Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:16, реферат
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону.
Точка в конце приведенного перечня, конечно, не окончательная. Число отраслей социологии, вычленяемых по сферам социальных отношений, тоже систематически прирастает. Ныне не только на Западе, но и в Казахстане начато обстоятельное социологическое исследование проблем международных отношений, бизнеса, конкуренции, культурно-просветительской деятельности, что позволяет говорить о формировании новых отраслей и подотраслей социологии.
Завершим сказанное об уровнях и отраслях социологии следующим образом. Вообразите дерево, у которого есть корни, ствол, толстые суки, исходящие от них ветки, листья и какие-то плоды. Это дерево - модель нашей науки. Его корни - социологические парадигмы, методологические принципы социологии и общенаучные методы познания. Ствол дерева социологии составляют общесоциологические ("большие") теории. Толстые суки - теории среднего уровня, а ветви - специальные (частные) теории. Все что произрастает на одном толстом суку - отрасль социологии. Листья, цветы и плоды символизируют эмпирическую социологию, конкретные социологические исследования, их методики и результаты.
Чтобы нарисованный образ адекватнее
отражал уровни и структуру социологии,
заметим, что древо социологии похоже
не на стройный кипарис или ель, а
на сибирскую (стелющуюся) яблоню. У
нее мощная корневая система, невысокий
ствол, много толстых сучьев и
ветвей, развитая крона. Аналогичная
картина наблюдается при
Любая модель упрощает и огрубляет действительность. Это утверждение относится и к предложенному нами образу древа социологии. Но каждая модель, даже самая примитивная, оказывается полезной для понимания того явления, которое она отражает. Представление социологии в качестве древа облегчает осознание органичности связей и взаимообусловленности ее различных структур и уровней. Эмпирические исследования "завянут" и "отпадут" от социологии, если не будут питаться живительным соком, поступающим из методологии и теории. Но все дерево социологии погибнет без научного "хлорофилла", вырабатываемого на ее эмпирическом уровне.
Перспективы развития социологии
Как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.
Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.
Критерием признания, самоутверждения
и самоопределения любой науки,
в том числе и социологии, выступает
как формирование своего особого
отношения к изучаемому объекту,
выделение в нем своего предмета
или предметной области, разработка
своих познавательных средств и
методов, так и разработка своего
собственного категориального аппарата,
чем в настоящее время
Глобализация всех сфер человеческой
жизни, Интернет, информационные технологии,
генная инженерия – эти и другие
достижения современной цивилизации
указывают на совершенно новые формы
социальной организации, которые будут
господствовать в XXI веке. Появляются новые
методы социально-политического
Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.
Но где же взять такую философию? Какое выбрать государство как образец желаемого развития, как пример для подражания? Многие указывают на США. Увы, США, где, как признал вице-президент А. Гор в своей книге “Земля на чаше весов”, рыночно-потребительская цивилизация создала тупиковую ситуацию.
Истина нынешней эпохи состоит в том, что в настоящее время нет ни государства, ни философии, которые могли бы в этом плане служить путеводной нитью (целью развития) для всего человечества.
Острую необходимость
Так что же такое социология в контексте эволюции власти? Это наука о закономерностях управляемого взаимодействия всех социальных объектов и субъектов в их прошлом, нынешнем и предполагаемом состоянии. Имея развитый категориальный аппарат, она в состоянии создавать свою инженерию (социальные технологии), исследуя, таким образом, и грядущее.
Довольно часто говорят о какой-то особой миссии социологии по сравнению с другими отраслями знания. Я хотел бы заметить, что состояние социологии лимитировано развитием всех остальных наук и прежде всего философии. Социолог, если у него возникает потребность выйти за рамки принятой (своей) философии, вынужден создавать (искать) новую.
Мне кажется, что в будущем социология вернется к своим истокам, давным-давно обозначенным молодым П. Сорокиным. Он считал, что “все виды мировой энергии или мирового бытия... in abstracto могут быть разделены на известные разряды, из которых каждый разряд обладает своим специфическими свойствами” и выделял три основных вида энергии (и, соответственно, взаимодействия): неорганическую (физико-химическую), органическую (жизнь), психо-социальную (или психическую) (общество). Сообразно с этим и науки могут быть разделены на три группы: физико-химические, биологические, социальные. Далее он говорил, что “все процессы взаимодействия, обладающие психической природой, совершенно независимо от того, между кем или чем они совершаются, представляют социальное взаимодействие и тем самым являются объектом социологии”.
Но еще важнее этого, заимствованного у Тарда или Петражицкого, определения представляется убеждение П. Сорокина в том, что в область социологии переместится огромный массив явлений, ныне считающихся биологическими: “В мире людей и высших животных биологические функции приобретают новый, а именно, психический характер, который их и делает объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы”.
Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснования сперва теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.
Как видим, современная социология
развилась сравнительно недавно. Причем,
когда О. Конт начал читать в Париже
лекции, из которых позднее составилось
шеститомное сочинение о “
Социология тесно связана с
философией. В основе связи —
изначальная целостность
Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Социология — наука о
В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.
В качестве основных структур в ней выделяют:
· макроциологию и
· общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
· теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
· отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);
направления и школы социологии,
т.е. союзы социологов-
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.
Список использованной литературы
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:"Прогресс-Универс",1993.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. М., 1998.
3. Гидденс Э. Социология. Учебник для 1990-х годов. Челябинск, 1992. (пер. с англ).
4. Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.
5. Конт О.//Мир философии. В 2-х ч.М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.
6. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.
7. Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-С.22-98.
8. Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.
9. Руткевич М.Н. Макросоциология. М., 1995.
10. Смелзер Н. Социология. Учебник. М., 1994. (пер. с англ.).
11. Соколова Г. Н. Экономическая социология. М., 2000
12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992.
13. Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований. М., 1998.
14. Социология. Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. М., 1996
15. Социология. Учебник для студентов вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1998.
16. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.
17. Тощенко Ж. Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.
18. Фролов С. С. Социология. Учебник. М.. 1996.
19. Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
20. Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник. М., 1998
21. Экономическая социология. / Под ред. Бальметдинова Е. С. Алматы, 1997.
22. Энциклопедический словарь.
23. Эпштейн С. Индустриальная социология в США. М. 1972.
24. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.
Министерство науки и
Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева
Самостоятельная работа студента
На тему : “Современная социология”
Выполнила: Латифова Айдана
Группа : ГК-12
Астана 2013