Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:02, реферат
Семья - важнейший институт социализации, так как является обычной средой существования и развития человека от рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью, уровнем образования, нравственными установками родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.
Причины разводов. Развод — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов
Статистика разводов и браков в России (данные на 28.10.2009)
Кол-во браков |
Кол-во разводов |
Браков на 1000 чел. |
Разводов на 1000 чел. | |
2000 |
897327 |
627703 |
6.2 |
4.3 |
2001 |
1001589 |
763493 |
6.9 |
5.3 |
2002 |
1019762 |
853647 |
7.1 |
5.9 |
2003 |
1091778 |
798824 |
7.6 |
5.5 |
2004 |
979667 |
635835 |
6.8 |
4.4 |
2005 |
1066366 |
604942 |
7.5 |
4.2 |
2006 |
1113562 |
640837 |
7.8 |
4.5 |
2007 |
1262500 |
685910 |
8.9 |
4.8 |
2008 |
1179007 |
703412 |
8.3 |
4.9 |
Причины разводов, статистика причин разводов
Причины разводов |
% |
Алкоголизм, наркомания |
51 |
Отсутствие квартиры |
41 |
Сами супруги |
31 |
Материальное неблагополучие |
29 |
Родственники |
18 |
Отсутствие детей |
10 |
Долгая разлука |
8 |
Физические недуги |
2 |
Как видно из таблицы, более половины опрошенных главной причиной разводов называют алкоголизм и наркоманию. Эта цифра растет с каждым годом.
Статистика разводов по времени, прожитому вместе
Кол-во лет |
% |
До 1 года |
3.6 |
1-2 года |
16 |
3-4 года |
18 |
5-9 лет |
28 |
10-19 лет |
22 |
Более 20 лет |
12.4 |
Наибольшее количество разводов происходит в возрастном диапазоне 18 - 35 лет. Таким образом, в зону максимального риска попадают молодые пары.
Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что браки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 30.
После 30 лет людям гораздо сложнее перестраивать себя в соответствии с потребностями проживания вдвоем и вхождения в семейные роли. Более молодые легче расстаются с привычками, травмирующими супруга.
В 64% случаев суд предлагает разводящимся подумать и дает на это несколько месяцев. Забирают заявление о разводе около 7% супругов.
Подводя итог этим статистическим данным, приходим к подтверждению мысли, вынесенной в эпиграф, что брак - это не пожизненное заключение в клетке для двоих.
К причинам разводов относится:
1) поспешное, необдуманное вступление
в брак или брак по расчету;
2) супружеская неверность;
3) сексуальная неудовлетворенность друг
другом;
4) несовместимость характеров и взглядов;
5) психологическая и практическая неподготовленность
к семейной жизни и, как следствие, накопление
ошибок в семейных отношениях, разочарование
в любимом человеке или себе;
6) пьянство.
Исследования, проведенные разными авторами, подтверждают, что женская инициатива в разводах составляет от 60 до 80% и даже более.
Что касается разводов, то в целом по стране цифра, к сожалению, упорно растет. В двух столицах наоборот, держится примерно на одном уровне. Соотношение между браками и разводами находится в пределах 80%, а именно в целом по стране показатель равен 70, в Санкт-Петербурге - 80, но в Москве браков регистрируется практически в 2 раза больше, чем разводов. (Интернет-служба Мировой статистики)
Процесс воспитания ребенка.
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом
программы обучения. Правда в последнее
время в большинстве школ труд
находится в упадке. Это связано
как с общей социально-
Воспитание – в узком значении это духовное и физическое развитие, формирование личности человека, его этики. Морали, нравственности по социально принятым нормам поведения. В более же широком понимании, воспитание – передача накопленного человечеством опыта от старшего поколения к младшему. Процесс воспитания в педагогической системе в настоящее время перешагнул рамки образовательных учреждений в связи с выделением области социальной педагогики, участием педагогов в социальной работе в семье и общественных учреждениях, на предприятиях промышленности и в сфере обслуживания, в неформальных организациях и т.д. (педагогизация социальной среды в целом).
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, и прежде всего это происходит в семье, как единицей общества, со своими функциями, сложной структурой и психологией.
