Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:59, реферат
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни, это и определяет актуальность темы.
Введение 3
1. Основные социологические аспекты изучения семьи 5
1.1. Семья как социальный институт…………………………………………...5
1.2. Функции семьи 7
1.3. Семья как основной фактор, влияющий на
становление личности 9
2.Проблемы и перспективы семьи 15
2.1. Социальные проблемы семьи 15
2.2.Перспективы развития семьи 17
Заключение 20
Список литературы 22
РЕФЕРАТ
ПО СОЦИОЛОГИИ
«Современная семья: проблемы и перспективы эволюции»
Москва 2012
Содержание
Введение 3
1. Основные социологические аспекты изучения семьи 5
1.1. Семья как социальный институт…………………………………………...5
1.2. Функции семьи 7
1.3. Семья как основной фактор, влияющий на
становление личности 9
2.Проблемы и перспективы семьи 15
2.1. Социальные проблемы семьи 15
2.2.Перспективы развития семьи
Заключение 20
Список литературы 22
Введение
В настоящее время семейная проблематика становится все более и более значимой. Невозможно не отметить тот факт, что современное общество постоянно изменяется, движется, развивается. В связи с этим изменяются и отдельные социальные институты, в том числе и семья.
Семью можно
рассматривать с различных
Семья часто была предметом исследования социальных мыслителей, которые определяли ее сущность. Так, по словам О. Конта: «семья – это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других». Слова, сказанные в XIX в., актуальны и для современной российской семьи.
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни, это и определяет актуальность темы.
1. Основные социологические аспекты изучения семьи
1.1 Семья как социальный институт
Семья — один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объяснить факт неизменного сохранения семьи в обществе? При всем разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака — санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Семья — малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1) вступление в брак – образование семьи;
2)начало
деторождения – рождение
3) окончание
деторождения – рождение
4) «пустое
гнездо» – вступление в брак
и выделение из семьи
5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
1.2. Функции семьи
На всех этапах развития общества семья выполняла следующие основные функции: экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную.
Современная семья в основном сохранила все функции прежних форм семьи, но при этом изменились место, значимость и субординация функций.
Экономическая функция — одна из основных. Все прежние формы семьи являлись производственными единицами: члены семьи, как правило, занимались одним видом труда, причем дети приступали к производственной деятельности с малых лет. В современных условиях профессиональная деятельность людей осуществляется вне рамок семьи, экономической функцией семьи остается организация потребления и быта. В перспективе сфера экономической функции семьи будет, вероятно, сужаться.
Репродуктивную функцию называют еще функцией деторождения или воспроизводства населения. Исследования выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. В современной семье репродуктивная функция имеет некоторую специфику. Во-первых, наметилась устойчивая тенденция к малолетнему типу воспроизводства населения. Во-вторых, семья, сохраняя за собой функцию ранней социализации детей, все больше разделяет ее с общественными учреждениями (подготовка к трудовой деятельности, привитие профессиональных навыков почти целиком осуществляются общественными учреждениями).
Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств.
Социализация — явление более широкое, включающее также всю совокупность стихийно складывающихся обстоятельств и факторов, влияющих на становление и развитие личности. Поэтому воспитательная функция семьи фактически реализуется не только в форме сознательных и целенаправленных педагогических воздействий родителей на детей, но и посредством всей атмосферы семейной жизни.
Рекреативная функция включает в себя оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи.
Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентации, установок, эмоциональной культуры, нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, проявления в общении психологических установок, прежде всего взрослых членов семьи, от морально-психологической атмосферы в семье.
Регулятивная функция включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. Были предусмотрены наказания за непослушание родителям.
В демократической, эгалитарной семье регулятивная функция осуществляется только при помощи моральных норм, личного авторитета членов семьи и в первую очередь авторитета родителей по отношению к детям.
В семье, построенной на демократических
принципах, личность имеет наиболее
благоприятные условия для
1.3. Семья как основной фактор, влияющий на становление личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В процессе
близких отношений с матерью,
отцом, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками и другими
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.
Информация о работе Современная семья: проблемы и перспективы эволюции