежь в возрасте от 16 до 19 лет.

Основные показатели занятости  и рынка труда варьируют в  зависимости от

возрастных характеристик  экономически  активного  населения.  Как  правило,

наибольшие проблемы с  трудом возникают у молодежи.

Экономическая активность молодежи во многом зависит от  того, какая  ее

часть, обучается с отрывом  от производства и  какая  претендует  на  рабочие

места. Поэтому,  в составе  молодежи  можно выделить три  основные  возрастные

группы:

1 группа:  15-19 лет, с низким  уровнем активности (около 20 %),  так

как  большинство  представителей     этой   группы   обучается   с   отрывом

производства.

2 группа:  20 -24 лет,  уровень   экономической  активности  составляет

76%, а доля обучающихся  с отрывом от производства 19%.

3 группа: 25-29 лет, имеющие  высокий уровень экономической   активности

– 86 %,  доля обучающихся  - всего 1,5 %.[25]

В первой половине девяностых годов была нарушена взаимосвязь  динамики

уровня молодежи с  динамикой  числа обучающихся с отрывом  от производства.  В

отдельные годы численность  не росла,  а  уменьшалась.  Между  тем,  уровень

экономической активности молодежи тоже снижался,  особенно  у  15-19-летних,

являющихся наиболее «обучающейся»  группой  среди  молодых  людей  старше  15

лет. Главная причина, снижения уровня экономической активности  этой  группы

молодежи в увеличении демонстрируемой занятости. Кроме  того, какая-то  часть

молодежи  15-19  лет   находится   на  иждивении  у  родителей  в  связи   с

неопределенностью  выбора  в  своем  жизненном  пути,  не  работает   и   не

обучается.

Необходимо иметь в  виду, что в целом молодежь в  возрасте  16-29  лет,

составляет 39 % безработных. Но в составе  социально-демографической  группы

содержится подгруппа  несовершеннолетних 16-18 лет, которые  имеют все  права,

Информация о работе Совершенствование использования труда молодежи