Данные социологических исследований показывают важное значение духовных факторов (наряду с экономическими) для укрепления семьи и повышения роли семейных ценностей в российском обществе. Без изменения отношения к семье никаких кардинальных изменений в положении семьи в России не произойдет. Нужна продуманная государственная политика, направленная на решение жилищных проблем и повышение реальных доходов населения на повышение нравственного уровня молодежи. Нужно восстановление семейных традиций. Вопрос заключается в том, дадут ли семье возможность «выздороветь» и «жить» полноценной жизнью.
Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.
Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей. Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и проч.
Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи – «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности сейчас мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону – проблемы демографии, следовательно и темпов развития общественной и экономической жизни. И в этом инициатива правительства наиболее важный, решающий фактор.
Анализ показал, что непосредственно материальное благосостояние семьи оказывает незначительное влияние на склонность семьи к рождению ребенка. Оценки моделей свидетельствуют о том, что в России существуют на настоящий момент две модели рождаемости — одна ориентирована на однодетную, реже — двухдетную семью, и эта модель является преобладающей (высока вероятность рождения ребенка у женщин, не имеющих детей). Модель многодетной семьи, также с более высокой вероятностью рождений, становится все менее распространенной.
Однако данные, говорящие о том, что склонность к рождению детей
выше в многодетных семьях, а также у родителей с высоким потреблением алкоголя, заставляют осторожно относиться к задаче повышения рождаемости «любой ценой». На наш взгляд, обществу необходимо, чтобы дети рождались в благополучных семьях, тогда как многодетные семьи часто относятся к бедным слоями населения, не говоря уже о неблагополучии семей, склонных к чрезмерному употреблению алкоголя. Непродуманная же система материального стимулирования может привести к всплеску рождаемости именно в этих семьях, а не к появлению второго ребенка в благополучных семьях с нормальным уровнем дохода.
В этих условиях меры социальной политики должны быть направлены, скорее, на поддержку семей при рождении ребенка, на рост репродуктивного здоровья, на укрепление семьи, чем собственно на стимулирование рождаемости, особенно на основе материальных факторов. Среди необходимых мер — увеличение пособий по рождению ребенка до социально приемлемого уровня, адресная поддержка малообеспеченных семей, в том числе льготы на оплату детских садов, помощь в трудоустройстве матерям малолетних детей, предоставление кредитов на покупку жилья молодым семьям, и др. Чрезвычайно важной является также задача улучшения ситуации в области контрацепции и уменьшение количества абортов, так как, даже по нашим оценкам, не менее половины беременностей оканчиваются ее прерыванием. Необходим также учет новой демографии ческой ситуации в других направлениях социальной политики (миграция, пенсионная система и др.).
Принятие решения о рождении ребенка. Изучение процессов сознательного родительства.
Родительство с позиции
Родительство — это
социально-психологический
Таким образом, можно предположить, что в развитой форме сознательное (или осознанное) родительство включает в себя:
По-настоящему сознательные родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, счастливым. Все это, как известно, закладывается в самом начале жизненного пути: с момента оплодотворения яйцеклетки, а фактически значительно раньше, ведь в основном родители передают детям то, что имеют сами. Поэтому рождение ребенка и его воспитание требуют осознания родительской ответственности и определенной грамотности, без которой эта ответственность не может быть реальной.
И как часто, когда улеглись первые эмоции от осознания перспективы скорого рождения ребенка, родители обнаруживают, что совершенно не знают, как быть родителями. Даже если они и понимают свою ответственность, элементарной грамотности не хватает.
К сожалению, в нашей культуре фактически отсутствует такая важная часть, как сознательное родительство, а тем более та ее часть, которую можно назвать перинатальной культурой (т.е. культурой проведения беременности, родов и воспитания младенца). Этой областью знаний сейчас преимущественно занимается медицина. Именно цепочка женская консультация — родильный дом — детская поликлиника становится общепринятым путем, которым на свет появляется новая жизнь. Именно там восполняются пробелы в родительской грамоте.
Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное
родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях. Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие:
1. Коммуникативное. Родитель
регулярно общается с ребенком,
находится в курсе его